В вильнюсском управлении криминальной полиции, занимающейся расследованием тяжких и особо тяжких преступлений, а также преступлений организованных группировок, 5 октября пройдет допрос гражданина Российской Федерации, историка Валерия Иванова.
25 сентября ему вручили "Сообщение о подозрении". В документе идет речь о "подозрение в совершении уголовного деяния, предусмотренного частью 1 статьи 170-2 Уголовного кодекса – публичная поддержка, отрицание или грубое принижение международных преступлений, преступлений, совершенных СССР против Литовской Республики", – сообщила информационному агентству BNS пресс-секретарь Генрокуратуры Елена Мартинонене.
Она же сказала, что в качестве меры пресечения с Валерия Васильевича взята подписка о невыезде.
Государственный "преступник"
Иванова взяли в разработку за прежние грехи. Он был председателем просоветского "Единства" на заре литовской независимости. В 1994 и 1997 годах отбыл тюремное наказание за клевету на погибших 13 января 1991 года у Вильнюсской телебашни. Утверждал, что все жертвы – литовская фальсификация, и что Советская Армия не убила ни одного защитника свободы в Вильнюсе.
Через эти дела оказался связан с политическим узником Альгирдасом Палецкисом и позже был допрошен в качестве свидетеля по делу Палецкиса, в итоге осужденного за шпионаж в пользу России.
7 января 2023 года историк с российским гражданством активно участвовал в видео-стриме "Вспоминая события 13 января", который проводила общественная организация "Международный форум добрососедства". Эта НПО литовским властям крайне не нравится. Ее лидер Эрика Швенченене и ее соратники активно занимаются народной дипломатией, часто гостят в России и в Белоруссии, где их принимают на уровне главы МИД РФ Сергея Лаврова и президента Александра Лукашенко.
Прибалтийских националистов и русофобов возмущают правдивые репортажи форумчан о российской действительности, о БелАЭС и вообще о жизни в соседних славянских странах.
"Нас собираются судить, потому что мы, как указано в обвинении спецслужб, "формировали мнение литовцев", – утверждает Швенченене, руководитель "Международного форума добрососедства".
Иванов настроен по отношению к членам организации благосклонно. Этого достаточно, чтобы приплести его к "формированию мнения". Вот вам и досудебное расследование за содействие другому государству в действиях против Литвы.
Главный следователь Аста Пилькене явно торопится. 27 сентября Иванов был вновь вызван на допрос, в ходе которого отказался признать себя виновным, аргументируя позицию тем, что ему "непонятен смысл подозрений с правовой точки зрения, содержательной смысловой логики определений по каждому подозрению и фактической интерпретации тех событий".
Также допрашиваемый выразил следствию недоумение тем фактом, что криминальная полиция вместо расследования настоящих уголовных преступлений против человека и имущества людей, занимается идеологизированным делом. Тем более, что международная практика расследования по подобным делам поручает сотрудникам государственной безопасности самостоятельно, с санкции прокурора, представлять материалы следствия в суд на рассмотрение их в судебном порядке.
Полученный ответ обескуражил:" В Литовской республике иные порядки".
Давно опасно мыслить трезво
Впрочем, веди себя, как хочешь, но если в Литве тебя решили посадить за решетку, то непременно туда упрячут. Например, статья 170-2, часть1, по которой идет следствие, обвиняет человека за "публичное оправдание, отрицание или грубое принижение международных преступлений, преступлений СССР или нацистской Германии".
В части 1 сказано:
"Лицо, публично одобрившее геноцид или другие преступления против человечности или военные преступления, признанные правовыми актами Литовской республики или Европейского Союза либо правовыми решениями Литовской республики или международными судами, отрицало их или грубо принижало их, – если это было сделано в угрожающей, оскорбительной форме или из-за этого был нарушен или мог быть нарушен общественный порядок, а также лицо, публично поддержавшее агрессию, совершенную СССР или нацистской Германией против Литовской республики, геноцид или другие преступления против человечности, или военные преступления, совершенные СССР или нацистской Германией, или особо тяжкие или тяжкие преступления против Литовской республики, или особо тяжкие преступления против жителей Литовской республики, совершенные другими лицами, совершившими или участвовавшими в агрессии против Литовская республика в 1990-1991 годах их отрицало или грубо принижало, если это было сделано в угрожающей или оскорбительной форме, или в результате чего был или мог быть нарушен общественный порядок, наказываются штрафом, либо ограничением свободы, либо арестом, либо лишением свободы на срок до двух лет".
"… мог быть нарушен общественный порядок" – в УК ЛР это тяжкое или особо тяжкое преступление. Понятно, почему Валерием Васильевичем, 1947 года рождения (76 лет) занялись в столь серьезной конторе, как бюро криминальной полиции.
Мало того, что гражданин РФ публично одобрял преступления СССР, отрицая факт "советской оккупации", так 9 мая 2023 года посмел прийти на вильнюсское мемориальное воинское кладбище и возложил цветы к могилам солдат-освободителей.
Отвечая на вопрос, уместно ли праздновать победу Советского Союза, когда Россия находится в состоянии вооруженного конфликта с Украиной, Иванов сказал журналистам, что верит версии Кремля и президента РФ Владимира Путина о проведении на юго-востоке Украины "специальной военной операции", вызванной тем, что Киев и НАТО угрожают России.
Будь на дворе 1937 год, который для Литвы получился даже более кровавым, чем для СССР, коренного каунасца Иванова расстреляли бы по законам военного времени без суда и следствия. К счастью, такое невозможно. Доктору юридических наук Рышарду Бурде, адвокату обвиняемого, предстоит тяжелая битва с прокурорами, и помоги ему Господь выйти победителем.
Кстати, мы рассказали только об одном фигуранте следствия, но из информации Генпрокуратуры вытекает: обвинения предъявлены в общей сложности трем лицам – россиянину Валерию Васильевичу Иванову и еще двум, о которых пока ничего не известно.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.