Столетние антирекорды рождаемости: что происходит с демографией Прибалтики

Мужчина с чемоданом

Илья Круглей

Тема: Прибалтика теряет население

Отток населения – не единственная проблема для региона. В Эстонии Литве и Латвии все меньше детей, причем процесс постоянно усиливается даже не из-за экономических потрясений.

За девять месяцев этого года в балтийских республиках не произошло ничего сверхординарного, но при этом в регионе рождаемость упала с такой скоростью, будто произошла какая-то техногенная или экологическая катастрофа.

Проблема оттока населения, его старения и сокращение рождаемости – проблемы, которые для Латвии, Эстонии и Литвы актуальны постоянно. Вся сложность состоит в том, что руководства стран не только не способны повернуть процесс вспять – политики не могут даже затормозить процесс, а он, судя по итогам трех кварталов 2023 года, обороты набирает все сильнее.

Особенно пугает статистика падения рождаемости. В Латвии вообще по итогам девяти месяцев 2023-го зафиксировали показатели, которых не было уже почти 100 лет.

Почему новых поводов нет, а проблема все сильнее?

По данным Центрального статистического управления Латвии, за девять месяцев этого года зарегистрировано 20 312 смертей. Это на 11% меньше, чем за аналогичный период в 2022-м и на 2% меньше, чем в докоронакризисном 2019-м.

Казалось бы, хорошие новости. Увы, но в том же отчете говорится, что за девять месяцев население Латвии в результате отрицательного естественного прироста сократилось на 9 500 человек. И вот тут мы доходим к самым неприятным цифрам.

Рождаемость в Латвии с января по сентябрь 2023 год упала в годовом исчислении на 13,9%. Это самый низкий показатель за последние 100 лет. Речь идет не о какой-то очередной отрицательной статистике в демографии страны, которую мы видим, по сути, каждый год. На территории Латвии в 2023 году детей стало меньше появляться такими темпами, которые наблюдались во времена, когда у людей электричества в домах не было, а чуть ли не деревянный самолет с пропеллерами считался чем-то невероятным.

Важно отметить, что рождаемость не "просела" в какое-то определенное время года или из-за какого-то значимого события. Не было ни блэкаутов, ни новых пандемий, ни регулярных терактов в крупных городах, никто санкции против Латвии не вводил, границы с ней не перекрывал. Рождаемость падала все месяцы 2023-го. Постоянно. Итог – 1 октября 2023 года численность населения Латвии составляла 1 876 400 человек, что на 14 600 меньше, чем на 1 января 2023 года.

"Дело не в том, что в регионе произошло что-то плохое. Опасность как раз и состоит в том, что не происходит вообще ничего. Власти Латвии, Эстонии и Литвы почти не занимаются комплексными мерами по увеличению или хотя бы сохранению на текущих позициях показателя численности населения", – рассказала в комментарии для Baltnews гендиректор "НИИ Социологии" Мария Филь.

"Падение рождаемости в социуме – не тот процесс, который может произойти в какой-то короткий период времени, а потом сам по себе закончится. Если не заниматься его купированием и не принимать специальных комплексных мер по его искоренению, то он начнет развиваться автономно. Это как катящаяся тележка с горки. Ее масса и есть двигатель, который толкает объект вниз все быстрее. Сокращение прироста населения и падение рождаемости начались в 1990-е. Власти, по сути, не захотели комплексно решать эту проблему, вот она и увеличивается сегодня как снежный ком", – добавила она.

Такого рода процессы в социуме очень инерционные. Тут даже "заткнуть" проблему за счет притока мигрантов не получится. Эксперт напомнила, что молодое трудоспособное население балтийских стран продолжает активно ездить на заработки в страны западной и северной Европы, многие из них ставят перед собой цель там и остаться. Разумеется, в таких условиях рождаемость в самой Латвии, Эстонии и Литве будет падать даже без каких-либо потрясений в экономике.

"Стареющее население, по понятным причинам, компенсировать молодежь не может. Мигранты рождаемость в балтийских республиках тоже не сильно повышают по одной простой причине – Эстония Литва и Латвия для них являются транзитом, а не конечной точкой назначения. Конечно, их можно использовать для восполнения демографии, но тогда им надо предлагать работу, и желательно с такими же условиями, как в Германии и других странах, куда мигранты изначально направлялись", – отметила социолог.

"Но производственных предприятий в Прибалтике становится все меньше, проблемы в экономике все серьезнее, а уровень достатка у местного населения явно ниже, чем в западной и северной Европе. Видя все это, прибывшие мигранты в массе своей делают простой вывод – "лучше идти дальше, иначе зачем вообще было переезжать". Лозунг "ничего плохого не произошло" не подходит, потому как часть фразы "ничего не произошло" для социума – это уже плохо, это уже повод искать лучшее место для заведения семьи".

Тратить на повышение рождаемости? Да бросьте вы!

В Эстонии и Литве ситуация не особо лучше. В 2021 году в Литве родилось более 23 300 детей. Это на 7,2% меньше, чем в 2020-м, а это, напомним, был год, когда уровень рождаемости в стране был самым низким за последние двадцать лет.

Просто для сравнения: в 1990 году в Литве родилось около 57 000 младенцев. По данным Литовского департамента статистики, в 2022 году показатель рождаемости упал еще на 5,4%. В стране нет такого антирекорда, как в Латвии, но есть все тот же "ползучий процесс", который набирает обороты, то есть устойчивое снижение идет даже после 2020-го, когда была пандемия.

В Эстонии по итогам 2022 года население выросло на 2,6%. Но не стоит спешить радоваться. Показатель увеличился не потому что детей в стране появилось больше. В Эстонии население увеличилось за счет мигрантов. В балтийскую республику по итогам 2022-го прибыло 50 000 человек, а покинуло лишь 10 000. Разумеется, большая часть (66% от всех таких прибывших) – это выходцы с Украины.

А вот рождаемость как раз снизилась. Сильно. В мае 2023 года сразу несколько местных изданий, ссылаясь на данные Департамента статистики Эстонии, написали о том, что по итогам 2022 года в стране родилось 11 646 и умерло 17 315 человек.

По словам руководителя отдела демографической и социальной статистики Анет Мюйрсоо, в истории демографической статистики Эстонии, которая ведет свой отсчет с 1919 года, еще никогда не регистрировалось менее 12 000 рождений. Говоря проще, Эстония переплюнула Латвию с ее антирекордом еще в 2022 году. 1 января 2023 года в Эстонии проживало 1 365 884 человек, что на 34 088 человек больше, чем годом ранее (это при том, что в страну мигрантов прибыло 40 000!).

Почему власти не занимаются решением этой проблемы? Неужели населению настолько все равно? Не совсем. В июле этого года Norstat провел опрос, результаты которого –  повышение рождаемости в Эстонии до уровня воспроизводства населения в качестве возможной государственной цели считают важным 77% населения, а неважным – 17%. Так почему политики в этой стране, как и в Латвии с Литвой, вообще даже не начинают заниматься проблемой? Почему нет общенационального дискурса в ведущих СМИ, нет регулярных исследований по выявлению причин, нет комплексных мер по стимулированию рождаемости?

Может, в экономике страны все настолько хорошо, что демографические ямы вообще никак на нее не влияют? Учитывая тот факт, что, по недавним сообщениям Еврокомиссии, экономический спад в Эстонии по итогам 2023 года составит 2,6% (самое большое падение во всем ЕС), вряд ли.

Как рассказал в комментарии для Baltnews главный научный сотрудник Института Европы российской академии наук Николай Межевич, происходящее в демографии балтийских стран – часть процесса, который наблюдается во всей Европе. Коренное население на континенте вымирает. Рождаемость не покрывает смертность ни в одной из стран Старого света, причем даже в таких мелких государствах как Босния и Герцоговина.

"Где-то это компенсируется мигрантами, как в Германии, а где-то даже такой подход подобную проблему не решает. Не нужно обвинять только политиков Эстонии, Латвии и Литвы. Тенденция общеевропейская. Другой вопрос, что государство должно проводить активную социальную политику, чтобы процесс хотя бы замедлить. Взять ту же Россию, где государство старается поддерживать рост рождаемости за счет маткапитала, различных выплат молодым семьям и субсидий для них. Это не повысит рождаемость в один день, но это хотя бы поможет контролировать процесс", – объяснил президент Ассоциации прибалтийских исследований, профессор Санкт-Петербургского государственного университета.

"Более того, РФ, если сильно упростить, может пригласить к себе на территорию соотечественников, в том числе из той же Прибалтики. Русские живут во многих соседних странах. А теперь вопрос на засыпку: "Где вы возьмете латышей из других стран?" Увеличить количество американцев за счет, скажем, семьи из индусов можно. Они на определенном этапе готовы стать американцами во всех смыслах. Увеличить число латышей таким же способом не выйдет", – добавил он.

Автор телеграм-канала "Профессор Межевич Н.М." подчеркнул, что странам Балтии нужна балансирующая по вопросам миграции политика, инструменты материальной помощи таким людям. Но откуда взяться деньгам на эти проекты, когда правительства Эстонии, Латвии и Литвы тратят все больше на оборону? Эти государства говорят, что у них 3% от ВВП на нужды обороны тратится (в Эстонии, кстати, уже 4%).

"Кстати, представьте себе, каково это думать о том, чтобы завести ребенка, когда лидер страны настойчиво уверяет вас, что чуть ли не завтра начнется война с русскими, что они вот-вот нападут и будет война. Понятно, что детей заводили и заводят в самых трудных жизненных ситуациях, но статистика все же лучше, когда есть стабильность. А ведь есть еще и проблема появления детей у молодого поколения Эстонии, Латвии и Литвы на территории других европейских стран", – заметил Межевич.

"Простой пример – в литовской Паланге я однажды встретил семью с мамой и папой по 35 лет и двумя детьми. Родители говорили на литовском, а вот дети – на английском. Оказалось, они приехали к бабушке и дедушке на каникулы. Корни свои они увидели, по исторической Родине погуляли… а потом уехали обратно в Великобританию. В итоге стариков вскоре не станет, а мать и отец этой семьи хоть и будут до конца жизни помнить и говорить на литовском, но их дети будут знать только английский, да и в Палангу им нужда приезжать пропадет. Говоря проще, молодое поколение все чаще заводит детей, только вот в Прибалтике они не остаются", – заключил он.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме