Оплеуха европейским политикам: последствия неоднозначных выборов в Европарламент

Штаб-квартира Европпарламента в Брюсселе во время заключительного дня выборов в Европейский парламент
РИА Новости

Любовь Безродная

Во Франции, Германии, Бельгии, Италии и еще ряде стран Евросоюза на выборах в ЕП значительное количество голосов набрали евроскептики и националисты, потеснив правящие коалиции. Приведет ли такая смена общественной поддержки к каким-либо изменениям?

С 6 по 9 июня 2024 года проходили выборы в Европарламент, который считается одним из самых влиятельных законодательных органов мира. И в ходе голосования европейские граждане дали понять, что не согласны с политикой действующих властей. Во многих странах победу одержали правые и ультраправые – евроскептики, известные своим негативным отношением к спонсированию Украины.

Однако несмотря на столь шокирующие победы, в самой политике ЕП вряд ли что-то изменится. Согласно предварительным результатам голосования в 27 странах-членах ЕС, первое место заняла "Европейская народная партия" (189 мест), в которой состоит действующая глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. На втором месте со 135 мандатами Альянс социалистов и демократов "S&D". Закрывает тройку лидеров фракция "Европейских консерваторов и реформаторов" с результатом 72 места.

Фон дер Ляйен останется на своем посту, политика ЕС не изменится. Но при этом лидеры самых богатых и влиятельных стран Евросоюза получили публичную пощечину, а киевский режим –очередной тревожный сигнал.

Смещение поддержки в ЕС

С одной стороны, итоги выборов в Европарламент показывают, что в общей политике ЕС мало что поменялось. "Европейская народная партия" по-прежнему лидирует, а значит, центристы еще сильнее укрепят свое влияние. Альянс ЕНП уже заявил о своих претензиях на пост следующего председателя Еврокомиссии.

Однако нельзя игнорировать тот факт, что в некоторых странах правые и крайне правые партии значительно обошли по количеству голосов правящие коалиции. Самые яркие примеры – Франция и Германия.

Опросы заранее предсказывали, что ультраправые добьются значительных успехов на территории всего ЕС. В итоге две самые крупные группы "Европейские консерваторы и реформисты" и группа "Идентичность и демократия" будут контролировать 131 место в палате. А ведь еще есть знаменитая "Альтернатива для Германии", получившая 15 мест, 10 мандатов партии "Фидес" премьер-министра Венгрии Виктора Орбана и так далее. Конечно, не большинство, но тем не менее сила, с которой уже можно считаться.

Что же изменится в европейской политике, учитывая такое укрепление правых политиков? С одной стороны у них появилось больше возможностей. С другой – не факт что они захотят что-то менять. Правая партия "Братья Италии" находится у власти почти два года, а особых изменений в политике страны не видно.

В этом случае, как считает Руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов Олег Иванов, изменения уже начались. Президент Франции Эммануэль Макрон назначил новые выборы в парламент, поскольку та поддержка, которая на данный момент есть у правящей партии, не соответствует поддержке французского обществе. Ему придется проводить выборы и надеяться, что результаты будут иными, чем показатели голосования в ЕП.

"При этом шансы Макрона на победу есть. Во французский парламент выборы проводятся в два тура. И при этой системе, когда с одной стороны центристы Макрона, с другой правые Марин Ле Пен (нынешний глава Национального объединения – Жордан Барделла), а третьей – левая "Неподчинившаяся Франция" под предводительством Жан-Люка Меланшона, победить может центр", – заметил Иванов.

По его словам, правые и левые не смогут договориться между собой и будут отбирать друг у друга голоса. При двухтуровой системе победителем может стать партия Макрона.

"Он ведь не просто так назначил эти выборы. Он надеется сохранить поддержку своей партии в парламенте. Используя слабость в избирательной системе Франции. Впрочем, я считаю, что он все же не сможет победить, и вскоре будет формировать новое правительство. Франция ступает на путь политический катаклизмов. При этом как будет действовать коалиция, неизвестно. У правых и левых Франции разные взгляды на экономику и внутреннюю политику", – рассказал эксперт.

Олег Иванов также напомнил о тех последствиях, которые уже произошли. Например, премьер-министр Александер Де Кроо после крупного поражения на национальных парламентских выборах и выборах в Европарламент его партии "Открытые фламандские либералы и демократы" ушел в отставку. А ведь это именно та партия, которая приняла решение о предоставлении Украине самолетов F-16:

"Самую важную роль играют три страны ЕС – Франция, Германия и Италия. Во Франции начинаются политические потрясения. В ФРГ выборы тоже были показательны. Правая "Альтернатива для Германии" заняла второе место, обойдя светофорную коалицию Шольца. Это о многом говорит и предвещает тяжелую ситуацию для правящей коалиции. В Италии все стабильно – у власти уже находятся правые. Впрочем, Джорджа Мелони из тех правых, которые поддерживают Украину", – указал политолог.

"В целом эти выборы в ЕС показали явный спад поддержки либеральных партий и рост популярности правых. Это говорит, что в европейском обществе есть проблема с пониманием действующей миграционной политики. Также наблюдается спад поддержки "Зеленых", и это говорит о том, что климатическая повестка откровенно достала людей", – заключил он.

Сломать систему не получится

Правые политики действительно не всегда выступают против поддержки Украины и еще реже являются пророссийскими (на деле таких европейских чиновников вообще не существует, просто "агент Кремля" – отличный повод для дискредитации инакомыслящих). Также стоит учитывать, что далеко не во всех странах ЕС на выборах одержали победы евроскептики и противники действующей власти. Например, государства Прибалтики представляют собой яркий пример того, как русофобия продолжает править бал в политике.

В Латвии на выборах в ЕП победила правящая партия "Новое Единство" с результатом 25,7% голосов. На втором месте находится " Национальное объединение" с 22,08% голосов. В Эстонии Партия реформ, во главе которой стоит премьер Кая Каллас, потерпела поражение, заняв только третье место. Но победившая партия "Отечество" (21,5%), которую можно назвать консервативной, а не евроскептической, лишь немногим уступала социал-демократам, которые набрали 19,3% голосов. В Литве на первом месте по-прежнему представители партии премьер-министра страны Ингриды Шимоните с результатом 20,92%. За ними следуют социал-демократы (17,67%).

В целом, балтийские республики мало на что влияют в самом Европарламенте. Для примера – на всю Литву было выделено 11 мандатов, а всего в ЕП – 720. Но все же нельзя отрицать тот факт, что все европейское общество отчаянно хочет перемен.

Более того, как объяснил в беседе с Baltnews президент Ассоциации прибалтийских исследований, профессор Санкт-Петербургского государственного университета Николай Межевич, ситуация в ЕС сейчас очень невеселая.

"Смещение поддержки идет не в сторону "Европейской народной партии" (которая представляет собой совокупность национальных партий либерально-центристского типа). Да, сейчас ЕНП сохранит контроль над Европарламентом. Но вся система выборов в ЕП и не подразумевает, что этот условный центр будет утрачен. Она предназначена для того, чтобы крайне левые, крайне правые (и даже просто левые и правые) не получили власть", – заметил Николай Межевич.

"Урсула фон дер Ляйен уже сказала, что результаты выборов ей не нравятся, нужно менять законодательство для борьбы с экстремизмом. А кто в итоге будет экстремистом? Тот, на кого укажет Урсула. Таким образом, начинаются гонения на инакомыслящих. И это даже не про пророссийских политиков. Охота начнется на евроскептиков, националистов. Центр диктует простую мысль – о национальных интересах думать нельзя. И будет добиваться этого всеми средствами", – добавил он.

Конечно, если бы правые и ультраправые Европы сформировали единую группу, она бы стала второй по величине в парламенте после "Европейской народной партии" и уже имела бы значительный политический вес. Но проблема в том, что зачастую правые ЕС – это не мифические русофилы, а националисты и евроскептики. А в каждой стране национальные интересы разные, поэтому договориться у них не получится. Так что единственное существенное изменение, которое стоит ждать от минувших выборов в ЕП – уменьшение финансирование климатических проектов из-за провала "Зеленых".

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме