"Победоносная армия дикобразов": Вильнюс мечтает о несбыточном

Военнослужащие армии Литвы

Ксения Сорокина

В условиях копеечного финансирования министр обороны Литвы Довиле Шакалене сосредоточилась на реализации чрезвычайно амбициозной идеи – в маленькой стране создать огромную армию.

Президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен, высказавшись об Украине, как-то обронила: ВСУ должны стать для армии России такими же несъедобными, как железные дикобразы.

Если качественно препарировать слова Урсулы, мы в итоге узнаем, что метафора весьма популярна. Авторство принадлежит немецкому философу Артуру Шопэнгауэру, таким образом кратко описавшим всю суть человеческих взаимоотношений. В дальнейшем ее популяризировал психоаналитик Зигмунд Фрейд: 

"Люди напоминают собой стадо дикобразов, бредущих по ледяной, холодной равнине. Им холодно, они жмутся друг к другу и колют друг друга своими иголками".

Дамочки без царей в головах

В том же духе высказалась, хотя и по другому поводу, министр обороны Литвы Довиле Шакалене. 

"Моя цель заключается не в создании армии одного сражения, а в создании армии, способной выиграть войну", – заявила в расчете на сенсацию военный министр во время визита в Израиль, где встречалась с главой Минобороны Исраэлем Кацем. 

Литовская республика – государство умных граждан и бездарных руководителей. Как говорит народ, дураки думкой богатеют.

Образную метафору что фон Ляйен, что Шакалене использовали не к месту. Неужели они действительно хотят, чтобы люди с оружием из составов национальных формирований "кололи друг друга своими иголками"?

В итоге дважды получилась чиновничья глупость, к тому же неосуществимая. Украинские войска правильнее сравнивать с армией деревянных солдат Урфина Джюса. 

Превратить своих генералов, полковников, фельдфебелей, рядовой состав в армию выкованных из железа дикобразов у литовского министра тоже не получится – дерево не становилось железом даже в руках алхимиков. 

Как отметили журналисты оппозиционного сетевого издания ekspertai.eu, литовка предлагала воюющей стране делиться опытом подготовки резервистов и правилами формирования всеобщей обороны. Женщине невдомек, что такие вещи являются государственной тайной, и делиться с гостьей никто ничем не собирается.

Явно заигрывая, Шакалене давала понять собеседнику, что Израиль с Литвой схожи в смысле соседства с проблемными государствами. Правда, у хозяев встречи больше боевого опыта по защите своих граждан. В этом месте Шакалене и произнесла свои слова о планах на армию. 

Как отреагировал и что ответил господин Кац, пресс-служба литовского министра не сообщает. Возможно, он дал понять, что литовскому министру жизни не хватит на превращение нынешней армии страны с небогатой военной историей в армию победителей. Говоря простым языком, кишка тонка.

Где тонко, там рвется

Шакалене – отрыжка Социал-демократической партии, у руля которой стояли покойные Альгирдас Бразаускас и Алоизас Сакалас. Было еще несколько достойных руководителей. Они живы, но давно отошли от дел ради спокойной старости.

В Литве член правительства – не обязательно профессионал в сфере своих полномочий. Как правило, совсем не профессионал. Министр, в первую очередь, – лицо политического доверия, который проводит генеральную линию партии на доверенном ему участке.

Шакалене – плесень на осколках СДПЛ старой закваски. Пыхтит, но толку мало, потому что малограмотная в военном отношении и без управленческого опыта. Одним словом, глубоко случайный человек в костюме армейского покроя. Отсюда бредовые идеи, с которыми молча соглашается командующий армией Раймундас Вайкшнорас. Офицерам Объединенного штаба остается лишь слепо исполнять команды.

Кадры решают все

Однако, сколько ни копи "железо", без людей оно мертво, и именно живая сила, как их называют в военном деле, решает исход на поле боя. В Литве таковой насчитывается примерно 10 тысяч человек. Для "армии-победительницы" сил мало, если учесть, что киевская хунта говорит о миллионе солдат и при этом трещит по швам.

Генералам нужны люди. Поэтому в Сейме председатель комитета по национальной безопасности и обороне Гедримас Еглинскас выход из дефицита штыков видит в увеличении сроков обязательной службы. Сейчас это девять месяцев, предлагается сделать 12, то есть год. Еще лучше – два года, "что поможет укрепить вооруженные силы".

Командарм Вайкшнорас "за", но и у него есть вопросы: "Как посмотрит общественность, каковы призывные мощности, и хватит ли денег в военном бюджете?" 

"И вообще, спешка в решении таких болезненных для страны вопросов неуместна", – добавил он.

Парламентарий Еглинскас также предлагает узаконить призыв женщин. Нововведение позволит добавить от тысячи до полутора тысяч представительниц слабого пола. 

Вновь командарм "за", но сначала предлагает отладить постановку под ружье юношей. В текущем году они получат 3800 повесток, а с 2027-го – от 4240 до 7040. Мобилизационные структуры подсчитали на бумаге, что к 2030 году в Литве появится, точнее, должно появиться, от 15 тысяч до 20 тысяч военнослужащих и подготовленных резервистов.

"Должно появиться", – это написано не случайно. Во-первых, медицинские призывные комиссии отчисляют страдающих ожирением и всякими недугами. Во-вторых, минус 10% дают "уклонисты", их количество растет за счет эмигрантов, сохранивших литовское гражданство, игнорирующих призывы "родине послужить". Есть еще один фактор.

Профессиональные "ухилянты"

"Сила и устойчивость литовского общества важны. Думаю, что невероятные молодые женщины и мужчины проявят лидерские качества и будут готовы с оружием в руках встать на разгром агрессора", – разглагольствовала мадам военная министерша.

Возможно, когда-то окажутся готовы, но не сейчас. В местной прессе мелькнуло и тут же было удалено явно непатриотичное обращение. Так сказать, ложка дегтя в бочке меда, приготовленного Шакалене.

Крупные и авторитетные молодежные организации не поддержали идею председателя комитета Сейма по национальной безопасности и обороне Гедримаса Еглинскаса по увеличению срока обязательной воинской службы. Молодежь мало мотивирована, и плохо проработанная идея восторга не вызвала.

Студенты, в том числе объединенные в союз молодых литовцев мира, обратились с аргументированным письмом в Минобороны и в профильные парламентские комитеты.

В документе много чего написано, но суть предельно ясна: "Увеличение сроков службы до одного или двух лет встречено отрицательно. Фактически это замедление карьеры будущих специалистов гражданских профессий, разрушение личных жизненных планов молодых людей".

В неожиданной для патриотки Довиле Шакалене ситуации необходим был сильный противоход. Пропагандисты из министерства быстро нашли его, цитируем:

"Война может оказаться приятным времяпрепровождением, незабываемым приключением!"

Рекламу молодежь встретила с недоумением – разве много приятного в том, чтобы колоть друг друга иголками в братских могилах?

Судя по реакции той части общества, которой выпадет в случае нужды воевать, у Литвы как не было армии-победительницы, так и не появится. Быть битыми – удел безграмотных вождей.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме