Села батарейка: стратегия ЕС по переводу авто на электротягу сломалась

Парковка автомобилей
© Sputnik / Евгений Одиноков

Илья Круглей

Обострение отношений с Китаем вынуждает ЕС искать новых поставщиков редкоземельных металлов, которые нужны для электромобилей. Пока что получается плохо. Впрочем, европейским политикам важно только делать вид, что они стараются найти альтернативу.

Евросоюз, не желая все сильнее зависеть от поставок китайских редкоземельных металлов для своего растущего автопарка электромобилей (EV), лихорадочно пытается найти новых поставщиков ключевого сырья. В связи с этим все больший интерес у Евросоюза вызывают страны Латинской Америки, где достаточно много запасов таких металлов.

Этим летом в Брюсселе прямо-таки обострение. В июне этого года ЕС – в лице главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен – пообещал инвестировать в страны Южной Америки €10 млрд. Инвестиции должны будут пойти на проекты по борьбе с изменением климата, развитию "зеленой энергетики" и цифровой экономики. В обмен Старый свет рассчитывает на сотрудничество в добыче редкоземельных ресурсов.

В середине июля, как пишет Bloomberg, официальные лица Европейского союза приступили к разработке плана, суть которого – наладить поставки в латиноамериканские страны электробусов и в обмен на это получать литий и доступ к его месторождениям. Цель – избежать зависимости от поставок этого ресурса из Китая.

Получится ли у Евросоюза продолжить бодрый марш по направлению к полной электрификации транспорта без КНР и только за счет сотрудничества с Латинской Америки?

Нет сырья – нет электромобиля

В целом, визит главы ЕК этим летом именно в Бразилию вполне логичен. В этой стране есть множество залежей редкоземельных металлов, если брать их общее количество. Иметь тесные контакты с таким поставщиком для любого, кто хочет производить огромное количество аккумуляторов, – правильный выбор.

Понятно, что большую часть своих запасов латиноамериканские страны пока что не могут реализовать. Не хватает инвестиций, технологий и оборудования. Китай, если говорить не о залежах, а непосредственно об экспорте сырья, все-таки сильно выигрывает у любой страны мира.

Однако инвестиции творят удивительные вещи. Скажите об этом Гайане – латиноамериканской стране, где еще в 2020-м добыча нефти составляла 66 000 баррелей в сутки (б/с), а сегодня – 383 000 б/с, причем благодаря инвестициям китайской CNNPC, американской Exxon и их партнеров, в 2027 году этот показатель вырастет до 1 200 000 б/с. Главное – были бы ресурсы, а те, кто сможет и извлечь, всегда найдутся.

А залежей сырья в Латинской Америке очень много. В отчете за апрель 2023 года Международного энергетического агентства (МЭА) говорится о том, что объемы добычи на этом континенте неплохо растут и занимают весомую долю на мировом рынке.

График "Доля Латинской Америки в мировой добыче и запасах отдельных полезных ископаемых, 2021 год"
График "Доля Латинской Америки в мировой добыче и запасах отдельных полезных ископаемых, 2021 год"

Как видно на графике, Чили – весьма серьезный игрок на рынке лития – редкоземельного металла, который является важным элементом для большей части аккумуляторов современных электромобилей. Неудивительно, что в ЕС сегодня активно пытаются придумать, как получить доступ к месторождениям в этой стране.

Проблема в том, что для современного аккумулятора нынешних EV, которые Евросоюз хочет сделать единственным типом транспорта на своей территории, нужен не только литий.

  • Литий больше всего добывают в Австралии, Чили и Китае, 3,2% от массы батареи;
  • 2,7% от массы батареи – железо, лидеры добычи которого – Китай, Бразилия, Австралия и Индия;
  • 69% мировой добычи кобальта приходится на Конго, 4,3% от массы батареи
  • 5,4% от массы батареи – марганец, ТОП-3 по производству – Китай, ЮАР, Австралия;
  • в 2021 году лидерами по производству стали были Чили, Перу и Китай, 10,8% от массы батареи;
  • лидеры по добыче никеля – Индонезия, Китай и Россия (15,7% от массы батареи);
  • ведущие производители алюминия – Австралия, Китай и Гвинея, 18,9% от массы батареи;
  • Китай производит 50% мирового синтетического графита и около 70% "чешуйчатого", процент от массы батареи – 28,1%.

