Брюссель настойчиво предлагает странам Евросоюза взять в долг еще несколько сотен миллиардов евро и создать очередной фонд, чтобы с его помощью финансировать ускоренную "зеленую" модернизацию промышленности и не отстать от США и Китая.
Желающих поддержать эту противоречивую инициативу среди государств альянса немало, но есть и те, что выступают категорически против увеличения долгового бремени. Страны Балтии, насколько можно понять по редким комментариям из прибалтийских столиц, к числу осмотрительных должников не относятся.
А, вероятно, следовало подумать о более осторожной политике заимствования. Хотя долговое бремя Эстонии относительно невелико по сравнению с финансовыми обязательствами многих других государств Евросоюза, она уже отступилась от прежней, крайне консервативной финансовой политики.
Государственный бюджет составляется с дефицитом, и пока нет оснований думать, что он не будет увеличиваться из-за инфляции, повышенных военных расходов и ряда других неблагоприятных причин. Долговое бремя страны растет и, как ранее предупреждал Госбанк Эстонии, обслуживание уже взятых кредитов, как самим Таллином, так и тех, что получены при посредничестве Брюсселя, а также выплаты по государственным облигациям, вынужденно размещаемым на невыгодных условиях, в скором времени будут ежегодно обходиться в сотни миллионов евро. В бюджет будущего года уже заложены 100 миллионов на обслуживание финансовых обязательств.
Государства альянса, включая и Эстонию, еще не успели потратить и половины тех заимствованных средств, что получают из антикризисного фонда "Новое поколение ЕС", также сформированного из заимствованных средств и предназначенного для инвестиций в перестройку экономики на "зеленый лад", в ее модернизацию в ходе восстановления после пандемии. Ныне же Брюссель по инициативе ряда крупнейших государств альянса готовит предложение о формировании Суверенного фонда, средства которого, как сообщается, также планируется вложить в "озеленение", в декарбонизацию промышленности, энергетики и транспорта.
Заявляется, что лишь так Евросоюз сможет не отстать от Соединенных Штатов и Китая, уже опережающих его на многих направлениях "реконструкции" и не жалеющих денег на передовые предприятия. Кроме того, предполагается, что общий фонд позволит выровнять возможности субсидирования "озеленения" промышленности и энергетики в состоятельных западноевропейских странах и в небогатых восточноевропейских государствах альянса.
Верится в такое "чудо" с трудом – богатые правительства в любом случае смогут намного щедрее помогать своим "зеленым" компаниям, чем правительства небогатые. Что из всего этого получится, сказать пока сложно, но неоспоримо то, что долги "малых" стран альянса точно не сократятся, а напротив, вырастут.
Вероятнее всего, суровые правила Маастрихтских критериев, строго ограничивающие допустимые размеры дефицитов бюджетов и задолженностей стран Евросоюза, вскоре будут смягчены. Но из них вряд ли будут изъяты положения, требующие от правительств добиваться сокращения и дефицитов, и долгов. Для небогатых государств альянса, сейчас набирающих кредиты с одобрения и при помощи Брюсселя, это может стать ловушкой в будущем, когда им потребуется помощь состоятельных, промышленно-развитых союзников для того, чтобы расплачиваться по долговым обязательствам и как-то сводить концы с концами. Бесплатный сыр, как известно, достается только второй по счету мышке. Чтобы выбраться из очень вероятной долговой ямы, придется в очередной раз поступиться своим суверенитетом.
Щедро одарить частный бизнес деньгами и посмотреть, что из этого получится
Все европейские столицы поддерживают идею создания специального Суверенного фонда, полагая, что он не только поможет "утереть нос" американцам и китайцам, но и устранит остающиеся барьеры, мешающие формированию действительно единого европейского рынка. Ведь расходовать его средства планируется централизованно, под общим контролем Брюсселя. Но далеко не все согласны с тем, что наполнять казну фонда следует с помощью новых кредитов.
В частности, Германия и Нидерланды выступают категорически против дополнительных заимствований под коллективные гарантии всех стран Евросоюза, мотивируя это тем, что в такой мере нет особой необходимости хотя бы уже потому, что еще не потрачены средства уже упомянутого фонда "Новое поколение ЕС". Возможно, Берлину удастся "утопить" идею совместного заимствования, которое для него чревато тем, что в конечном счете немцам придется взять на себя часть чужих долговых обязательств.
На прошедшем на днях саммите Евросоюза главы государств и правительств одобрили инициативу Еврокомиссии относительно создания нового фонда, поручив Брюсселю подготовить детальные предложения в первой половине следующего года. Считается, что в случае успеха этой затеи Евросоюз и национальные правительства смогут отказаться от прежней политики строго ограничения государственных субсидий частным предприятиям.
И на передовые компании, работающие на разных, но обязательно "зеленых" направлениях, прольется золотой дождь. Не такой щедрый, какой готовят в Вашингтоне для аналогичных американских компаний, но вполне достаточный, чтобы ускорить перестройку европейской экономики.
Но это лишь предположения. На самом деле точно пока никто себе не представляет, как скажутся на делах Евросоюза и его промышленности прежде запрещаемые многомиллиардные субсидии. Некоторые экономисты считают, что они плохо отразятся не только на функционировании рынка самой Европы, но и на международной торговле, на отношениях с остальным миром.
В числе таких скептиков, в частности, и исполнительный вице-президент Еврокомиссии Маргрета Вестагер, отвечающая в альянсе за вопросы конкуренции. Не очень похоже, что она во всем согласна со своим непосредственным начальником, президентом Урсулой фон дер Ляйен, которая и выступила с предложением о создании Суверенного фонда.
"Государственная помощь [частным компаниям] – это мощное решение текущих проблем, но вы не можете построить конкурентоспособность на субсидиях. Только цельный, сильный и хорошо функционирующий единый рынок может обеспечить устойчивый и долгосрочный рост. Поэтому все наши усилия должны быть направлены на то, чтобы снять оставшиеся барьеры на пути к единому рынку", – пишет Вестагер в своем блоге.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.