Встреча глав России и Китая: достижения Востока и недовольства Запада

Президент Владимир Путин прибыл в Китай с официальным визитом
POOL

Илья Круглей

Стратегическое партнерство Пекина и Москвы становится более глубоким. Это все больше раздражает Вашингтон, который хоть и старается помешать их более тесной экономической кооперации за счет вторичных санкций, но глобально процесс остановить не может.

В ходе своего визита в Пекин 16 мая президент Российской Федерации Владимир Путин, встретившись с председателем КНР Си Цзиньпином, подписал с ним совместное заявление об обновлении договора о всеобъемлющем партнерстве и стратегическом взаимодействии.

Переговоры проходили сначала в узком, а затем в расширенном составе. Они длились 2,5 часа, после чего делегаты приступили к подписанию документов и заявлениям для СМИ. Сразу после этого торжественный концерт по случаю 75-летия установления дипломатических отношений и открытия Годов культуры России и Китая, а также ряд других мероприятий, которые уже можно рассматривать как часть дипломатических формальностей.

Впрочем, размах приема главы РФ в Китае и сопутствующие почести – это тоже своего рода индикатор, глядя на который можно говорить о текущем высоком уровне взаимоотношений между двумя странами. Разумеется, в Вашингтоне этим сильно недовольны. Настолько, что в Госдепе прямо перед встречей глав РФ и КНР поспешили сделать весьма резкое заявление.

Рядовые фразы в сторону. Что с фактами?

Визиты Владимира Путина и Си Цзиньпина в Пекин и Москву нельзя назвать редкостью. К примеру, последний раз президент России приезжал в столицу Поднебесной в октябре 2023 года, когда участвовал в форуме "Один пояс, один путь".

Однако с чисто дипломатической точки зрения такие встречи всегда проходят либо в момент важных событий на мировой арене или незадолго до их начала, либо в значимые для самих правящих кругов двух стран временные отрезки.

К примеру, после того, как Си Цзиньпин в конце марта этого года переизбрался на третий срок в качестве председателя КНР, свой первый зарубежный визит он нанес именно в Москву. То же самое сделал после недавнего переизбрания в качестве президента РФ и Владимир Путин.

После проведения официальных переговоров стороны подписали совместное заявление об углублении отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия. Всего было подписано еще 10 документов о сотрудничестве.

Уже сейчас можно выделить несколько важных моментов, о которых было сказано на переговорах в Пекине. Первое, что бросается в глаза – рост товарооборота между КНР и РФ. В энергетике это видно невооруженным глазом.

  • в марте этого года доля российского сырья занимала 22% в китайском нефтяном импорте. А ведь КНР в 2023 году установила рекорд по ввозу нефтяного сырья – 564 млн тонн;
  • экспорт российского угля в Китай по итогам 2023 года превысил 100 млн тонн. Для сравнения: в 2022-м показатель равнялся 67 млн тонн;
  • "Газпром" с начала 2024-го еще больше нарастил объемы прокачки газа в КНР по "Силе Сибири". Показатели выросли на 37% по сравнению с аналогичным периодом 2023-го. И это при том, что российский холдинг в 2023-м году увеличил поставки голубого топлива в КНР по "Силе Сибири" в 1,5 раза, до 22,7 млрд кубометров (это на 700 млн кубометров выше контрактных обязательств). Поставки СПГ из России в Китай за 2023-й выросли на 23%;
  • "Росатом" занимается постройкой новых блоков Тяньваньской АЭС и АЭС "Сюйдапу". Ведется сотрудничество с китайскими учеными в рамках работы Объединенного института ядерных исследований по постройке в России аналога Большого адронного коллайдера – NICA.

Растет товарооборот и по другим отраслям. По словам Путина, в АПК между РФ и КНР он в 2023 году увеличился на 40%, достигнув $9,7 млрд. По данным "Агроэкспорта" при Минсельхозе, в натуральном выражении в Поднебесную было поставлено 9,4 млн тонн продукции. Это в 2,3 раза больше, чем в 2022-м.

В целом же, общий товарооборот между РФ и КНР вырос на 23,1% в 2023 году. Со стороны РФ – это $227,8 млрд, а со стороны Китая – $240,1 млрд. Россия теперь на четвертом месте в торговле для Китая. Сама же Поднебесная стала главным торговым партнером РФ. Учитывая разницу в населении двух стран, такой дисбаланс во многом оправдан. По сути, Москва и Пекин стали друг для друга настолько значимыми партнерами в экономике, что благополучие одного крайне важно для другого.

Нынешняя кооперация в экономике – не только рост торговли или отдельные проекты, вроде ускоренного строительства второго ж/д пути на погранпереходе Забайкальск – Маньчжурия. Речь идет об углублении торгово-инвестиционных связей в целом и что еще более важно, скоординированных шагов по переводу расчетов в национальных валютах. Доля рубля и юаня в российско-китайских коммерческих операциях уже выше 90%, причем показатель продолжает расти.

Насколько силен козырь США против сближения РФ и КНР?

В США разные чиновники, бывшие госсекретари вроде Генри Киссинджера и военные многократно называли сближение и кооперацию Китая с Россией "неестественным и недолговечным союзом". Правда, в последние годы в американской прессе все чаще звучит тезис о том, что вбить клин между этими странами никак не выходит.

В последние полгода Вашингтон стал давить на Пекин еще сильнее, угрожая разрывом экономических связей с США. Аргумент, кстати, серьезный. Как бы активно не торговала Россия с Китаем, его товарооборот и вообще зависимость от рынков сбыта в Америке тоже колоссальные.

Правда, зависимость обоюдная, ведь если США вообще отрежут себя экономически от Поднебесной, последствия для Штатов будут кране негативными. Многие предприятия в ряде отраслей США крайне зависимы от поставок различной продукции (более дешевой, чем произведенная в Америке) из КНР. В Пекине это отлично понимают… и поэтому на угрозы Вашингтона смотрят спокойно.

Представитель Госдепартамента США Видант Пател накануне визита Путина в Китай заявил, что если Пекин хочет поддерживать хорошие отношения с Европой и другими странами, он не может и дальше подпитывать "самую большую угрозу европейской безопасности, а именно российскую агрессию в Украине".

Безусловно, американские регуляторы, которые угрожают китайским банковским структурам вторичными санкциями – это аргумент. Это действительно порой создает определенные проблемы при сделках с российскими компаниями.  

Как отметила в комментарии для Baltnews кэн., руководитель программы "Цифровая экономика" ИМЭБ РУДН Софья Главина, в марте импорт из Китая в РФ упал впервые с середины 2022 года: -15,7% (г/г). В апреле -13,6% (г/г).  Есть вероятность формирования тренда, подкрепляемого тем, что китайские банки и компании отказываются работать с российской стороной под угрозой вторичных санкций США. При этом интересно, что дальнейшее снижение импорта в Россию от крупнейшего торгового партнера может укрепить курс рубля. Однако росту экономики это помешает — многие производства в России завязаны на китайских компонентах.

"Любые попытки российских компаний изобретать новые способы оплаты китайских товаров оборачиваются дополнительными транзакционными издержками, которые в конечном итоге переносятся на покупателя. А это в свою очередь приводит к росту инфляционного давления. Согласно данным Народного университета Китая, 80% платежей российских компаний не проходят через китайские банки. В принципе это также приводит к снижению импорта из Китая в РФ", – отметила Главина.

"Оставшийся поток оплат проходит, во-первых, через банки третьих стран. Это тонкий лед: те банки, с которыми можно работать сегодня, могут уже завтра отказать в транзакции. Во-вторых, через других посредников, часто это логистические компании. Крупные суммы таким образом не передашь, да и комиссии нескромные. В среднем, комиссия может доходить до 10% от суммы перевода. Плюс может быть невыгодный курс конвертации. В-третьих, через системы денежных переводов. С этим есть один минус – слишком низкие для бизнеса лимиты по сумме перевода", – добавила она.

Санкции страшны, но не всегда

По мнению Софьи Главиной, в целом, из сложившейся ситуации существует несколько возможных вариантов выхода. Использование криптовалют в Китае невозможно, по причине из запрета. Однако возможно использование для платежей с Россией мелких региональных банков, у которых нет связей с Западом, а значит, нет угрозы санкционного давления.

"В Китае (как и в Индии) разработана национальная платежная система, для обеспечения национального суверенитета. Китай работал над cips, другой системой финансовых сообщений, задуманной как альтернатива swift (в нее входит около 30 национальных банков). По состоянию на март ей пользовались 1511 финансовых учреждений — только 13% из 11 500 членов swift, но с 2018 года их число увеличилось более чем вдвое. 

Cips обрабатывает платежи не только между Китаем и Россией. Например, в апреле 2023 года Бангладеш использовала эти деньги, чтобы заплатить российскому агентству по атомной энергии в юанях за работу на атомной электростанции", – рассказала эксперт.

В Пекине отчетливо понимают, что Вашингтон (при всей его экономической взаимосвязи с Поднебесной) торговые войны не отменял и Китай своим другом не считает.

Как отметил политолог Александр Асафов в беседе с Baltnews, США, в лице Госдепартамента, обозначают Иран, Россию и Китай основными угрозами для своих выборов. А КНР еще и как геополитического и геополитического конкурента. Очевидно, что давление на эти страны продолжатся. И никакие обстоятельства не повлияют на интенсивность этого давления.

"Китай является принципиальной мишенью для США, и они будут стараться делать работу против этой страны более интенсивной. Причем не только напрямую, но и через Евросоюз, ООН. Им очень не нравится суверенная позиция Китая. Они будут пытаться всячески вбить клинья между КНР и РФ, придумывая все новые и новые способы для этого.

Судя по взаимоотношениям Москвы и Пекина, я уверен, что это не подействует. Но продолжать попытки давления США и ЕС, безусловно, будут", – рассказал эксперт.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме