Евросоюз интеллектуально подчинился США: как Брюссель поменял одну зависимость на другую

Логотип компании Intel
© AFP 2024 / DAVID BECKER

Рауль Тамм

Европейские страны-тяжеловесы купили договоренности с американской Intel о строительстве заводов ради "сокращения зависимости" от иностранных поставщиков полупроводников и микрочипов.

В Евросоюзе продолжают много говорить об экономической независимости и самодостаточности, имея в виду, в первую очередь, ключевые наукоемкие отрасли промышленности. Но на деле страны альянса становятся лишь все более интеллектуально и технологически зависимыми.

Сделка с американской корпорацией Intel, обещавшей Брюсселю за его счет наладить масштабное европейское производство полупроводников и микрочипов, лишний раз доказывает неспособность альянса самостоятельно справиться с собственными проблемами.

Премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий заявил о самой крупной в истории страны иностранной инвестиции и заверил посла Соединенных Штатов Марка Бжезинского в том, что строительство мега-завода Intel в Нижней Силезии, в пригороде Вроцлава, укрепит "трансатлантические связи".

И он, несомненно, прав – вкладываемые в производство 4,2 миллиарда евро действительно еще прочнее привяжут Польшу и весь Евросоюз к Вашингтону, без одобрения которого крупнейший в мире разработчик новых микрочипов и микросхем не смог бы "перепрыгнуть" через Атлантику.

Естественно, ноу-хау, технологии и секреты как были, так и останутся под полным контролем американцев, которые не станут делиться ими с европейскими союзниками. Если бы они у последних имелись, то Брюссель предпочел бы развивать собственные мощности.

А, следовательно, США сохранят за собой и право запрещать или разрешать европейским производителям экспортировать в третьи страны те или иные товары, содержащие американские микросхемы. Даже если они будут выпущены на будущих европейских заводах Intel. Вашингтон неоднократно пользовался этим правом, обусловленным контрактами и американским законодательством, блокируя, например, поставки французских вооружений Египту.

Масштабные планы американцев и в прямом, финансовом смысле недешево обойдутся Евросоюзу. Чтобы увеличить внутренние мощности производства полупроводников и микросхем, Брюссель недавно принял специальный закон, разрешивший европейским правительствам щедро субсидировать строительство новых предприятий, мега-фабрик.

Что и было сделано к немалой выгоде корпорации Intel, довольно долго и успешно выторговывавшей себе максимально льготные условия и максимальную финансовую поддержку. Позволить себе такие траты (премьер Моравецкий даже отказался говорить о размерах бюджетных расходов) смогли, естественно, лишь наиболее состоятельные государства альянса, что лишило небогатые, малые страны, включая и прибалтийские республики, всяких шансов заполучить себе хоть какое-нибудь из многочисленных предприятий Intel или иных крупных разработчиков и производителей современной электроники.

Условия конкуренции были слишком неравны, что, конечно, противоречит правилам Евросоюза (так же, как и само по себе государственное субсидирование частных компаний), но как всегда и происходит в альянсе в наиболее чувствительных ситуациях на поверку выясняется, что среди номинально "равных союзников" есть все же "самые равные". В данном случае с Intel при поддержке Брюсселя смогли договориться Германия, Польша, Франция, Испания, Италия и Ирландия.

Собственные заводы полупроводников и микрочипов будут не совсем "собственными"

Ранее об "успешном" завершении переговоров с Intel заявил Берлин, которому согласие американцев вложить 30 млрд в строительство мега-завода в Магдебурге и наладить там выпуск полупроводников обойдется примерно в 10 млрд евро государственных субсидий.

Изначально речь шла о субсидиях в размере 6,8 миллиарда, но американцы, ссылаясь на инфляцию, корректировку планов и перемены в мировой конъюнктуре, добились от Берлина более сочной "морковки". Категорически возражавший министр финансов Германии Кристиан Линднер услышан не был. Канцлер Олаф Шольц уже заявил о том, что Германия должна стать ведущим производителем полупроводников и поможет Европе снизить зависимость от главного их поставщика – Китая.

Ранее в альянсе много и обстоятельно говорили о необходимости добиться независимости от иностранных поставщиков стратегически важных видов продукции и сырья. Микрочипы и полупроводники стоят в списке ключевых товаров на первых позициях. Предполагается, что альянс озаботился собственными (условно собственными, так как принадлежать они будут американцам) производствами из-за кризиса с поставками, возникшим в результате пандемии и сбоя в логистических цепочках.

Но очевидно, что Брюссель хотел бы еще и подготовиться к тому, что Тайвань, который сейчас покрывает львиную долю потребностей Европы в микрочипах (компания TSMC), так или иначе вернется в состав Китая. А сокращение зависимости от Пекина провозглашено в Брюсселе одной из приоритетных задач экономики и политики.

Мега-заводы Intel в Европе, возможно, и в самом деле построит (при условии щедрых субсидий Евросоюза), но – вопреки заявлениям Брюсселя – это не сделает альянс менее зависимым от иностранных поставщиков и более самодостаточным. Наоборот, это сделает его еще более зависимым от США, в чем, вероятно, и состоит цель Вашингтона.

Как ни странно это звучит, европейцы будут больше зависеть и от поставок из Китая, поскольку никто не отменял его лидерство в мировой добыче редкоземельных металлов, без которых не может быть и производства полупроводников. Новые американские заводы в Европе лишь увеличат ее потребность в китайском сырье.

Так в чем же смысл крайне дорогостоящих общеевропейской программы развития европейкой отрасли микроэлектроники? Дополнительные рабочие места (поляки, например, очень рассчитывают на украинских беженцев) – это, несомненно, неплохо, не могут не радовать и дополнительные налоговые поступления, а укороченные логистические цепочки могут помочь снизить себестоимость продукции.

Возможно, все это позволит компенсировать затраты на "заманивание" Intel, но ни в коей мере не отвечает декларируемой политике "стратегической автономии" Евросоюза и, если вспомнить о субсидиях, его политике честной конкуренции и равного отношения ко всем союзным государствам.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции. 

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме