Европейская диктатура в забастовках и митингах: "реквизиции" вместо переговоров

Президент Франции Эммануэль Макрон, Париж, 24 апреля 2022 года
© AP Photo / Lewis Joly

Любовь Безродная

Чем сильнее социальные волнения в еврозоне, тем жестче начинают действовать политики ЕС. Во Франции, чтобы как-то обуздать топливный кризис, правительство даже может решиться на "реквизиции", наплевав на профсоюзы.

Протестные движения в Европе набирают обороты и в любой момент могут обернуться настоящим социальным взрывом. Все чаще люди в странах ЕС выходят на улицы, выражая свое недовольство падением уровня жизни, неподъемными счетами за коммунальные услуги и даже антироссийскими санкциями, которые усугубляют кризис.

Но толерантные европейские власти не спешат прислушиваться к населению. Более того, время, когда несогласных с официальной политикой объявляли "агентами Кремля", прошло. Теперь в ход пошли более жесткие меры.

Забастовка работников нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и топливных складов во Франции наглядно показала, на что готово пойти правительство. Вместо того, чтобы начать переговоры, надавить на руководство нефтеперерабатывающих заводов или выделить субсидии, французские чиновники начали угрожать бастующим. Их предупредили, что если работники сами не договорятся с начальством в ближайшие время, то Париж развернет "реквизиции". То есть начнет заставлять участников по одному выходить на рабочие места.

Очень демократичная и современная мера для того, чтобы унять недовольство людей. Но другой во Франции для урегулирования топливного кризиса, похоже, не нашли.

Нет бензина – нет урожая

По мере приближения зимы и усугубления кризиса тревога нарастает почти во всех странах Европе.

В центре Кишинева протестующие развернули целый палаточный городок, который, правда, уже ликвидировала полиция и разогнала манифестантов (около 60 тысяч человек). В Германии дело еще не дошло до таких массовых протестов, но общий уровень тревоги чувствуется почти физически. В супермаркетах пустеют полки, а немцы, в ожидании предстоящего блэкаута, массово стараются запастись свечами, консервами и сладостями. Склады с дровами в этой стране уже ограждают заборами. Кстати, убавлять температуру в домах и реже мыться, как советовали власти ФРГ, жители почему-то не захотели.

Не обошла общая паника и Францию. Но здесь причина напряжения среди населения немного другая – топливный кризис. Почти на трети АЗС "Пятой республики" перебои с топливом. Автомобилисты по всей стране пытаются скупать бензин, опасаясь повышения цен. В итоге правительство не придумало ничего лучше, чем разрешить заливать всего полбака, причем только тем, кому бензин необходим для выполнения работы.

Знакомая ситуация, не правда ли? Примерно такая же наблюдалась на Украине летом 2022 года. В восточноевропейской стране это было связано с логистическими трудностями, которые возникли из-за военных действий. Но вот удивительно – проблемы Франции совсем не связаны с какими-либо боевыми действиями. Дело снова в протестах, в которых постепенно захлебывается Европа.

Десять дней назад по инициативе Профсоюзов рабочих началась забастовка сотрудников НПЗ и топливных складов. Они требуют повышения заработной платы из-за рекордной инфляции. И этот шаг даже кажется разумным на фоне "сверхприбылей нефтяных компаний". Кстати, бастующие также требовали изменить условия приема на работу, но в итоге их убедили сохранить лишь требование о повышении зарплат на 10%. Из них 7% составляет покрытие инфляции (хотя в общем по еврозоне она достигла 10%), и 3% – доля от доходов нефтяных гигантов.

Впрочем, сами компании не считают, что должны платить людям больше. В Total Energies отметили, что уже повышали в этом году оклад сотрудников на 3,5%. С одной стороны, компанию действительно можно понять. Но с другой, сверхдоходы отрицать тоже трудно. Стоимость нефти на бирже весь год колеблется в районе $100 за баррель. Повышения до $120 были ситуативными и кратковременными. А вот стоимость бензина во Франции неуклонно растет. Сегодня за литр 98-го придется отдать почти €2.

"Среди сотрудников существует огромное разочарование отношением руководства группы. Мы только просим учесть инфляцию и справедливую компенсацию за приложенные усилия, ведь наша компания получит €20 млрд прибыли", – заявил представитель профсоюза Фабьен Крос в газете Le Monde.

Возможно, требования бастующих логичны и даже справедливы. Но вот то, как они отражаются на стране, где уже бушует энергокризис, пугает. Топлива сегодня катастрофически не хватает, и это сулит не только неудобствами для автовладельцев. Если не обеспечить дизелем производителей сельхозпродукции, то существует огромный риск просто потерять урожай сахарного тростника. На фоне серьезного падения производственных мощностей и нехватки удобрений, такой сценарий может носить масштаб почти катастрофы для Франции.

Как сообщает Reuters, власти страны уже "залезли" в стратегические запасы, но этого явно недостаточно. Эти запасы рано или поздно закончатся, и тогда страна будет уже не на пороге дефицита – он попросту станет обыденностью для рынка.

Профсоюзы уходят в прошлое

Правительство Франции спешно идет пути решения проблемы, причем их идеи сегодня очень далеки от принципов демократии и всеобщей свободы. Как сообщает France 24, сразу несколько высокопоставленных министров предупредили, что, если недовольные уровнем зарплат работники в ближайшие часы не найдут общий язык с руководством компаний, Париж будет вынужден развернуть "реквизиции". По сути, работников просто начнут заставлять по одному выходить на рабочие места.

Например, представитель французского правительства Оливье Веран заявил, что если предприятия не вернутся к нормальному режиму работы, то власти будут рассматривать все варианты решения проблемы и не станут себя ограничивать себя какими-либо запретами.

Конечно, "реквизиции" можно назвать законной мерой, хоть она и отдает радикализмом. Такой метод решения проблемы допустимо применять при блокировании работы наиболее важных секторов экономики. Но все же возникает справедливый вопрос: "Как такое могут допустить профсоюзы?". В Европе эти организации наделены достаточно большой властью и, как показала практика, могут действительно парализовать некоторые сферы экономики. Однако если посмотреть даже на новейшую историю, становится понятно, что европейские профсоюзы сильно переоценены.

Напомним, "реквизиции" уже применяли во Франции, причем не так уж и давно (в 2010 году при Николя Саркози). Тогда население было недовольно пенсионной реформой, и жители страны устраивали массовые митинги и забастовки.

Очевидно, профсоюзы в странах ЕС терпят только до тех пор, пока они не мешаются под ногами. Если работники какой-нибудь не особо нужной правительству компании устроят забастовки, их даже неофициально могут поддержать, а победу растиражируют по всем СМИ, показывая лояльность властей к простым людям. Но если профсоюзы решат покуситься на то, что действительно важно для государства, переговоры вести никто не будет. В силу вступят другие методы – жесткое подавление на грани диктатуры.

Впрочем, Франции, да и всем остальным странам ЕС, не привыкать к такой практике. При необходимости власти выпустят на улицы вооруженные патрули (как это было в Германии во время локдаунов), или будут разгонять недовольную толпу водометами и резиновыми пулями, как во время протестов  "желтых жилетов". А уж сегодня, во время жесточайшего кризиса, который может обрушить всю экономику ЕС, церемониться с недовольными точно никто не будет.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме