Кухня Праги: зачем собирались на саммите европейские лидеры

Президент Франции Эммануэль Макрон на саммите Европейского политического сообщества, 7 октября 2022
© AFP 2024 / LUDOVIC MARIN

Алексей Языков

Тема: Привилегия, а не право: как Европа дискриминирует россиян

Единственная ясная цель прошедшего в Праге саммита Европейского политического сообщества состояла в том, чтобы НЕ пригласить на него Россию и Белоруссию.

Правила журналистики требуют, чтобы после фразы о том, что в Праге состоялся первый инаугурационный саммит Европейского политического сообщества, должно следовать хотя бы краткое объяснение того, с какой целью создан этот форум и к чему в итоге способен прийти. Но проблема в том, что сказать по этому поводу практически нечего.

Похоже, что большинство европейских лидеров пока и сами не знают, зачем и кому понадобился новый дискуссионный клуб на политической арене Европы, и без того изобилующей всякого рода объединениями, альянсами и форумами. Единственная очевидная задача пражской встречи состояла, вероятно, в том, чтобы демонстративно и торжественно не пригласить на нее Россию и Белоруссию, но позвать Украину.

А Киев отказался участвовать в саммите, справедливо подозревая, что Европейское политическое сообщество и создано было лишь для того, чтобы, приняв в этот клуб Украину, затянуть до предела или же вовсе заморозить уже сгоряча как бы обещанный процесс присоединения Украины к Евросоюзу.

Даже если не принимать связанные с этим сложности, так сказать, геополитического характера, долгов сейчас на украинском правительстве столько, что рассчитываться по ним придется еще внукам нынешнего поколения. Дальнейшая судьба должника не очень ясна, но даже если для него каким-то образом все сложится благополучно, его интеграция в альянс потребовала бы не меньших затрат и была бы связана с неимоверным количеством проблем.

Так что в интересах Брюсселя, Парижа и Берлина максимально затянуть процесс, дождавшись хоть какой-то ясности относительно будущего переживающей трагедию страны. А потому видеообращение президента Украины Владимира Зеленского было встречено довольно сдержанно и никаких "революционных" решений саммита не вызвало.

И все же идея сформировать Европейское политическое сообщество, выдвинутая французским лидером Эммануэлем Макроном пару лет назад, официально и публично поддержанная президентом Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен буквально около месяца назад в ежегодной речи перед депутатами Европарламента, а также, очевидно, неофициально – всеми лидерами западноевропейских "тяжеловесов", была воплощена не столько ради того, чтобы принять Украину хоть куда-нибудь.

Она основывается на выдвинутой еще раньше, вскоре после решения Великобритании выйти из состава альянса, франко-германской инициативе "отделения агнцев от козлищ", подразумевавшей создание чего-то вроде двухскоростного Евросоюза. В котором первая, ключевая группа западноевропейских стран двинется к созданию федерации или конфедерации Европы, а вторая, оставаясь в составе Евросоюза и пользуясь всеми его экономическими и финансовыми благами (то есть фондами, наполняемыми первой группой), сможет притормозить процесс интеграции или совсем выйти из него, не мешая при этом лидерам.

Подразумевалась еще и группа "европейского сообщества", состоящая из претендентов на присоединение к "отстающим", а также тех, кто в альянс пока вступать не собирается, но заинтересован в свободной торговле с ним и разделяет его ценности. Имелись в виду, прежде всего, Великобритания, Норвегия и Швейцария, а также, в роли кандидатов – Балканские страны, Молдавия и Украина. Примерно так план гипотетической реформы выглядел в речах президента Макрона.

В "отстающие", естественно, автоматически попадала Польша с ее национал-консервативным правительством и "польская свита" (в которую ныне входят и страны Балтии), разделяющая многие взгляды Варшавы. Несложно заметить, что уровень благополучия стран стал бы немаловажным признаком отделения тех, кто может и хочет, от тех, кто не хочет, а даже если и хочет, то не может. Так и не перейдя из состояния "вот было бы хорошо" в фазу "давайте обсудим", инициатива западноевропейских лидеров вроде бы скончалась, не выдержав испуганной критики большей части столиц альянса.

Но, как вскоре выяснилось, умерла она не совсем. И возродилась в виде Европейского политического сообщества (EPC), в которое Брюссель постарается собрать всех "своих".

