Провал хваленого "контрнаступа" поставил перед Западом дилемму: конфликт нужно либо сворачивать, либо масштабировать до уровня Третьей мировой. Единой точки зрения по этому и ряду других вопросов в НАТО и ЕС больше не существует.
Оговоримся сразу: проведение мирных переговоров по Украине в западных структурах поддерживает меньшинство. Четкой позиции по этому вопросу придерживается пока только Венгрия, которая имеет довольно веские основания не доверять киевскому режиму. В первую очередь, потому что Украина долгое время ущемляет права закарпатских венгров, а с начала спецоперации использует нацменьшинства, чтобы восполнить потери на фронте.
И тем не менее, в НАТО и ЕС все же обозначился значительный круг сомневающихся в успехе "украинской кампании", которые предпочли бы избежать прямого столкновения с Россией. В их числе крупнейший политический игрок – Германия, а также Австрия, Франция, Чехия и еще один их союзник. Но о нем поговорим отдельно.
Театр абсурда
Канцлер ФРГ Олаф Шольц не слишком симпатичен российским читателям. В годовщину начала Второй мировой он бодро рапортовал, что страна вложилась в военный конфликт на Украине "не хуже, чем США", и обещал продолжить поставки вооружений. Свои обещания он подтвердил накануне саммита альянса в Вильнюсе, анонсировав новый пакет военной помощи Киеву на 700 млн евро.
Между тем, именно Шольц одним из первых в Европе признал, что Украина не сможет вступить в НАТО до завершения боевых действий. "Украинское правительство само заявило, что о вступлении в альянс не может быть и речи, пока Россия находится в состоянии войны с Украиной", – сказал он в июне, словно отказавшись расхлебывать эту "кашу".
Позднее, в преддверии саммита, его слова подтвердил глава немецкого Минобороны Арне Коллатц, заявив, что Германия не в ответе за применение немецкого оружия на Украине. Коллатц и его австрийский коллега Александер Шалленберг, который ранее заявлял о сохранении "неформального канала связи с Россией", также отвергли идею о передаче Киеву кассетных боеприпасов.
Не стоит, однако, полагать, что в немецком правительстве сидят круглые идиоты. Они противоречат сами себе и выдают абсурдные заявления, потому что понимают, насколько тупиковым оказался путь, на который им пришлось вступить. Еще чуть-чуть, и Шольц просто не выдержит того напряжения, к которому привели бесконечные "подачки" Украине и военным беженцам, наплыв которых спровоцировал рост числа преступлений и дефицит жилья.
К тому же, на фоне этих проблем популярность в стране набрала принципиально новая и прогрессивная политическая сила – "Альтернатива для Германии", которая выступает против финансирования киевского режима и призывает выстраивать конструктивные отношения с Москвой. Именно поэтому Шольц периодически "вбрасывает" в информационное поле идеи о мирных переговорах или телефонной беседе с российским лидером Владимиром Путиным.
Хорошая попытка, но нет
Понимают абсурдность всей ситуации и в Париже. В апреле текущего года президент Франции Эммануэль Макрон даже попытался представить свой план мирного урегулирования по Украине и пообещал устроить переговоры текущим летом. Лето настало, и неудачи ВСУ показали, что пришло время действовать. Но пока Макрон не решается, и с напускным спокойствием объявляет о поставках ракет дальнего действия и кассетных боеприпасов. Видимо, считает, что на фоне беспорядков в стране это может поднять его рейтинг.
О проведении мирных переговоров внезапно заговорила и Чехия. На саммите в Вильнюсе президент страны Петр Павел допустил, что Украине придется сесть за стол переговоров с Россией уже к концу этого года. По его словам, Киеву придется исходить из достигнутых к концу 2023 года успехов, поскольку текущие политические и военные обстоятельства указывают на необходимость переговоров.
А обстоятельства действительно тяжелые: с начала разрекламированного Западом контрнаступления ВСУ потеряли более 26 тыс. военных и 3 тыс. единиц вооружения. Армия противника просто "наколотила", как выразился российский президент, и "сверхмощные" немецкие "Леопарды" и американские "Брэдли".
Рыба гниет с головы
США пока не дают Европе отмашку на проведение мирных переговоров, но, как показал саммит, приглашать Украину в тоже НАТО не спешат. Об этом в открытую заявляли как президент США Джо Байден, так и генсек альянса Йенс Столтенберг, который, хоть и является норвежцем, выступает от имени Вашингтона.
Для представителей НАТО очевидно: контрнаступление проваливается, и склонять Украину к мирным переговорам все-таки придется. Но США не хотят проигрывать эту войну, и, скорее всего, попытаются сохранить конфликт в тлеющем виде. Именно поэтому они продолжают поддерживать киевский режим, анонсируя все новые и новые транши.
О последнем было объявлено в начале июня – тогда контрнаступление только началось, и обещания Вашингтона звучали весьма актуально. Вот только пакет этот долгосрочный, а значит, оружие, предназначенное для украинской армии, еще нужно будет произвести. Где? На американских оборонных предприятиях, которые помогут администрации Байдена перевести страну на военные рельсы и подготовиться к другим, более серьезным угрозам. В частности, к возможному конфликту с Китаем.
Взбесившиеся лимитрофы
Итак, США отказались принимать Украину в НАТО и начинать прямое столкновение с Россией. Но обратим внимание на то, что говорят их "подопечные" из восточного фланга альянса. Их риторика становится все агрессивнее.
Не стесняясь в выражениях, они напрямую указывают США на их ошибки, как это сделал новоизбранный президент Латвии Эдгар Ринкевич, которому не хватило договоренностей о членстве Украины в альянсе. Самое интересное, что к их мнению уже начинают прислушиваться крупнейшие СМИ Старой Европы.
"Германия ничему не научилась", – пишет журналист немецкого издания Spiegel Ян Пул. Но это вовсе не про итоги Второй мировой. Это про то, что Берлин, Вашингтон и Париж не прислушивались к полякам и прибалтам, которые призывали пристроить Киев в альянс как можно скорее.
Агрессивное рвение восточноевропейских политиков принять Украину в "семью НАТО" можно объяснить тем, что внешняя политика – их единственный козырь в управлении государством. Экономика Польши и стран Балтии оставляет желать лучшего, демографические показатели в последних ухудшаются с каждым годом. Остается ожесточенно клясть Россию и вооружаться до зубов за счет натовских союзников, готовясь к Третьей мировой войне.
Недооценивать опасность "лимитрофов", однако, не стоит. Многолетняя поддержка американских кураторов пока не сделала свое дело в Прибалтике, но Варшаву уже превратила в достаточно сильного политического игрока: прямо сейчас Польша реализует самую масштабную в НАТО программу перевооружения и увеличивает численность армии.
По прогнозам экспертов, к 2035 году Варшава рискует получить крупнейшую армию в Европе. Получив Украину в качестве союзника по НАТО, Польша может запросто ввязаться в конфликт с Россией, а заодно – в качестве разменной монеты за поддержку украинцев – отхватить себе кусочек "восточных кресов" (польское название территорий нынешний Украины – прим. Baltnews).
Любопытно, что единство "датского королевства" расходится по швам не только из-за Украины. На протяжении года в НАТО не утихают споры по поводу вступления в альянс Швеции. И здесь на арену выходит принципиально новая для западного мира фигура – Турция, единственная мусульманская страна в альянсе.
Особенности географического положения позволяют ей заигрывать как с Западом, так и с Россией, выжимая от них максимум пользы в экономическом плане. Свое Анкара не упустит, и будет тянуть с ратификацией шведской заявки, пока не получит членство в ЕС. Впрочем, такие волнения, как и перспективы получить своего партнера в Евросоюзе, только выгодны России. НАТО ослабевает – Москва становится сильнее.
И не только Москва. В мире не прекращаются разговоры о том, что гегемония Запада сильно сдает. На смену НАТО приходят такие международные структуры, как БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР) и ШОС (Шанхайская организация сотрудничества). Концепции этих организаций отличают их от известных мировых союзов и международных институций. Они объединяют государства с разным экономическим укладом, с разными политическими системами, которые выступают за развитие многополярного мира, а не "берут всех под козырек", как это делает альянс.
"БРИКС работает на основе принципа консенсуса, но этот принцип отличается от консенсуса, который применяется в НАТО и Евросоюзе. Если кто-то из членов БРИКС испытывает проблемы с тем или иным предложением, это предложение не принимается, и продолжаются усилия, чтобы найти обоюдоприемлемые взаимовыгодные развязки", – отмечал министр иностранных дел Сергей Лавров.
Помимо этого, страны БРИКС, в отличие от НАТО, заинтересованы в скорейшем урегулировании украинского кризиса, и раскалывающийся альянс, желая избежать поражения, просто сдаст Киев Москве.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.