Литва наигралась в экспорт демократии: белорусы, убирайтесь домой

Вильнюс

Светлана Журавлева

Госбезопасность Литвы капитулировала перед десятками тысяч граждан Белоруссии, ежемесячно пересекающих границу между Союзным государством РБ и РФ и Евросоюзом – жандарма к каждому не приставишь.

Интересно тасуется политическая колода. Стоило президенту Гитанасу Науседе в Дубае вместе с главами Польши и Латвии отказаться позировать фотографам в компании Александра Лукашенко, как в Литве начались гонения на белорусских эмигрантов.

Три с половиной года тому назад граждан соседней страны буквально заманивали: мол, бегите из кабалы, созданной последним диктатором Европы – в противном случае много лет предстоит сидеть по концлагерям и тюрьмам.

По литовской статистике, более миллиона человек в августе 2020 года протестовали против официальных итогов президентстких выборов. Центром неповиновения был Минск. Вильнюс поддерживалал всех недовольных.

С тех пор в Литву приехало около 60 000 "протестунов". Община прирастает на 10-15 тысяч человек в год. Глядя на цифры, депутаты Сейма громко заговорили об "угрозе национальной безопасности" и потребовали ввести жесткие ограничения для пересекающих границу.

ДГБ капитулировал

Литва ведет себя по отношению к мигрантам по-свински. Департамент государственной безопасности пугает руководство государства "красной линией", которую вот-вот перешагнет белорусская община: "Она станет настолько большой, что сможет влиять на результаты выборов местной власти".

Такой сценарий возможен, поскольку иностранцы после пяти лет проживания имеют право избирать и быть избранными на муниципальных уровнях. Однако, есть ли чего опасаться, если во власть "пройдут лучшие представители белорусской диаспоры, так сказать, сливки оппозиции", интересуются журналисты оппозиционного сетевого издания Ekspertai.eu.

Так-то оно так, да не совсем. Объясним на примере диссидентки-активистки и главы благотворительной организации "Наш дом" Ольги Карач. Она оказывает гуманитарную, психологическую и другую помощь белорусам как на родине, так и в Литве, а также занимается мониторингом нарушений прав человека.

С точки зрения западных кураторов и финансистов Карач, дело нужное. У Минска иная позиция. В 2022 году там признали организацию экстремистской, а в 2021 году белорусский КГБ внес ее в список террористов.

Представьте себе, Департамент миграции при МВД отказал такой важной и нужной Литве даме в предоставлении убежища, поскольку, по мнению государственной безопасности, "ее проживание в Вильнюсе представляет угрозу национальной безопасности из-за связей с российской разведкой". Как вам поворот?

Глупая Карач подтвердила, что весной 2022 года литовские спецслужбы предупреждали ее об опасных связях, но от дальнейших комментариев воздержалась. Впрочем, и сказанного достаточно, чтоьбы убедиться в искренности ДГБ.

Его агенты склонны думать, что таких "оппозиционеров и показных противников Лукашенко" в Литве может быть сотни и даже тысячи. Сотрудников КГБ и других белорусских силовых ведомств – десятки и сотни. Руководство Литвы по доброте душевной своими руками взращивает чуждую силу, способную погубить государство. Это тем более опасно, поскольку Минск является союзником Москвы в деле, которое для Вильнюса может завершиться трагично. Речь об Украине.

Поэтому правящие страной консерваторы придумали план ужесточения ограничений для граждан РБ, желая уравнять санкции к ним с теми рестрикциям, что применяются к россиянам.

Зарегистрированные в декабре прошлого года поправки к закону о правовом положении иностранцев (инициаторами явились председатель парламентского КНБО Лауринас Касчюнас, вице-спикер Сейма Паулюс Саударгас и бывший министр иностранных дел Аудронюс Ажубалис) предлагают ограничить выдачу видов на жительство, за исключением ВНЖ для высококвалифицированных работников.

Параллельно пробуют облегчить условия для российских и белорусских демократов при подаче заявления на получение национальной визы по гуманитарным соображениям. Предложение поддерживает министр внутренних дел Агне Билотайте, отвечающая за миграционную политику, но премьер-министр Ингрида Шимоните и лидер правящей партии консерваторов Габриэлюс Ландсбергис сомневаются в правомочности инициативы.

К слову, россияне и белорусы уже ограничены в возможности получения литовских виз и электронного статуса резидента, но граждане России сильнее зажаты в тиски. У них нет возможности приезжать в Литву, приобретать недвижимость, заявления на предоставление вида на жительство временно не принимаются.

Президент Литвы Гитанас Науседа настаивает на безотлагательном уравнивании санкций. Депутаты Сейма теоретически готовы к решению вопроса, но консерватор Касчюнас признает – парламенту все еще не хватает голосов для ужесточения ограничений.

Песец – не только ценный мех

Диспозиция осталась бы неполной, если ни слова не сказать о самих эмигрантах. Не считая горстки приклеившихся к Светлане Тихановской политических альфонсов, привыкших жить на халяву и подачки, белорусы приехали в Литву за лучшей долей так же, как литовцы расползлись по всей Европе. Но команда Тихановской всех без исключения выдает за сподвижников оппозиции и противников президента Лукашенко. Так сказать, прохиндеи добирают солидности и массовости.

Сама Светлана Георгиевна понимает, что игра в демократическую оппозицию вошла в опасную фазу, которая грозит ей личным поражением. Поэтому она изо всех сил пытается убедить литовскую власть в том, что, цитируем, "банить всех, у кого белорусский паспорт, нельзя – это в первую очередь ударит по противникам Лукашенко и сыграет ему на руку".

Лучшей обороной для Тихановской является атака:

"Такие шаги могут предлагать те, кто не понимает ситуацию в Минске или не следил за событиями 2020 года. Возможно, кто-то пытается заработать политические очки и спекулирует на теме, создавая напряжение между литовцами и белорусами. А это именно то, чего так добиваются Владимир Путин и Александр Григорьевич".

В борьбе за выживание "почти президент" перегнула палку. Науседа далеко не ангел, но обвинять его в обслуживании интересов Москвы и Минска – чересчур. Однако оппозиция закусила удила, пытаясь доказать свою силу, влияние и успехи в борьбе против СВО на Украине. Не успел Касчюнас сказать, что ужесточение ограничений для белорусов необходимо в том числе потому, что они не поддерживают Украину, белорусские заправилы из офиса Тихановской выступили с категорическим опровержением:

"Правозащитная организация "Правовая инициатива" сообщает, что после начала российской СВО в Белоруссии были задержаны около 2 тысяч человек, не менее 630 из них арестованы".

Подобной слабо аргументированной и мало убедительной белибердой переполнены все отчеты Тихановской. Совершенно непонятно, почему литовцы должны им верить? Разве лишь потому, что под ними стоит подпись самой "президентши в изгнании"?

Здесь мало кто принимает словесные фитюльки всерьез, поскольку высокопоставленные белорусские нахлебники надоели хуже горькой редьки. Можно не сомневаться в том, что руководство Литвы под благовидными предлогами стремится "слить" псевдореволюционеров.

Не исключено, что 2024 год станет последним сытым годом для белорусских альфонсов и содержанок. К сожалению, для литовской республики и ее общества одной из основных целей, начиная с 2004 года, была либерализация, демократизация Белоруссии. Однако ничего не удалось добиться.

На взгляд оппозиционных Науседе экспертов, в частности историка Альгимантаса Каспаравичюса, прожитые в заботах о Белоруссии двадцать минувших лет не отличались особой рациональностью и пошли во вред самой Литве.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме