Появление в Эстонии первого в Евросоюзе завода, выпускающего промышленные постоянные магниты на основе редкого элемента неодима, превратит маленькую прибалтийскую республику в пешку в "большой игре" великих держав.
Вопреки прозвучавшим официальным заявлениям, новое предприятие не снизит, а увеличит зависимость как страны, так и всего Евросоюза от Китая. И сделает объектом пристального внимания Соединенных Штатов, поставивших перед собой задачу уменьшить зависимость от китайских поставок постоянных магнитов нового поколения.
Начало строительства в Нарве завода было совершенно заслуженно сочтено событием особой, даже стратегической значимости для Эстонии и для всего Евросоюза, что подтвердила в своей речи президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, удостоившая персональным видео обращением это не очень масштабное по меркам европейского альянса, но политически заметное мероприятие.
Канадская компания Neo Performance Materials, которой уже принадлежит в Эстонии предприятие NPM Silmet, выпускающее в близлежащем Силламяэ редкие и редкоземельные металлы, инвестировала около 100 миллионов евро (некоторую часть средств внесет Евросоюз) в предприятие, которое, как ожидается, уже в 2025 году начнет выпускать постоянные магниты для электромоторов и генераторов.
Они, действительно, позарез необходимы Евросоюзу для наращивания производства, в частности, электромобилей и ветрогенераторов, то есть продукции, на которой основана зеленая политика Брюсселя. Реализовать ее в полной мере, как считают эксперты, не удастся, но тем важнее для Брюсселя хоть какие-то доказательства прогресса на направлении создания новых "зеленых" производств.
Разумеется, можно только приветствовать строительство нового высокотехнологичного завода в Эстонии (с ее плачевным состоянием промышленности), да еще и на ее Северо-Востоке, населенном в основном русскоязычными жителями, наиболее пострадавшими из-за кризисов и ликвидации вследствие зеленой политики Брюсселя сланцевой энергетики.
Инвестор, зарегистрированная в Канаде, в Оттаве, международная компания Neo Performance Materials не пожалела средств и не особенно вняла причитаниям эстонского правительства о неизбежности проблем соседства с "агрессивной Россией", до границы с которой от места строительства завода, имеющего общеевропейское значение, буквально рукой подать.
Новые рабочие места, развитие инфраструктуры, дополнительные налоговые поступления – все это замечательно и не может не радовать Нарву. Но есть в этой "бочке меда" одна "ложка дегтя". Самой Нарве она праздничный обед не испортит, а вот эстонское правительство в будущем может столкнуться с серьезными внешнеполитическими проблемами.
Неодим как причина возможной торговой войны
Начать с того, что, хотя неодим, на основе сплава которого с железом и бором с относительно недавних пор производятся наиболее мощные и востребованные в мировой промышленности, включая и военную, постоянные магниты, не включен в составленный Еврокомиссией список стратегически важных материалов (в отличии, скажем, от ниобия и тантала), значение его чрезвычайно велико.
Небольшой размер и малый вес в сочетании с чрезвычайными магнитными свойствами делает не так давно изобретенные магниты на основе неодима "королями магнитов". И именно поэтому цены на него за последнее десятилетие выросли почти в восемь раз. Добывают его понемногу в нескольких странах, но почти монопольным положением на глобальных рынках обладает Китай, откуда Евросоюз и получает львиную долю необходимых ему магнитов. Завод в Нарве в силу его ограниченных мощностей ситуацию исправит не сильно, но Брюссель получит возможность говорить о снижении зависимости от "китайских коммунистов".
Не так давно редкоземельный металл семейства лантаноидов неодим был назван в публикациях в китайской прессе "секретным оружием" Пекина – "уникальное сокровище промышленности КНР и одновременно слабое место в ресурсах США". Пекин явно намерен постепенно ограничивать экспорт сырья для производства редкоземельного металла, наращивая выпуск уже готовых изделий, включая и неодимовые порошки, и магниты.
Более того, не так давно Пекин ввел экспортный контроль (предположительно, в ответ на введенные Западом ограничения на экспорт необходимого китайцам оборудования) над вывозом из страны галлия и германия – двух крайне востребованных материалов в производстве полупроводников и других электронных компонентов. Глава французского Renault Жан-Доминик Сенар даже заявил по этому поводу, находясь, вероятно, в состоянии аффекта от новости о лишении его заводов поставок ключевого сырья, что "конкуренция со стороны Китая выявляет уязвимость Евросоюза" и что "войны будущего начнутся из-за критически важного сырья".
Евросоюз почти полностью зависит и от импорта неодима из Китая. Если в какой-то момент в будущем торгово-экономическое противостояние между Евросоюзом и Китаем (благодаря усилиям США) обострится, Пекин может ударить и по поставкам неодима. В этом случае нарвский завод, вероятнее всего, встанет, став вместе со всей страной пешкой в борьбе экономических гигантов.
Neo Performance Materials "зависит" сам от себя
Судя по таможенным декларациям, до сих пор неодим в Эстонию не ввозился и не экспортировался. В списке продукции силламяэского NPM Silmet есть ниобий и тантал, другие редкоземельные материалы, которые входят в списки и экспортируемого, и импортируемого товара.
Как поясняли средствам массовой информации представители компании, обогащенное сырье доставляют на завод из Китая, отчасти из России и других стран (но не неодим), а полученные металлы отправляют обратно в тот же Китай, где их используют в производстве, в том числе, и уже неоднократно упомянутые магниты.
Но когда представители канадской компании Neo Performance Materials говорят что-то вроде "мы вынуждены отправлять нашу продукцию в Таиланд и Китай, где она используется для производства магнитов" и сетуют на зависимость Европы от Азии, они обычно забывают упомянуть, что тот же дочерний канадцам NPM Silmet отправляет свою продукцию не на какие-то абстрактные "чужие" азиатские предприятия, а на собственные заводы компании Neo Performance Materials.
Кроме завода в эстонском Силламяэ, ей принадлежит еще и компания Magnequench (Tianjin) Co., Ltd., а той в свою очередь два завода: один в китайском Тяньцзине, а второй в таиландском Корате (он же Накхонратчасима).
Собственно, именно Magnequench и производит в Китае немалую долю тех самых постоянных магнитов на основе неодима, зависимость от поставок которых так "раздражает" Брюссель. Особого секрета в этом нет, просто это обстоятельство не особенно афишируется.
"Компания Magnequench с более чем четвертьвековым производственным опытом является мировым лидером в производстве магнитных порошков, используемых в производстве как связанных, так и горячедеформированных магнитов максимальной плотности NdFeB (неодим-железо-бор)", – говорится на официальном интернет-сайте компании.
Так что новый завод в Нарве вовсе не конкурент китайским производителям, а их партнер и источник сырья для уже "эстонских" магнитов останется прежним – Китай, разве что поставок сырья из Китая потребуется еще больше, чем прежде (хотя есть в мире и альтернативные возможности).
Для Нарвы в конечном счете не так уж и важно, кто, что и откуда привозит, и куда потом увозит. Главное, будут новые рабочие места и налоговые поступления. "Ложка" неискренности и лицемерия немного портит впечатление, но за них ответственность несет Брюссель, политизирующий, в том числе, и нормальные международные деловые связи, без которых, то есть без взаимной зависимости, практически невозможно современное рентабельное наукоемкое производство.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.