Возрождение ядерных амбиций Литвы в энергетике: сыграет ли ставка на малые АЭС?

Строительство второго энергоблока Игналинской атомной электрической станцией. Литовская ССР. Остановлена 31 декабря 2009 года.
© Sputnik / Улозявичюс Аудрюс

Илья Круглей

В Вильнюсе представили стратегию по достижению энергонезависимости к 2050 году, которая выглядит несколько нереалистично. В этот документ включены малые модульные АЭС, хотя на Западе есть только прототипы, а сами установки еще разрабатываются.

В обновленной национальной стратегии Литвы по энергетической независимости отмечается, что балтийская республика должна к 2050 году стать страной-экспортером энергоресурсов, в том числе водорода. Также к этому времени государство должно производить и потреблять 74 ТВт*ч.

Планы очень амбициозные. И в узких кругах можно было бы подумать, что для их достижения не стоило закрывать огромный источник энергии, доставшийся Литве в подарок – Игналинскую АЭС. Но правительство балтийской республики так не считает. Закрыв одну атомную станцию, они собираются построить несколько малых АЭС.

Реальны ли планы литовского правительства? Насколько доработана технология малых модульных атомных реакторов, раз Вильнюс уже включил их в свою стратегию развития?

Придется ждать… или идти "на поклон" к России

С одной стороны, план Литвы достичь производства и потребления 74 ТВт*ч к 2050 году выглядит амбициозно, а с другой – нереалистично. Согласно данным местного сетевого оператора Litgrid, в 2023 году в стране производство электроэнергии составило 5,7 ТВт*ч (что в 13 раз больше запланированного), а потребление – 11,1 ТВт*ч (в 7 раз больше поставленной цели). Конечно, до "часа Х" у Вильнюса еще 25 лет в запасе. Но проблема в том, что предыдущие черстветь века и потребление и добыча в этой стране только снижались.

Безусловно, власти республики предпринимают усилия для того, чтобы увеличить производство электроэнергии. Но даже учитывая все проекты, в 2023 году было произведено 48% от общего потребления. Показатель хоть и вырос по сравнению с предыдущими годами (например, в 2021 было только 35% от общего потребления), но все равно едва дотягивает до 2010 года – первого, после закрытия Игналинской АЭС.

Напомним, в 2009 году Литва закрыла одну из самых мощных и современных атомных электростанций в мире. Это было требование Брюсселя при принятии страны в Евросоюз. До этого момента Литва была экспортером электричества, причем довольно крупным. Один блок АЭС обеспечивал 70% потребления страны, а второй покрывал нужды Латвии и Эстонии.

Теперь министр энергетики Дайнюс Крейвис хочет вернуть те времена, снова сделав свою страну экспортером электричества. И вот же ирония, сделать это планируется снова с помощью АЭС. Но не "плохих советских", а "хороших западных". Его стратегия предусматривает возможность развития в стране реакторов малой мощности после 2030 года.

Как рассказал Baltnews старший эксперт Фонда "Институт энергетики и финансов" Сергей Кондратьев о небольших модульных реакторах, которые стали бы путем развития атомной энергетики, говорят многие восточноевропейские страны, в том числе Польша, Литва.

Но проблема в том, что в коммерческом исполнении эта технология на данный момент есть только у России. На реакторы ПЭТЭС "Академик Ломоносов" уже можно посмотреть. И РФ сейчас масштабирует эту технологию и планирует строить небольшие электростанции для Дальнего Востока, рассматриваются выходы на другие зарубежные рынки.

"Если мы посмотрим на других производителей, будь это американские компании или китайские, у них пока речь идет либо о прототипировании, либо, если речь о США, о пилотном проекте. У них нет ни одного реализованного проекта, поэтому нет понимания ни о безопасности подобных установок, ни о себестоимости", – сказал Кондратьев.

"Вторая проблема заключается в том, что достаточно часто на Западе подобные проекты предлагаются и реализуются стартапами. Это не российский "Росатом", где технологии малых модульных реакторов практически наследуются с установок, расположенных на атомных ледоколах, подлодках, есть большой опыт использования подобных технологий в разных секторах. Стартапы же начинают такие проекты с чистого листа", – отметил эксперт.

Сергей Кондратьев призвал не ждать, что на Западе подобные технологии в серийном исполнении появятся раньше 2030-х годов. Да, модульные АЭС быстрее строятся, быстрее подключаются к сети, чем большие стационарные электростанции. Но вряд ли страны Восточной Европы смогут получить их раньше 2035-2036 года.

"Также очень важный момент – Литва ранее уже предпринимала усилия для того, чтобы привлечь к себе инвесторов и построить мощности, замещающие закрытую Игналинскую АЭС. И основная проблема была не в технологиях (желающие построить атомную электростанцию были, в том числе японские компании), а в деньгах. Инвесторы хотели, чтобы их вложения были гарантированы литовским правительством. А Литве будет очень сложно что-то гарантировать, учитывая бюджетный дефицит и ограничения по госдолгу. Дать гарантии для дорогих проектов проблематично", – заметил эксперт.

По его словам, если говорить об АЭС мощностью 400-500 МВт, необходимо около $2 млрд. А если проект будет подразумевать какие-либо инфраструктурные изменения, то сумма значительно вырастет.

"Не стоит забывать и о том, что проблемы со строительством атомных электростанций могут быть и на общеевропейском уровне. АЭС сегодня рассматривается в ЕС как переходный источник низкоуглеродной энергии. Но будет ли он считаться таковым в середине 2030-х годов, неизвестно. Следовательно, претендовать на льготы, субсидии, деньги из фондов для строительства модульных АЭС, станет невозможно, а значит реализовать коммерчески этот проект крайне сложно", – резюмировал энергетик.

Проекты есть, а денег нет

Возможность достичь энергонезависимости с помощью малых модульных АЭС, не обращаясь за помощью к России, выглядит достаточно размыто, если не сказать нереалистично. Зачем же тогда не просто рассуждать об этом, но и записывать в официальный документ? Во многом для того, чтобы создать иллюзию светлого будущего.

Согласно плану Крейвиса, большую часть энергии в 2050 году будут производить ветряные электростанции (28,1 ТВт*ч), морские ветропарки (18,8 ТВт*ч), ядерные реакторы(11,2 ТВт*ч), солнечные электростанции (9,5 ТВт*ч). При этом сегодня в Литве уже установлены сотни ветрогенераторов, совокупной мощностью 540 МВт. Однако балтийская республика планирует также построить морскую ветряную электростанцию мощностью около 700 МВт в своих территориальных водах, недалеко от Паланги. Работы должны начаться в 2028 году. Очевидно, что этот проект тоже очень недешевый, хотя, возможно, и не настолько затратный как малые модульные АЭС. Где же на все это брать деньги?

Главный экономист шведского банка Swedbank (работает в Литве) Нериюс Мачюлис заявлял, что в 2024 году ВВП страны должен вырасти на 1,8%, а в 2025 – до 2,5%. Кажется, что это довольно неплохо. Но если посмотреть не на прогнозы, а на реальные цифры, картина уже не настолько оптимистичная. Так, за три квартала 2023 года ВВП составил €53,4 млрд, что в сравнении с аналогичным периодом 2022 года составляет -0,5%. Отрицательный рост экономики очевиден всем, кроме литовских экономистов. Даже премьер-министр этой страны мыслит более трезво. Не зря она говорила о том, что "у государства нет ничего, кроме денег налогоплательщиков и долгов, взятых от их имени".

Выходит, финансировать настолько дорогостоящие проекты из бюджета Литвы не получится. Нужно привлекать инвесторов. Но учитывая, что объем инвестиций в Европу в принципе имеет тенденцию к сокращению (даже в богатых странах, не говоря уже о периферии), стоит ли надеяться, что кто-то будет вкладывать деньги в государство Прибалтики?

Директор Института нового общества Василий Колташов в беседе с Baltnews отметил, что никто даст Литве даже цента. По его словам, очень смело со стороны Вильнюса продумывать энергетическую стратегию до 2050 года, учитывая, что к тому времени Литвы, как независимого государства, может вообще к тому времени не остаться.

"Эта страна в стратегии НАТО находится в прифронтовой полосе и инвестировать туда не будут хотя бы из-за того, что никто не может гарантировать, что балтийская республика сохранится. Литва является одним из инструментов влияния – она блокировала поставки в Калининград, пыталась захватить власть в Белоруссии. Сейчас она активно вооружается, привлекает немецких солдат на свою территорию. Соответственно, видя все это, ни один инвестор не будет вкладывать в эту страну ничего", – рассказал экономист.

"Проекты атомной генерации могут появиться в Швеции, Дании, Чехии, Австрии. Но на Литву никто не будет тратиться. Это иррационально. И сроки постройки значения не имеют – хоть они запланированы на 2030 год, хоть на 2050-й. Вменяемые литовцы могут только посмеяться над этими прогнозами. А для остальных подобная стратегия – это обычная сказка, по примеру той, что когда-то рассказывали украинцам о сельскохозяйственной сверхдержаве и европейском благополучии", – рассказал экономист.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме