Эстония оказалась одной из немногих стран мира, безоговорочно поддержавших решение Вашингтона сбить пролетевший над территорией США китайский аэростат. Остальные европейские столицы воздержались от комментариев, полагая инцидент странным и пугающим, а его возможные последствия крайне неприятными для Евросоюза. Американские власти объявили аппарат шпионским, Пекин заявил о случайном сбое в программе полета высотного метеорологического шара, осудил его уничтожение и оставил за собой право ответных мер.
"Я поддерживаю операцию США по защите своего суверенитета. Я полностью осуждаю провокации, ставящие под угрозу национальную безопасность США", – написал на своей странице в Twitter последние недели досиживающий в своем кресле министр иностранных дел Эстонии Урмас Рейнсалу. И стал фактически единственным в Евросоюзе главой внешнеполитического ведомства именно таким образом отреагировавшим на сомнительную историю с уничтожением китайского метеорологического аэростата.
Его коллеги в странах альянса в основном промолчали, некоторые осторожно высказались в том духе, что реакция США, возможно, была чрезмерно резкой и избыточной. Судя по публикациям в европейских средствах массовой информации, примерно так же думают политические обозреватели и среднестатистический житель Евросоюза.
Точка зрения соотечественников Рейнсалу на заявление министра осталась неясной, поскольку по единственному эстонскому комментарию, привести текст которого не представляется возможным по причине содержащихся в нем нелитературных выражений, судить о мнении всей Эстонии довольно сложно. Хотя можно сделать выводы относительно оценки некоторыми эстоноземельцами личных качеств самого Рейнсалу.
Сдержанность европейских столиц, не ставших ни поддерживать, ни осуждать решение Вашингтона сбить аэростат над своими территориальными водами (чтобы иметь возможность его без особых хлопот достать и изучить) объясняется по большей части растерянностью. И причины для нее достаточно веские. Китай счел действия США враждебными и оставил за собой право адекватного ответа, что может расцениваться при наличии воображения и склонности к пессимизму как нарастание угрозы прямого столкновения между двумя крупнейшими экономиками мира.
Как минимум, с болезненными последствиями для мировой торговли. И европейским столицам очень не хотелось бы в такой ситуации занимать сторону США, которые действительно повели себя в истории с шаром неадекватно резко. Позднее Белый дом, решив снизить накал конфликта, заявил, что "США не видят причин для того, чтобы трения с КНР из-за инцидента вокруг аэростата переросли в конфликт". Но, вполне вероятно, что Пекин такие причины видит, и его ответные меры могут не заставить себя ждать.
Не менее тревожен для европейских союзников США и тот вывод из инцидента, что гигантский шар аэростата, замеченный в небе рядовыми американцами, пролетел над Аляской, Канадой и половиной основной территории США, будучи, похоже, не обнаруженным всей могучей системой противовоздушной и противоракетной обороны страны. И именно это, вероятно, ввергло Вашингтон в состояние растерянности и ярости, сказалось на решении уничтожить шар, чтобы хотя бы таким образом продемонстрировать способность контролировать собственное воздушное пространство.
Аэростат вряд ли и в самом деле был таким уж "шпионским" – какой смысл отправлять автоматического разведчика, способного менять лишь высоту, но не маневрировать, заметного невооруженным глазом, да еще и на высоте более двух десятков километров, раз его обнаружение тем или иным образом было заранее предопределено. Версия технического сбоя или неожиданных перемен в направлениях ветров на больших высотах выглядит более правдоподобной.
Но в Вашингтоне, шокированным беспомощностью собственной крайне дорогостоящей системы безопасности, сочли, что его полет можно считать демонстрацией возможностей Китая создавать и использовать такого рода "невидимые" для технических средств обнаружения аппараты, то есть демонстрацией уязвимости США и НАТО.
Этот год обещает коллективному Западу немало унижения и провалов
Можно предполагать, что точно так же подумали и в европейских столицах. "А если бы к аэростату было прикреплено на метеорологическое оборудование, а что-нибудь другое? И ведь мы бы даже его не заметили!"
И эта мысль в сочетании с опасениями относительно возможной реакции Китая, похоже, шокировала страны коллективного запада даже больше, чем недавно опубликованный прогноз Международного валютного фонда. Который предвидит на этот год значительно меньший, чем у России, экономический рост Евросоюза и США (российские более чем 2% прироста против американского 1% и европейского 1,6%).
Расчеты экспертов фонда свидетельствует о том, что все усилия Запада с помощью санкций обвалить экономику России и уничтожить рубль проваливаются. Санкции, конечно, сказываются, но их заявленная "сокрушительная сила" оказывается пустым звуком.
Заставить подчиниться не получается. Что очевидно для всего мира, включая и те страны европейского альянса, что выступают против санкций или все больше сомневаются в их эффективности, а также в смысле вообще каких-либо санкций. И это свидетельство беспомощности коллективного запада говорит о крахе прежнего мироустройства нагляднее, чем какие бы то ни было речи политиков, труды политологов и экономистов.
Плюс ожидание наступления российских войск на Украине, которое, как опасаются в Евросоюзе, может оказаться сокрушительным для киевского режима, несмотря на всю явную и тайную помощь США, НАТО и отдельных европейских стран. А тут еще и этот гигантский китайский аэростат, летающий незамеченным над территорией "гаранта безопасности" и "оплота демократии", столпа "самого мощного в истории человечества" военного блока НАТО.
Есть от чего прийти в растерянность и впасть в состояние тревоги. Отношения с Россией разрушены, диалог с исключительно важным для европейских экономик Китаем под угрозой, его и без истории со сбитым аэростатом отягощают разногласия и трения (и заявления эстонского министра Рейнсалу их смягчению не способствуют).
Новый глава канцелярии комиссии центрального комитета коммунистической партии Китая по иностранным делам Ван И, как сообщается, отказался от плана посетить Брюссель, несмотря на то, что в феврале он собирается отправиться в Германию на Мюнхенскую конференцию по безопасности.
Госсекретарь США Энтони Блинкен отложил на неопределенный срок запланированный визит в Пекин, а это должна была быть первая подобная поездка одного из высших должностных лиц администрации президента Байдена. Для европейских правительств все это свидетельствует о растущих рисках всевозможных неприятностей. Вероятность которых тем выше, чем напористее Вашингтон требует от Брюсселя и Берлина определиться, на чьей они стороне в возможном конфликте с Пекином.
"Мы и не ожидали, что 2023 год будет легким, но его начало по-настоящему жесткое", – процитировала проамериканская Politico неназванного европейского дипломата.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.