Кухня Праги: утопенец (сарделька, маринованная с луком и специями) с пивом

Состоявшийся в Праге 7 октября саммит сообщества, на который собрались главы государств и правительств 43 (с премьером Дании Метте Фредериксен было бы на одного участника больше, но она предпочла саммиту участие в дебатах национального парламента) стран Европы, назван инаугурационным, что свидетельствует об оптимизме созвавшего эту встречу Брюсселя, который рассчитывает на то, что первая встреча не станет и последней, а знаменует начало долгой и плодотворной жизни его детища.

В этом засомневались даже сторонники инициативы, поскольку пока не нашли по итогам саммита оснований для разговоров о "долгой жизни" этого форума. Собирались, похоже, в первую очередь для того, чтобы в очередной раз поговорить о "солидарности" перед лицом кризисов и осудить Россию, рассказав друг другу одними и теми же словами, насколько она неправа, развязав военные действия на Украине и "разрушив систему безопасности Европы".

"Мы очень четко продемонстрировали единство 44 европейских лидеров в осуждении российской агрессии и выражении поддержки Украине", – сказал президент Макрон журналистам после саммита. Ему вторил премьер Польши Матеуш Моравецкий заявивший, явно выдавая желаемое за действительное, что форум "подтвердил полную изоляцию России". Иные и куда более масштабные форумы говорят об обратном – большая часть планеты не поддерживает изоляцию России

Вряд ли серьезные, в большинстве своем, и, как правило, очень занятые европейские лидеры станут лишь ради осуждения России собираться из года в год на саммиты EPC. Событие потеряет актуальность и остроту новых впечатлений. Если, конечно, не считать владельцев гостиниц и рестораторов, на которых пролился "золотой дождь" многочисленных и весьма обеспеченных высокопоставленных иностранцев.

Пражское сообщество сферы услуг в полном восторге от съезда гостей. Ах, если бы рестораторы могли назначать саммиты и места их проведения, встречи лидеров проходили бы ежемесячно по очереди в каждой из европейских столиц (люди, которые умеют вкусно кормить других людей, наверняка смогли бы договориться друг с другом).

Кухня Праги: смажак (жаренный в панировке сыр), естественно, с пивом

Официально заявлялось, что идея саммита заключалась в улучшении сотрудничества между государствами Евросоюза и странами, не входящими в него, такими как Великобритания, Турция, страны Западных Балкан и Кавказского региона. То есть со всеми, кроме России и Белоруссии. Герой дня, президент Макрон описал цель саммита как "выработку общей стратегии для противостояния вызовам Европы".

"До сих пор этого на самом деле не существовало, и это могло привести к разногласиям", – сказал французский лидер, дипломатично не упомянув о десятках уже имеющихся разногласий, которые EPC никак разрешить не может в силу отсутствия у него вообще каких-либо инструментов разрешения чего-либо, включая самый главный из них – бюджет. И все это делает EPC очередным клубом для дискуссий.

Что косвенным образом подтвердил канцлер Германии Олаф Шольц, назвавший новый форум "великим нововведением" (реверанс в сторону французского коллеги), "поскольку здесь лидеры смогут говорить о своих общих заботах без ежедневной повестки дня и необходимости достижения соглашений". Сообщество, по словам канцлера, предназначено не для создания "нового института с администрацией и бюрократией" (камень в огород Брюсселя?), а для того, чтобы стать местом регулярных встреч глав государств и правительств.

То есть чем-то вроде дискуссионного клуба, членство в котором пока ничего не дает, кроме ощущения незримого присутствия в нем России, из-за которой он, получается, и был создан.

Отсутствие ясных перспектив определило тот факт, что саммит не задался. Неприятности начались с прозвучавшего накануне встречи требования Лондона убрать из залов Пражского замка, где происходили все события, флаги Евросоюза. Случились и иные разочарования для инициаторов встречи.

Так, радостно сообщалось, что Азербайджан и Армения вроде бы поговорили на саммите о мире и уже, мол, только ради этого одного, ради прекращения военных столкновений на границе двух недружественных друг другу стран, стоило всем собраться в Праге. Но уже вскоре после этой встречи случился очередной инцидент – азербайджанцы и армяне вновь стреляли друг в друга. А Турция и после саммита не прекратила речей о своих претензиях на несколько греческих островов и о намерении начать там на шельфе разработку месторождения природного газа.

И зачем, спрашивается, все эти важные люди на самом деле встречались в Праге? Даже совместная, формальная итоговая декларация не отвечает на этот вопрос, поскольку ни ее, ни совестных заявлений не последовало. Или это можно считать косвенным свидетельством существования некоего тайного и крайне могущественного сообщества европейских рестораторов и владельцев гостиниц, которые проводят саммиты просто ради самих саммитов?

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме