Эхо кризиса в Красном море: удорожание морских перевозок – новое испытание для Запада

Американский самолет, готовящийся к запуску с авианосца CVN 69, во время полетов в Красном море, 22 января 2024 года
© AP Photo / Mass Communication Specialist 3rd Class Kaitlin Watt

Илья Круглей

Мировой рынок контейнерных перевозок крайне болезненно реагирует на конфликт вокруг Йемена и обстрел хуситами проходящего морского транспорта. Это уже сказывается на тратах по доставке грузов в Европу, за что в итоге заплатит простой обыватель.

После того как хуситы в Йемене в знак протеста действий Израиля в секторе Газа начали атаки на суда, направляющиеся в Суэцкий канал, над Западом нависла новая угроза – срыв торгового судоходства в Красном море.

Нападения происходят очень не избирательно, но зато только на суда, принадлежащие западным странам. Причем ответные меры США и Британии не особо снизили риски. С начала 2024 года крупнейшие контейнерные судоходные компании, в том числе Maersk, MSC, Hapag-Lloyd, CMA CGM, ZIM, ONE, вынуждены избегать Красного моря.

Разумеется, более длинное логистическое плечо и перебои с поставками увеличивают цену фрахта. А это, в свою очередь, не может не сказываться на экономиках еврозоны. Вопрос только в том, насколько сильно ситуация с контейнерными перевозками ударит по экономике ЕС и как скоро это почувствуют потребители.

Доставка грузов угрожающе дорожает

Спотовые цены на морские контейнерные перевозки в Европу и США ожидаемо растут. Уже в начале января 2024 года стоимость доставки одного 40-футового контейнера из Азии в Северную Европу достигла $4000, подскочив в два раза. И это если идти в обход. Традиционный путь через Суэцкий канал обходился уже в $5175. Об этом сообщает Reuters со ссылкой на международную платформу бронирования грузов Freightos.

Более того, аналитики утверждают, что некоторые перевозчики с середины января уже подняли цены на доставку одного контейнера по тому же маршруту до $6000. Некоторые просто поставили надбавку за контейнер, причем эта сумма в зависимости от компании и страны назначения варьируется от $500 до $2700.

И если смотреть на то, какие меры принимают перевозчики, это еще и не слишком дорого. Теперь грузы приходится везти в обод Красного моря, огибая Африку с юга. Это удлиняет рейс минимум на неделю, а иногда и на 20 дней.

Кроме того, что увеличилось количество дней в пути, нужно еще и платить зарплату, закупать топливо, а еще платить аренду. Причем аренду нужно выплачивать как за суда, так и за контейнеры. Неудивительно, что стоимость перевозок подскочила так серьезно. Вопрос в том, как это отразится на европейской экономике и потребителях еврозоны?

Как отметила кандидат экономических наук Мила Миновская, 40% европейской торговли с Азией и Ближним Востоком проходит через Красное море. Разумеется, дополнительные расходы отразятся на конечной стоимости товаров.

"Некоторые отрасли, такие как химический сектор Германии, начинают ощущать трудности из-за задержки поставок через Красное море. Эта ситуация обусловлена тем, что данный сектор полагается на Азию, обеспечивая около трети своего импорта из-за пределов Европы. Автомобильная промышленность особенно уязвима из-за производственных процессов "точно в срок" и отсутствия больших запасов", – заметила Миновская.

"В знак того, что отрасль ощущает на себе последствия кризиса, Tesla, Volvo и Suzuki объявили, что приостановят производство на европейских заводах из-за проблем с цепочками поставок, возникших в результате атак на Красное море. Стоит отметить, что более широкое экономическое воздействие на потребительские цены и экономику ЕС в целом будет во многом зависеть от продолжительности этого кризиса", – добавила она.

Масштабы, которые видны не сразу

Промышленность во многих странах Евросоюза находится в глубоком кризисе из-за дорогих энергоресурсов уже несколько лет. Теперь к этому фактору добавились и повышенные расходы на морские контейнерные перевозки. И это уже повлияло на некоторые предприятия в ЕС. Например, компания Tesla приостановила большую часть производств на своем заводе в Германии.

Европейские ритейлеры, в числе Ikea и британский Next, обеспокоены возможными задержками и даже дефицитом товаров. Другой европейский ритейлер – Crocs – уже сообщил о том, что срок прибытия товаров продлевается на две недели.

Дорожающие перевозки отражаются не только на производстве и торговле Евросоюза, но и на энергетическом секторе. На фоне кризиса в Красном море цены на нефть выросли на 3%, причем как на марку Brent, так и WTI. Такое подорожание является реакцией рынка на недавний захват Ираном танкера в Оманском заливе. На Западе зреют опасения, что региональный конфликт может нарушить цепочку поставок энергоносителей.

Все эти риски ведут к усугублению кризиса, а также к снижению объемов мировой торговли. В докладе Всемирного банка подчеркивается, что нарушения ключевых маршрутов приведут к росту инфляции. Более того, снижение объемов мировой торговли уже произошло – с ноября по декабрь показатель упал на 1,3%. И быстро из этого кризиса выйти не получится. Восстановление безопасного прохода через Красное море может занять месяцы, если не годы. И все это время Европа будет сталкиваться с дополнительными издержками.

Странам ЕС будет больнее всего

Примечательно, что сильнее всего от этого кризиса пострадала Европа. Снова. Стоимость перевозок в порты Северной Америки хоть и выросла, но не так заметно. Так, для восточного побережья она поднялась на 55%, до $3900 за контейнер, а для западного – на 63%, до $2700.

Именно государства еврозоны, а не США, терпят самые сильные убытки. Но, как объяснил в беседе с Baltnews генеральный директор компании "Оптимальная логистика" перевозки Георгий Властопуло, проблемы с безопасностью коснулись не только Европы. Косвенно это отражается даже на России. Однако для РФ последствия все же крайне минимальны. Если не говорить о сырьевом обороте (с той же нефтью, к примеру, никаких проблем нет, хуситы официально говорят, что российские танкеры не трогают), то на торговлю России с другими странами это почти не влияет.

"Даже если возникнет острая необходимость увеличить, скажем, контейнерные перевозки из Индии в РФ, то Суэцкий канал не является единственным вариантом. Есть "дальневосточные ворота", есть наземный путь "Север-Юг". Однако надо признать, что косвенные последствия, причем именно в среднесрочной перспективе, все же есть. Впрочем, они затронут не только РФ, но и вообще все страны", – заметил Властопуло.

"Речь идет о своего рода эффекте домино на мировом рынке контейнерных перевозок. Мы сейчас видим увеличение индексов, фрахт дорожает на маршрутах, где на пути вообще нет Красного моря. К примеру, из-за изменения пути следования некоторых судов, которые не хотят проходить через берега Йемена, этих самых судов, как и контейнеров, нужно теперь больше, ведь маршрут через Мыс Доброй Надежды занимает больше времени. Возникает определенный дефицит контейнерной тары, особенно это касается Китая. В итоге мы уже видим, как американский трейд вырос ", – добавил он.

Он подчеркнул, что для России таких серьезных повышений цен в перевозках пока нет – есть лишь небольшие изменения на дальневосточном направлении.

В среднесрочной перспективе есть риск того, что китайские компании, увидев рост цен на перевозки в США, обратят большую часть своих мощностей в этом направлении, а значит для России, из-за уменьшения доступных судов и контейнеров, немного вырастет цена.

Но следует повторить, что рост будет незначительным, и это "эхо" кризиса в Красном море отразится вообще на всех. Просто Россия и ряд других стран, в отличие от Европы и США, почувствуют это в меньшей мере.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме