Запад отказывается выплачивать репарации за устроенные им стихийные бедствия

Конференция ООН по изменению климата 2022 года, Шарм-эль-Шейх, Египет
© AP Photo / Thomas Hartwell

Алексей Языков

Во сколько могли бы обойтись коллективному Западу договоренности с третьим миром о совместной борьбе с потеплением климата.

Климатическая конференция ООН в египетском Шарм-эль-Шейхе, как и ожидалось, продемонстрировала разногласия между индустриально развитыми государствами коллективного Запада и развивающимися странами. Африка, Азия и Латинская Америка требуют от Запада компенсаций убытков и ущерба, причиняемых стихийными бедствиями, которые стали результатом изменения климата. Промышленно-развитые регионы мира загрязняют атмосферу в значительно большей степени и существенно более долгое время, что делает их более виновными в потеплении климата.

Накануне встречи, от которой очень многого ждали активисты климатического движения и природоохранные организации, Евросоюз все же согласился обсудить с "кредиторами" вопрос о выплатах своеобразных репараций, а Германия (а также Ирландия и Дания) даже высказалась в том духе, что могла бы выделить на это весьма приличную сумму. Которая, правда, в любом случае не покрыла бы уже понесенные рядом развивающихся стран многомиллиардные убытки.

Хотя европейский альянс выразил готовность говорить на тему выплат, он – судя по тому, как придирчиво и долго его представители на встречах в Шарм-эль-Шейхе формулировали поправки к преамбуле проекта резолюции – решил "утопить" проблему в бюрократических проволочках. Восемь часов споров из-за порядка и выбора слов в первых абзацах восьмистраничного документа – это говорит о явном нежелании переходить к сути вопроса. Представители развивающихся стран охотно делились своим возмущением по этому поводу со средствами массовой информации.

Президент США Джо Байден в своем выступлении на саммите заявил, что его страна выполнит свои задачи по борьбе с глобальным потеплением (в чем некоторые эксперты сомневаются), посулил развивающимся странам финансовую поддержку озеленения экономик, но не упомянул о проблеме компенсаций. Да и обещанная им помощь может оказаться под вопросом, поскольку ее должен утвердить Конгресс, где после недавних промежуточных выборов позиции президента существенно пошатнулись из-за потери части мест его Демократической партией.

На момент написания этого материала саммит еще не завершился, однако информационные агентства уже сообщали об ожидаемом разочаровании в результатах встречи. Единственное, возможно, в чем развивающимся странам удалось убедить коллективный запад, – так это в том, что он совершенно ничего не добьется, проповедуя отказ от ископаемого топлива и одновременно лихорадочно изыскивая альтернативные возможности поставок вместо российского природного газа.

В числе прочих соглашений заключены договоры с Египтом, Сенегалом, Анголой и Республикой Конго. Кроме того, Брюссель договорился о наращивании закупок газа в США, где его получают из сланца запрещенным в самом Евросоюзе методом гидравлического разрыва пласта.

Конференции был нужен результат. Хоть какой-нибудь

Побывавшая накануне саммита ООН в Шарм-эль-Шейхе президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен подписала добрый десяток договоров с развивающимися странами, обещав сотни миллионов евро инвестиций в сохранение и увеличение площадей лесов и производство водорода (как бы вполне в духе повестки встречи в Египте), а также в разработку редкоземельных металлов и стратегического сырья (не очень соответствует зеленой политике). Будущие партнеры от денег, конечно, не отказываются, но и от требования репараций тоже не отступают.

Ряд брюссельских изданий процитировал Мохаммеда Адоу, директора климатического аналитического центра Power Shift Africa, который обвинил европейские страны в стремлении превратить Африку в свою "бензоколонку", а канцлера Германии Олафа Шольца – в "энергетическом колониализме".

"В то время как развитые страны продолжают блокировать прогресс в связи с потерями и ущербом, мой родной регион Асуэро в Панаме страдает от сильнейшего наводнения за всю нашу историю, – заявил переговорщик Хуан Карлос Монтеррей. – Очень бедные люди теряют все. Мы не требуем благотворительности, мы требуем справедливости".

Доверие к "старшему брату" и без того достаточно подорвано, лицемерие, в котором повинен Евросоюз, явно не способствует нормализации отношений и доверию. Давно обещанные третьему миру Западом 100 миллиардов долларов в год на декарбонизацию и озеленение экономик так и не собраны, от покрытия убытков и ущерба он уклоняется, предлагая иные, менее затратные для него варианты, которые не устраивают "кредиторов", а также требуя, чтобы в число потенциальных плательщиков вошли Китай и Саудовская Аравия. От чего те, естественно, не в восторге.

Президент конференции и министр иностранных дел Египта Самех Шукри призвал участников встречи добиться хоть какого-нибудь прогресса. Он заявил, что хочет всеобъемлющего соглашения по климату со "значительными результатами", и напомнил делегатам, что мир следит за переговорами:

"Наша общая цель – принять консенсусные решения и выводы, которые станут всеобъемлющими, амбициозными и сбалансированными итогами конференции в Шарм-эль-Шейхе".

Но результат как этой конференции, так, возможно, и всей в целом попытки остановить потепление климата, которое происходит намного быстрее, чем ранее предполагалось, зависит, похоже, от того, сможет ли богатый Запад, убедившись в том, что в одиночку он справиться с климатом не в состоянии, признав свои долги, договориться с третьим миром.

В противном случае при самом негативном сценарии развития событий ему придется уже в недалеком будущем закрывать границы и отстреливаться от миллионов беженцев, спасающихся от наводнений, засух, голода и болезней.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме