Кружок "очумелые ручки": сможет ли Киев сам наладить производство оружия

155-мм артиллерийские снаряды
© AP Photo / Alex Brandon

Илья Круглей

Многочисленные неудачные попытки Киева разрабатывать вооружения не останавливают нынешнее руководство Украины от новой попытки. В стране считают, что нужно снижать зависимость от Запада.

Конфликт на Украине длится уже почти два года, а обещанное контрнаступление, о котором в Киеве говорят чуть ли не ежедневно, так и не принесло результата. Даже самые ярые сторонники продолжения военных действий не могут оказывать ту же поддержку, что была в 2022 году.

США сократили поставки вооружений на Украину на 30%. В Германии проблемы с формированием бюджета вообще поставили под вопрос финансирования военной помощи Киеву. Другие западные страны тоже теряют свой энтузиазм.

Но даже такое незавидное положение не заставило украинские власти задуматься о мирных переговорах. Для президента Владимира Зеленского это до сих пор нечто постыдное. Если говорить откровенно – смертельно опасное лично для его персоны. Зато нашелся другой вариант – запустить собственное производство оружия!

"Мы все сделаем, только денег дайте!"

Положение Украины с каждым днем становится все более шатким. Если в 2022 году эту страну поддерживал, казалось, весь западный мир, то сегодня все больше стран либо вообще сворачивают поддержку Киева (как, например, Словакия), либо значительно уменьшают свои вложения в Незалежную.

Так, Соединенные Штаты значительно уменьшили свою поддержку. Как отмечают в ABC News, ссылаясь на высокопоставленный украинский источник, с начала палестино-израильского конфликта Вашингтон сократил поставки 155-мм боеприпасов на Украину более чем на 30%. И вряд ли поставки в ближайшее время станут больше.

Другое американское издание показало статистику, согласно которой почти половина граждан США (45%) считают, что их страна тратит слишком много средств на поддержку Украины. Учитывая приближающиеся выборы, политики Вашингтона обязаны прислушиваться к мнению электората.

Германия может вообще отказаться от финансирования военных поставок на Украину. Как сообщает Der Tagesspiegel, бюджет на 2024 год пока не приняли, поскольку Конституционный суд страны заморозил расходы министерств и других государственных ведомств и сам бюджет на сумму €60 млрд.

Еще один "верный союзник" Киева вообще свернул в другую сторону. В Нидерландах правый политик Герт Вилдерс, который занимает достаточно жесткую антиукраинскую позицию, победил на выборах. Даже в Швеции, которая традиционно считается одной из самых сочувствующих Киеву стран, показатели этого самого сочувствия заметно снижаются. Местное издание SVT сообщает, что всего за несколько месяцев число сторонников военной поддержки Украины сократилось с 93% до 77%.

Разумеется, в Киеве видят все мировые тренды. Политики и военные чиновники осознают, что рано или поздно количество западного оружия резко сократится и воевать станет тяжело. Вот только здравая мысль о мирных переговорах, пока это еще могут быть переговоры, а не капитуляция, почему-то не приходит в головы обитателей Верховной рады и военных Украины.

Вместо этого главнокомандующий Валерий Залужный призывает снизить зависимость от поставок западных вооружений, причем очень интересным образом – по его мнению, необходимо самостоятельно производить боеприпасы, беспилотники и ракеты.

О том, что в ходе активного военного конфликта строить новые заводы, – не слишком логичная цель, в Верховной раде не задумываются. Важно ведь не то, что в новенький завод может в любой момент прилететь ракета, сведя на нет все усилия строителей и инженеров. Гораздо интереснее тот факт, что деньги на подобные проекты Запад выделит, а их можно по старой доброй украинской традиции присвоить и поделить.

В беседе с Baltnews вице-президент Российской ассоциации политических консультантов (РАПК) Андрей Максимов объяснил, что для закупок на внутреннем рынке у Украины с ресурсами проблем не будет. Другое дело, что многие новые предприятия, которые либо связаны с ВПК, либо непосредственно заводы, производящие боеприпасы вообще-то в зоне досягаемости авиаударов со стороны армии РФ.

"Не совсем понятно, целесообразен ли такой подход – строить объект, в который по окончанию работ просто прилетит ракета. А ведь строить надо технологические линии, которые будут создавать боеприпасы для артиллерии НАТО. Это задача не из легких", – отметил Максимов.

"Другой вопрос, что раз деньги на это будут, ведь Киев получит очередной транш кредитов из Европы и США, то почему бы не попробовать? Да, это рискованно, да, скорее всего, может не получиться. Но ведь это какой отличный повод пополнить карманы чиновников! Вашингтон деньги напечатает и Киеву передаст, понимая, что тот долг никогда не вернет. Большая часть этих средств, разумеется, до места назначения не дойдет", – добавил он.

Политолог напомнил, что в западных СМИ постоянно говорят о том, что большая часть средств, выделенных Киеву на вооружения, до ВСУ не доходит из-за коррупции. Соответственно, в случае со спонсированием новых заводов все произойдет точно так же.

"Все чаще, кстати, появляются неподтвержденные истории даже о том, что сами же украинские чиновники, получив деньги в виде финпомощи от Запада, "сливают координаты" техники или боеприпасов, чтобы их разбомбили и все это "добро" можно списать как уничтоженное (хотя на самом деле там изначально большая часть уже была разворована). А потом средства от этих поставок "оседают" на счетах украинских чиновников где-нибудь на Лазурном берегу или в виде проданного оружия в секторе Газа. Траты на организацию производства боеприпасов для ВСУ, похоже, ждет та же участь", – резюмировал вице-президент РАПК.

Никогда такого не было, и вот опять!

Стоит признать, идея о собственном производстве оружия приходит в головы украинских чиновников не в первый раз. Еще до начала СВО оборонный комплекс страны пытались "декоммунизировать" самым простым и надежным способом – начав производить технику и оружие нового образца. Получилось? Учитывая, что сегодня Украина сражается преимущественно западным оружием, нисколько.

Например, нашумевший в Незалежной Т-84 БМ "Оплот" (по сути, пересобранный из советского Т-80УД), провалился везде, где только можно. Самый громкий скандал произошел после того, как эти машины поставили в Таиланд. Тайцы не только остались недовольны как исполнением контракта, так и качеством танков, но и быстро перевооружились на китайский VT-4. Далее украинские промышленники не смогли исполнить контракт с американской стороной по поставке Т-84БМ для испытаний института армии США. В 2018 году "Оплоты" с треском провалились на танковом биатлоне НАТО, заняв последнее место.

Следующая украинская модификация – Т-84-120 "Ятаган". Этот танк является тем же "Оплотом", но переработанным под стандарты НАТО. Впрочем, ни одна из стран Альянса так и не польстилась на "шедевр украинской оборонной промышленности", невзирая на бросовую цену.

Еще одна нашумевшая в Украине разработка – БТР-4 "Буцефал" – провалилась. Эта машина была ориентирована на экспорт, но Киев не исполнил контракты с Ираком, Таиландом, Азербайджаном, Казахстаном, Индонезией и целым рядом других государств. "Буцефалы" часто возвращали из-за недоработок в конструкции и банальной технической неисправности.

Провалы "Укробронпрома" можно перечислять почти бесконечно. А ведь можно вспомнить и о том, что промышленность страны в целом находится в очень удручающем состоянии.

Такие знаменитые гиганты, как "Южмаш", "Антонов" или Николаевский судостроительный завод, практически превратились в историю. После начала СВО о каких-либо новых серьезных промышленных мощностях говорить и вовсе не приходится. Только с февраля по август 2022 года потребление газа в этой стране упало на 40%. А заводы ВПК, напомним, – предприятия крайне энергоемкие. Если газа страна потреблять стала меньше, значит у заводов с работой все очень плохо.

Впрочем, кое-какие "остатки роскоши" на Украине все же имеются. К тому же, как напомнил в комментарии для Baltnews политолог, директор украинского Центра политического Василий Стоякин, в Конституции Украины написано, что страна должна вступить в НАТО.

Очевидно, что для этого ВПК восточноевропейской страны должен быть интегрирован в Североатлантический альянс. Но это задача стратегическая. Делать боеприпасы НАТОвского образца и технику – работа на долгие годы. Сейчас Киеву нужны вообще любые типы вооружений.

"Власти Украины говорили о нехватке поставок боеприпасов со стороны Запада почти с первого дня, как они начались. Просто сейчас проблема в очередной раз стала стоять крайне остро. Важно отметить, что Киев действительно будет стараться организовать производство оружия и боеприпасов на территории Украины, это не пустые слова и популизм. ВСУ действительно во всем этом сильно нуждается", – рассказал Стоякин.

"При этом надо признать, что в отдельных сегментах у Киева действительно есть некоторые успехи. К примеру, производство БПЛА. Да, это не сильно высокотехнологическая продукция, и одна только она в корне ход боевых действий не меняет, но хотя бы это получилось. С боеприпасами все сложнее. Если не ошибаюсь, Украина все еще может создавать мины, некоторые патроны для стрелкового оружия, недавно были достижения по организации производства советских 152-мм снарядов", – добавил он.

Политолог напомнил, что в Незалежной еще не все промышленные объекты, которые обслуживают ВСУ, уничтожены. Тот же завод Артема в Киеве, к примеру, продолжает делать ракеты класса "воздух-воздух", "земля-земля", ремонтирует пусковые установки для "Градов". Есть и ряд других объектов, которые, несмотря на "прилеты", все еще функционируют. Другой вопрос, хватает ли их мощностей.

"Сложность для Киева состоит в том, что Украина не может наладить выпуск такого объема боеприпасов, который необходим ВСУ в текущий момент, и политики это отлично понимают. Но сделать они ничего не смогли и вряд ли смогут в ближайшее время по одной очень важной причине. Основная проблема не в том, что для новых заводов или их расширения (и защиты от прилетов ракет или БПЛА) нужны деньги и даже не в том, что такие предприятия энергоемкие, то есть еще и придется решать вопросы снабжения электричеством, которое нужно откуда-то взять. Хотя, надо признать, решить все эти задачи тоже будет непросто", – заметил Стоякин.

Проблема в нехватке кадров. Все что сейчас работает в ВПК Украины, держится на советских и постсоветских специалистах, которых уже почти нет. Где взять новых инженеров, способных обеспечить работу таких заводов – неизвестно.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме