Белорусские радикалы выживают из Вильнюса "понаехавших" литовцев

Флаг с гербом Литвы на Кафедральной площади города Вильнюс
РИА Новости

Артурас Паулаускас

Похоже, отношения между литовским истеблишментом и так называемыми лидерами сбежавшей в Вильнюс белорусской оппозицией окончательно испортились.

Литвинизм всему виной. Госбезопасность отчиталась: сторонники данной теории могут усилить напряжение между этническими группами. Безобидные, казалось бы, заявления "понаехавших" в Вильнюс граждан Белоруссии о законных претензиях на столицу Литвы и земли вокруг нее переполошили здешних националистов.

С теорией литвинизма мало кто толком знаком, ее идеологию апологеты представляют смутно. Для тех, кто совсем не в теме, в двух словах поясним: речь идет о радикальной ветви белорусского национализма, основной идеологической позицией которого является отрицание балтийского происхождения Великого княжества Литовского (ВКЛ) и правивших княжеских династий.

Вторая позиция сводится к принадлежности белорусам значительной части литовских территорий, включая Вильнюс. Они предъявляют территориальные претензии к Латвии, Польше и России.

Идеологическое противостояние литовцев и белорусов под влиянием этой идеологии продолжается более двух десятилетий на нишевых интернет-ресурсах, посвященных истории.

Параллельно литвинисты негативно относятся к московской и минской власти и решительно отвергают их официальную историю, утверждающую, что русские и белорусы – один народ. На этой почве наиболее активные сторонники идеологии вынуждены бежать в ЕС, в том числе в Литву, где они составляют часть оппозиции.

Здесь собака и зарыта

В Вильнюсе радикальные белорусы не молчат, хотя могли бы чисто из житейских соображений. Высказывания вызывают нешуточный резонанс в литовском информационном пространстве. Еще бы! Местных националистов бесит, когда кто-то покушается на исторический флаг, герб и наследие ВКЛ.

Политики и общественные деятели в шоке: пригрели змеюк на свою голову.

Светлана Тихановская в роли вождя беглецов устала повторять, что проблема искусственно создана, призвана вредить белорусско-литовским отношениям: "Сама никогда не поставлю под сомнение территориальную целостность Литвы". Что от дамочки еще ждать, когда стул качается с каждым днем сильнее?

Клятвы помогают слабо. Депутат Сейма Раймундас Лопата указывает Свете на обитающего в Варшаве Павла Латушко, главного идеолога современного литвинизма, озвучивающего претензии к Литве и ее истории. К слову, на стороне Латушко стоят воюющие на стороне Киева боевики из так называемого националистического полка Калиновского. Штурмовики тоже ждут "похода на Вильно ради возвращения исконно белорусских земель".

Не знать о таких планах Тихановская не может, поскольку Латушко – член созданного ею координационного совета, а "калиновцы" – лучшие друзья и нечто вроде вооруженной гвардии оппозиции.

Пришла беда откуда не ждали

В Литве проявилось неожиданно много политиков, которым "оппозиция" стала неприятна. Тому есть причина – США разрешили больше не заигрывать с беглецами, бесполезными в борьбе против официального Минска. Например, член Сейма Касчюнас из "оппозицияфила" быстро превратился в "оппозицияфоба".

Он считает, что Тихановская и приближенные к ней фигуры должны озаботиться все более заметными проявлениями литвинизма, пока он не вызрел в антилитовскую программу. Националист прямо говорит – когда речь идет об общем историческом наследии двух народов, необходимо проводить четкие границы между ними.

Литва не может мириться с идеологией, отрицающей ее национальное самосознание и память. "Если историей в какой-то мере делиться – это нормально. Но присваивать себе историю – это никуда не годится", – говорит Касчюнас, страхуясь на перспективу – "усиление идеологии литвинизма и фальсификация истории Великого княжества Литовского вязаны с кремлевским режимом".

Беда в том, что не Москва, а белорусы, получившие разрешение на проживание в Литве, говорят о притязаниях на историю Вильнюса и Литвы.

И Лопата, и Касчюнас при всех различиях сходятся в главном – недопустимо, чтобы в стране появилась община, которая утверждает: настоящие литвины – это белорусы, а литовцы всегда жили на периферии старобелорусского государства. Страна литовцев – всего лишь плохо приготовленный продукт Московии.

Рубикон

Литовские элиты попали в "вилку". Для борьбы против легитимного президента Александра Лукашенко выгодно в среде противников Батьки поддерживать легенду об исторических связях белорусского общества через ВКЛ с Западом, а не с Востоком. Но веками элиты считали белорусов врагами. Для этнонационалистической Литвы ксено- и белорусофобии являются нормой.

Вильнюсу нечем гордиться, поскольку белорусы, как и представители других традиционных национальных общин, во власти не представлены, в политические процессы внутри страны не включены. Иначе говоря, они не имеют представителей в избираемых органах различного уровня, начиная от местного и заканчивая Европейским парламентом.

Отношение выборной власти к администрации Лукашенко после президентских выборов 2020 года вполне однозначное. Почти сразу Сейм принял заявление "О легитимности мандата президента Республики Беларусь". В документе выборы названы несвободными и несправедливыми. Отдельно подчеркнуто – мандат, основанный на сфальсифицированных результатах, не может считаться полученным демократическим путем.

И три года спустя в Вильнюсе осуждают внешнюю и внутреннюю политику Минска, выражают непоколебимую поддержку независимости, суверенитету и территориальной целостности "другой Республики Беларусь, а также ее народу".

Касчюнас, Лопата утверждают – даже ежегодные шествия националистов под позорным лозунгом "Литва – литовцам" не имеют в себе белорусского контекста. Тем более, что с февраля и марта 2021 года отдельной колонной в каунасском и вильнюсском маршах участвуют белорусские оппозиционеры во главе со своими лидерами.

Второй удар ниже пояса

Пока литовцы дискутируют, белорусы действуют. Например, придумали "альтернативный паспорт гражданина свободной Беларуси", ведут переговоры с Брюсселем о его легитимации. Ситуация понятна – у беглецов выходят сроки действия паспортов Республики Беларусь, а чем прикажете заменить?

Скользкость проекта для литовской элиты в том, что на обложке документа оппозиционеры хотят разместить в красном щите конного белого витязя с занесенным над головой мечом. Это древний символ свободы. У Литвы такой же.

Как быть? Это принципиальный вопрос, острее, чем "Кто будет выдавать паспорта? Кто их признает?".

Литовские националисты напряглись и решили переложить поиски ответов на плечи историков и экспертов по геральдике. Не доверять же выносить вердикт по столь деликатной проблеме сторонникам враждебной официальному Вильнюсу теории литвинизма?

Развязка ожидает быть интересной. Надо лишь немного подождать.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме