В Таллине 26 сентября в 20 часов 30 минут случился переполох. Националисты возмутились: несмотря на санкции, грузовое сообщение между Эстонией и Россией продолжается, состав из 79 вагонов пересек границу в Нарве и растворился на просторах РФ. В МИД, Минтрансе, железнодорожном ведомстве телефоны раскалялись.
Керстин Мересма, советник по СМИ дипведомства, не нашла ничего убедительнее странного заявления: "В настоящее время Европейский союз разрабатывает двенадцатый пакет санкций, направленный против России. Министерство иностранных дел Эстонии подчеркивает, что новый санкционный кейс – попытка предотвратить обход санкций".
МИД и, наверное, Брюссель, ведут речь даже не о предотвращении, а только о попытке предотвращения. Стоило ли столько лет копья ломать?
К слову, о каком "предотвращении уклонения от санкций" говорит Таллин, если тайно и с успехом вела бизнес в России семья премьера Каи Каллас? Ее муж частично владел транспортной компанией Stark Logistics, возил грузы в обход европейских рестрикций, а принадлежащая ему же фирма "Метапринт" изготавливала для россиян тару из легких металлов.
Случайно не цинки для патронов и не артиллерийские боеукладки? Вот смех, если именно такую тару эстоноземельцы поставляли на российский рынок.
"Мой муж не сделал ничего плохого", – корчит из себя дурочку Кая Каллас. Конечно, ничего, не считая бизнеса в обход санкций. Муж флиртовал, а жена обманывала свой народ, заверяя, что "никакой флирт с Россией невозможен".
Прибалты сели в лужу
С экономическими ограничениями и запретами прибалты сели в лужу. Сознательное разрушение цепочек импорта-экспорта привело к тому, что рост ВВП в еврозоне по итогам года составит всего 0,7%, по прогнозам – 1,2% в 2024-м. При этом показатели роста в странах Балтии ниже среднеевропейских, а для Литвы они катастрофичны.
В отличие от большинства стран ЕС, год здесь проходит под знаком рецессии, экономике необходим рывок, который практически невозможен из-за растущих кредитных ставок. К тому же совершенно непонятно, какой окажется инфляция. Говорят, в среднем по ЕС 1,7%, но для Литвы – до 5,4% и, возможно, больше.
В местном Минфине во всех бедах обвиняют Российскую Федерацию. На доходчивом примере поясним, в чем ее вина.
Потолок цен в $60 за бочку российской нефти страны G-7 ввели в конце 2023 года, затем этот список расширили для нефтепродуктов. Самые "лучшие" друзья Москвы из Вильнюса (в Таллине и Риге таких тоже завались) настаивали и поддерживали идею снижения предела до $30/баррель, чтоб гарантированно лишить "Кремль притока денег на ведение конфликта".
Но конъюнктура рынка сделала зигзаг, черное золото Россия уже продает по $90, скоро будет $100 за баррель, и тенденция к снижению не просматривается. В этих фактах прибалты как раз и видят "нечестность российских экспортеров нефти". Заодно и продавцов СПГ, электроэнергии, зеленой древесины и бог знает каких еще товаров, востребованных в Европейском союзе.
Сами знаете – каждый видит то, что хочет видеть.
Остановить нельзя смириться
Чтобы осмыслить происходящее, в столице Литвы провели экономическую конференцию. Ни за что не догадаетесь, каким оказался главный вывод. Вот, пожалуйста: "Вопреки заявлениям и надеждам Запада, эффект обратный – случилось то, чего никто не хотел. Санкции не дают результатов".
Это всегда утверждала Москва, а президент РФ Владимир Путин на недавнем Петербургском форуме с цифрами в руках в очередной раз доказал бесполезность рестрикций и вред для тех, кто санкции изобретает.
Не стоит думать, что собравшиеся в Вильнюсе эксперты восхищались устойчивой гибкостью экономики РФ и целенаправленным творчеством ее правительства. Наоборот. Но не отметить тенденций к росту российского ВВП они не могли. В частности, экономист Альгирдас Барткус из Вильнюсского университета подчеркнул – надеяться на крах России наивно.
Глава Минэнерго Дайнюс Крейвис признал: история победы Запада в экономическом противостоянии США-СССР не повторится, российская экономика стабильна, а за счет высокого уровня энергетической и продовольственной безопасности страна выходит в мировые лидеры сразу по нескольким позициям. Например, по производству полупроводников.
Министр сослался на экономический обзор Financial Times, в котором издание утверждает, что РФ в текущем году увеличила экспорт нефти на 50%. "Денег на финансирование вооруженного конфликта стало больше, чем было. Так дальше продолжаться не может", – резюмировал доцент Барткус, заочно предложив индусам, туркам и китайцам отказаться от импорта российской нефти.
Даже неловко смеяться над ученым человеком – нашел дураков. Покупая черное золото, они производят автомобильное топливо, втридорога продавая странам Европы, которые в контексте нефти и газа выглядят двусмысленно, запрещая ввоз и тут же нарушая свои правила.
Литва активно, например, поддержала запрет на поставки трубопроводного газа от концерна "Газпром". Сейчас европейцы дорого приобретают сжиженный от того же поставщика через терминалы в Испании, Бельгии, Франции, но не через СПГ-терминал в Клайпеде. Потому что из-за русофобствующих чиновников Минэнерго Москва вычеркнула этот порт из перечня приоритетных. Впрочем, как и другие прибалтийские морские ворота.
Прозвучали в Вильнюсе такие цифры: в августе на Индию и Китай пришлось по 24% объемов экспорта российского газа, на Турцию – 17%. Четвертым в списке ведущих партнеров стоит Европейский союз – 11%. "ЕС мог бы приобретать газ у Норвегии, у Катара, но почему-то берет именно у России", – возмущался в трибуны конференции экономист Барткус:
"В 2023 году Российская Федерация отыграла все предыдущие потери, экономика пошла в рост, Москва минимизировала и продолжает минимизировать отношения с коллективным Западом. Нетрудно предсказать, что произойдет с его экономиками, когда Москва окончательно порвет связи с ЕС".
Литовские экономисты такого сценария боятся, но извиняться за собственные глупости и возвращаться на российский рынок боятся еще больше.
Продукт творческих мучений
Экономические законы, принимаемые кабинетом министров Ингриды Шимоните, – продукт творческих мучений. Так охарактеризовал усилия экономического блока правительства Зенонас Буйвидас, президент национальной ассоциации автоперевозчиков Linava. Результаты мучений министров служат не хозяйственным интересам государства, а испытательным полигоном для предпринимателей.
По словам бизнесмена, проблема рабочих рук в Литве не решается десятилетиями. Докатилась страна до того, что парикмахеров заманивает из Ирака и Афганистана, водителей – из Пакистана, врачей – из Индии. Давно забыто правовое регулирование ЕС, ориентированное на трудоустройство населения стран-членов, а не жителей третьих стран.
Литовские экономические законы вопреки логике формируются на основе "диктатуры квот", которые наносят гигантский ущерб государству. Например, выгодно каким-то делом заниматься с Россией (газом, допустим, или пшеницей), но квоты запретительного характера не позволяют. И рождается вредный национальный закон о санкциях, но он точно соответствует "хотелкам" чиновников из Брюсселя.
Наверное, это неплохо для спринта, но убийственно для марафона, которым и является хозяйственная деятельность государства, утверждает Зенонас Буйвидас. С ним можно спорить, но по сути президент Linava глубоко прав: "Просвещенных" кабминов в Литве было много, пользы от них мало".
Лучше не скажешь. Приятно, когда экономические "могильщики" Российской Федерации расписываются в собственном бессилии перед живучестью "бензоколонки", как умничал в свое время один загорелый заокеанский товарищ.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.