Как видно из списка, среди важных материалов для батареи есть даже железо. Но одно дело потратить сумму на покупку одной тонны такой руды, а другое дело – потратиться на одну тонну лития или меди. Более того, судя по странам, которые больше всего производят и добывают такие металлы, Европе одного Чили или Бразилии будет недостаточно. Хочешь или нет, а договариваться придется с Россией, Китаем, Анголой и рядом других государств. Можно, конечно, поискать других экспортеров, но у них добыча и производство того же марганца или графита будет в гораздо меньших объемах, да и дороже.

Европа заманивает Южную Америку… автобусами?

Все верно, вам не показалось. Еврокомиссия сейчас, как утверждает Bloomberg, хочет наладить поставки лития из Латинской Америки не за доллары и не за евро, а натуральным обменом. Старый свет хочет предлагать этим странам электробусы.

Чиновники ЕС сейчас ведут переговоры с ведущими автопроизводителями Евросоюза, предлагая обеспечить в ближайшие годы поставки около 10 000 такого типа транспорта для Южной Америки (конкретные страны пока не указываются) в течение следующих пары лет.

Почему контрагенты Европы хотят работать по принципу обмена "литий меняем на автобусы"? В Чили, Аргентине или Бразилии живут неотесанные люди с копьями, которые не понимают сути сделки? Отдать дорогое сырье, чтобы из него же потом им продавали товары с добавленной стоимостью? Зачем? Причем это будет транспорт, который явно дороже обычного – на бензине и дизеле. А странам Латинской Америки, напомним, не до идей Греты Тунберг, им бы в принципе транспортом в нужном объеме население обеспечить.

Более того, литий – не только сырье для производства батарей для EV. Этот дорогой металл, который используют в целом ряде отраслей: медицине, атомной энергетике, разных промышленных процессах, причем и тех, что касаются военных разработок. Понимают ли это руководители государств и представители крупного бизнеса Латинской Америки? Конечно, да!

Отсюда простой вывод – сделку, которую сейчас разрабатывают в Еврокомиссии, обсудят, скажут, что она очень интересная… и все. Хотите покупать редкоземельные металлы и инвестировать? Пожалуйста, предлагайте условия лучше, чем китайские корпорации, которые в Южной Америке уже давно работают. Нет? Ну тогда закупайте продукцию в "Поднебесной". У вас с ней обострились отношения? Не наши проблемы.

Мириться с Китаем, если Евросоюз хочет отказаться от автомобилей с двигателем внутреннего сгорания (ДВС), придется в любом случае. Добыча редкоземельных – это только полдела. Их ведь надо еще переработать, сделать из них соответствующее оборудование.

Просто для сравнения: сейчас США закупают около 90% лития в Аргентине и Чили, производя всего 1% никеля и кобальта в мире, а вот Поднебесная перерабатывает около 60% мирового лития и 80% кобальта. Кстати в июне этого года Европейская счетная палата (ECA) сообщила, что план по увеличению мощностей производства батарей в ЕС (с 44 ГВт/ч в 2020 году до 1200 ГВт/ч к 2030 году) может быть сорван рядом экономических факторов. Причина – нехватка сырья и уход производителей с территории ЕС в Азию и США.

Но все это неинтересно европейским политикам. Как рассказал в комментарии для Baltnews экономист, директор Института нового общества Василий Колташов, для них сегодня важнее дистанцироваться от Китая, оборвать торговые отношения с этой страной, чтобы из-за этого у Пекина возникли экономические трудности. Последствия для самих же европейских производителей тут стоят на втором плане.

"Обеспечить лучшие условиях для американского бизнеса в еврозоне, откуда вытолкнут китайский капитал – это гораздо важнее. Тот факт, что Еврокомиссия лихорадочно ищет, где бы еще найти каналы поставок редкоземельных металлов для своей стратегии по увеличению электромобилей, ничего не меняет. Даже если европейские корпорации в обход политиков будут пытаться найти новых поставщиков в Латинской Америке и Африке, мало что изменится. Найдут – хорошо, не найдут – ну и ладно, лишь бы с Китаем меньше торговали", – заметил Колташов.

"15 лет назад политики кричали во все СМИ о том, что Старый свет прейдет на биотопливо. План был расписан до 2030 года. Велись ожесточенные споры о том, хватит ли сырья на продукты питания, раз такое количество сельхозпродукции пустят на производство биотоплива. И что? Где оно? Какая у него доля сейчас на топливном рынке ЕС? Про переход на ветроэнергетику и солнечные панели в ЕС говорят до сих пор, а в 2021 и 2022 гг. Европа сжигала угля больше, чем в любой другой год за последнее десятилетие. Кто-то извинился? Нет. Так почему политики должны переживать о том, что сырья для батарей, нужных для электромобилей не хватит? Насолить Китаю, чтобы выгоду получили США – вот это для Европы сейчас главное", – заключил он.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме