Сегодня украинская власть держится только за счет финансовых вливаний со стороны США и европейских государств. И речь не только об экономике. Почти каждый танк, автомат и артиллерийский ствол в распоряжении ВСУ стреляет только за счет патронов и боеприпасов, которые поставляет Запад. В таких условиях Киеву дружить важно не только с Брюсселем и Вашингтоном, но и с соседними странами, которые граничат с Украиной.
Но если подвести итог полутора лет после начала СВО, картина вырисовывается весьма интересная. С большинством своих соседей Киев за это время отношения либо испортил, либо продолжает пытаться это сделать, выдвигая немыслимые требования и игнорируя интересы других государств.
Словакия, Польша, Венгрия, Румыния и Белоруссия – со всеми этими странами сегодня у руководства "Незалежной" имеется множество проблем и споров. Исключение – Молдавия, которая за последний год старается во всем поддерживать (и даже дублировать в своей внешней политике) Украину. Правда, толку от поддержки Кишинева – ноль. Молдавия – не член ЕС, страна не обладает серьезным ВПК, у нее нет сильной экономики, нет политического влияния на мировой арене.
Что произошло с соседями Украины, каковы на данный момент их взаимоотношения и как они изменятся в ближайшее время?
Польша и Венгрия машут рукой
Варшава еще до начала СВО считалась одной из самых русофобских стран. Конечно, сразу после начала военных действий на Украине Польша всячески поддерживала Киев и казалась самым преданным его сторонником. И стоит признать, помощь действительно была ощутимой. ВВС отмечает, что в списке лидеров по отправке вооружений на Украину Польша занимает почетное третье место, уступая только США и Великобритании.
Кроме вполне ощутимой финансовой помощи, была и поддержка на международной арене. Варшава была на стороне Украины в любом вопросе и даже в вопросах внутренней политики часто шла на большие уступки – например, в вопросе беженцев, или игнорировании чествований нацистских преступников в Киеве. Сегодня все изменилось.
Как рассказал в комментарии для Baltnews политолог, эксперт по Польше Станислав Стремидловский, отношения Украины и Польши за последние полтора года были во многом похожи на открытие бутылки с шампанским – вначале много пузырей, звуков и пены… а потом все выдохлось, разлилось и затихло.
"В феврале 2022-го Польша решила, что для нее происходящее на Украине – шанс добиться определенных геополитических целей. Причем сам Киев рассматривался в качестве инструмента. В Польше наблюдался поначалу небывалый энтузиазм, бурно кипела мысль, было много прогнозов. Вплоть до создания некого конфедеративного польско-украинского государства, разумеется, с условием главенства Варшавы. Но сегодня все изменилось. Благожелательные иллюзии развеялись даже у тех, кто в Польше делал ставку на усиление сотрудничества с Украиной", – сказал Стремидловский.
"Стало ясно, что и исторический бэкграунд тоже имеет значение, причем весьма серьезное. Украинская элита ясно дала понять, что не видит себя подчиненной польскому влиянию. Киев отказался от услуг Варшавы, которая хотела стать для него своеобразным старшим братом – проводником для вступления в ЕС и НАТО. Киев все хотел сделать сам. Более того, украинское руководство за этот год еще и не постеснялось играть на противоречиях Польши с Европой и отдельно с Германией", – добавил он.
По мнению Станислава Стремидловского, энтузиазм серьезно утих, в первую очередь, у правящей партии "Право и Справедливость" (PiS). Отсюда и отказ поставлять оружие, и закупать украинское зерно. В перспективе же отношения с Киевом будут во многом связаны с политической обстановкой в самой Польше.
Если этой осенью на выборах победит PiS, то правительство страны и дальше будет дистанцироваться от Владимира Зеленского, подозревая его в неискренности. Если к власти в Польше придет оппозиция, допустим, конгломерат во главе с "Гражданской платформой" и левыми, то отношения с Киевом будут зависеть от прихотей и указов Брюсселя. Самостоятельные инициативы по украинскому вопросу у Варшавы вообще исчезнут, ей будет больше интересно сотрудничество с Евросоюзом.
"Многое еще зависит от того, что будет в перспективе с самой Украиной. Никто сегодня не может дать гарантии, что она как государство останется через год или два. В таком случае у Польши, кто бы ни пришел там к власти, возникнет множество дилемм по отношению к Украине. Если она расколется на несколько частей, стоит ли к себе присоединять, скажем, ряд западных ее областей? Сколько нужно туда денег вкладывать? Поляки очень хорошо помнят "лихие 90-е" и очень не хотят их повторения. Их пугает перспектива падения уровня жизни, а если тратиться на украинские области, он точно упадет. Так рисковать не захочет ни одна партия в Польше", – уверен политолог.
С Венгрией у Украины отношения еще более сложные. Отличие состоит только в том, что Будапешт в самом начале СВО заявил, что не будет вмешиваться в этот конфликт. Восточноевропейская страна пытается занять нейтральную позицию – то есть и выгодные контракты с Россией сохранить, и с Брюсселем совсем уж не рассориться. А Украина? Ну для нее у Будапешта тоже есть место – где-то за забором.
Список претензий Венгрии к своему желто-синему соседу очень длинный и возглавляет его отношение к этническим венграм, проживающим в Закарпатье. Пытаясь искоренить русский язык, националисты в Киеве практически лишили прав все меньшинства в стране, вот только Будапешту это не понравилось. Уже было несколько скандалов, в том числе с раздачей венгерских паспортов в Закарпатье. Но итог один – отношения у соседей очень напряженные, если не сказать враждебные.
Недавно премьер Виктор Орбан и вовсе заявил, что Украина не вступит в ЕС. В Киеве прекрасно понимают, что в состав Евросоюза его никто не возьмет, так как это означало бы автоматически стать участником конфликта с Россией. Даже после завершения военных действий Украина будет "плавать за бортом европейской жизни". Брюсселю не нужна нищая страна с разрушенной инфраструктурой и долгами на сотни миллиардов.
Что действительно пугающе для Украины, так это блокировка финансовой помощи. Будапешт обещает блокировать транши Киеву от ЕС до тех пор, пока их не получит Венгрия, а также пока не восстановят права этнических меньшинств в Закарпатье.
Словакия на перепутье, а Румыния не хочет лишних проблем
Другие граничащие с Украиной страны тоже засомневались в целесообразности поддержки Киева. И дело не только в том, что нынешней риторике в Незалежной, которая часто восхваляет нацистов и военных преступников, многие государства найдут повод для ссоры. Играет роль и общественное мнение.
Ни для кого не секрет, что в Европе уже прошел тренд на сочувствие украинским беженцам. Сегодня почти каждый пытается найти недостатки приезжих из Украины и выставить их на всеобщее обозрение. Усталость от наплыва мигрантов, некоторые из которых не хотят работать и ведут себя довольно нагло, накладывается на ухудшение благосостояния самих европейцев. Если добавить к этому поведение президента Владимира Зеленского на мировой арене, которое у большинства вызывает только раздражение, можно составить представление о запросе европейского общества. А политики, как известно, выполняют подобные запросы, особенно накануне выборов.
В Словакии на данный момент самый популярный кандидат в президенты – Роберт Фицо – выступает за полное прекращение поставок оружия на Украину. Голосование пройдет уже 30 сентября, и, если Фицо одержит прогнозируемую победу, эта страна пополнит список недружелюбных для Украины соседей.
В Румынии ситуация для украинских властей пока более благоприятная – открыто Бухарест Киев не критикует. В целом, эта страна без особых препирательств поддерживала своего соседа. Но агрессивная риторика Зеленского, а также постоянные фейки, и тут дали свои результаты.
После требования Киева осудить "российскую атаку" дронами на украинские речные порты близ румынской границы, в Бухаресте задумались. Сначала румынские власти просто колебались и отмалчивались, затем и вовсе заявили, что обломки российского беспилотника не падали на румынской территории. В итоге Бухарест все же неохотно подтвердил украинские слова, но возмущения так и не выразил.
В действиях Румынии чувствуется некая усталость от Киева. При условии, что Зеленский продолжит вести себя так же нагло, недалек тот час, когда политики решат, что пиариться на антиукраинских настроениях – отличная идея.
В беседе с Baltnews политолог, руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов Олег Иванов объяснил, что власти в Словакии и Румынии, несмотря на их лояльность к Брюсселю и Вашингтону, вынуждены смотреть в сторону электората. Одно дело – направлять его в нужную сторону и формировать общественное мнение, а другое – делать в данный момент то, что население раздражает. А поддержка Украина в этих двух странах действительно за последние полтора года стала раздражать.
"Мы видим такую осторожную позицию Румынии, которая усиливает на своей границе ПВО, но сами комплексы Киеву поставлять не спешит, потому что общество устало от украинского кейса. Людей уже не беспокоит судьба Зеленского, им интересно, что будет с их уровнем жизни и безопасностью. В Словакии простые обыватели тоже прекрасно понимают, что огромные, по меркам их страны, средства тратятся на вооружения для ВСУ, для поддержки экономики Украины и на ее беженцев. Оппозиция в Словакии, которая может выиграть выборы, не просто так набирает рейтинги. Лидер партии "Путь – социальная демократия" открыто говорит о том, что надо прекращать поставки Киеву. Эти речи явно направлены на электорат в преддверии выборов. Выходит, в обществе есть серьезный "спрос" на такую внешнюю политику" – отметил Иванов.
Политолог также подчеркнул, что большинство европейцев, включая тех, что живут в соседних с Украиной странах, видят, что никаких побед Киев этим летом не одержал, но при этом Зеленский хочет воевать до победного конца. Это значит, что Украина и дальше будет просить денег, причем нагло и в больших количествах. Соседям, включая Румынию и Словакию, это сильно не нравится, поэтому чтобы избежать открытых споров, они будут дистанцироваться от Киева настолько, насколько это возможно при нынешней политической конъюнктуре.
Белоруссия и Молдавия свой выбор сделали
Украину окружают еще три страны, но две из них – это Россия и Белоруссия. И если с Москвой у Киева враждебные отношения с 2014 года, когда в результате вооруженного переворота к власти пришли русофобы и националисты, то с Минском Незалежная долгое время поддерживала связь. Яркий пример подобных отношений – минские соглашения. Да, Киев и страны Запада полностью их игнорировали, но тот факт, что заключены они были в столице Белоруссии, говорит о нейтралитете.
С началом СВО все изменилось, и во многом это вина Украины. Агрессивная риторика Зеленского появилась не вчера. Она присутствовала и раньше, просто направлена была исключительно в сторону Востока. С первых дней СВО Киев обвинял Минск в причастности, призывал ввести санкции против страны в целом и президента Александра Лукашенко в частности. И нет ничего удивительного в том, что сегодня отношения у Украины с Белоруссией немногим лучше, чем с Россией.
Пожалуй, только одна страна-соседка все еще безоговорочно поддерживает Незалежную. Это Молдавия. Правда, толку мало. Что в военном, что в экономическом, что в политическом отношении страна – самый малозначительный союзник Киева. Молдавия не входит ни в ЕС, ни в НАТО. У нее достаточно слабая экономика и нет влияния на мировой арене. Да что там, у нее даже как таковых выходов к морю нет, чтобы обеспечить вывоз украинского зерна. Так что чаще всего Кишинев поддерживает Киев исключительно "добрым словом".
В каком-то смысле Молдавия остается преданным союзником Украины по одной простой причине – с нее нечего взять, а значит, и отдавать "нуждающемуся соседу" ничего не нужно.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.