Европа превратилась в бурлящий котел, причем как в переносном, так и в прямом смысле.
Можно было бы подумать, что волнение среди европейских политиков вызвано прошедшими в Донбассе референдумами, в результате которых четыре региона решили войти в состав РФ. Но об этом сегодня как раз мало кто вспоминает.
Намного серьезнее для ЕС оказались аварии на газопроводах "Северный поток–1" ("СП") и "Северный поток–2" ("СП–2").
В ночь на 26 сентября поступили сообщения о резком падении давления в трубе "СП–2", а вскоре стало известно об авариях на обеих нитках "СП". Повреждения обнаружены в Балтийском море в районе острова Борнхольм между Польшей и Швецией. Утечку газа можно увидеть даже невооруженным взглядом. На поверхности моря видны огромные (диаметр самого большого – тысяча километров) бурлящие пятна, которые фиксируют экипажи вертолетов ВВС Дании.
По сути, Западная Европа осталась без возможности получать российский газ напрямую. Теперь поставки возможны только через Украину или Польшу (сейчас недействительны из-за санкций), а также через "Турецкий поток" (загружен на полную мощность). Реакция на эти события у всех стран ЕС разная. Кто-то не скрывает ликования, а вот другие уже подсчитывают убытки.
Кто виноват?
На данный момент эксперты из разных стран уже практически исключили возможность случайных повреждений – например, в результате сейсмической активности.
Расстояние между точками утечек на газопроводах составляет около 70 км, а повреждения на трубах "Северного потока–1" расположены всего в 3,5 км друг от друга. Шведские сейсмологи вечером 27 сентября сообщили о двух мощных подводных взрывах, зафиксированных ими почти сутки назад. При этом власти Дании предполагают наличие большой пробоины в газопроводе "СП". Сразу в нескольких европейских странах открыты расследования этого инцидента, однако в случайность почти никто не верит.
"Службы безопасности все чаще говорят, что это не может быть совпадением. Повреждение подводного газопровода – большая редкость, не говоря уже о нескольких повреждениях на нескольких трубопроводах в течение 24 часов", – отметил берлинский корреспондент в эфире CNA.
Примечательно, что даже спустя два дня после инцидента никто из европейских лидеров напрямую не обвинил в саботаже Россию. Страны, зависимые от поставок газа из РФ, вроде Германии, тактично молчат. А вот ярые противники Москвы, напротив, нашли виновника этих саботажей. Правда, в их понимании это вовсе не терроризм, а героизм.
Например, экс-министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский прямо заявил, что это дело рук руководства Соединенных Штатов, поблагодарив страну за устроенный саботаж. Он опубликовал в соцсети недвусмысленное сообщение "Спасибо, США", а также порадовался – мол, если российский президент Владимир Путин захочет возобновить поставки газа в Европу, он будет вынужден вести переговоры со странами, контролирующими другие газопроводы, то есть с Польшей и Украиной.
Кстати, Сикорский благодарит США небезосновательно. Многие европейские СМИ уже припомнили президенту Джо Байдену его слова об остановке "Северного потока–2", которые он произнес на пресс-конференции 7 февраля 2022 года. Американский лидер заявил, что "если Россия осмелится напасть на Украину, СП–2 больше не будет". Более того, на вопрос журналиста о том, как именно США собираются этого добиться, учитывая, что газопровод находится под контролем Германии, Байден заверил, что может это сделать. Так кто же на данный момент является самым вероятным подозреваемым в саботаже?
Политолог, руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов Олег Иванов в беседе с Baltnews отметил, что заявления о том, что якобы именно Россия заинтересована в таком саботаже, чтобы не поставлять газ в Европу, все же появились, пусть и не от официальных лиц. В частности, The Times обвиняет РФ во взрывах собственных трубопроводов. Но в этом нет никакой логики. Если бы Россия не хотела поставлять газ в ЕС, то просто перекрыла бы вентиль.
"Необходимо подумать о том, кому выгодна такая диверсия. В первую очередь, это нужно той части Европы, которая уже не использует российский газ, причем в первую очередь Британии и Польше. Эти две страны последовательно занимают радикальную антироссийскую позицию и вполне могут решиться на подобный саботаж. Также выгодоприобретателем является и США. С помощью этой акции они могут еще сильнее закабалить европейские страны, навязывая свой СПГ. Таким образом, они убивают сразу двух зайцев – ограничивают возможности России по получению прибыли, а также привязывают к себе Европу", – заметил Иванов.
"Но не стоит забывать и про Украину. На данный момент остается газопровод, который идет в ЕС через эту страну. Наращивая транзит, а также оставаясь единственным путем (не считая "Турецкого потока") для поставок газа из РФ в Западную Европу, у Украины появляется множество новых возможностей. Теперь Киев сможет оказывать влияние на ЕС, по сути, шантажируя трубой. Более того, на самый крайний случай Киев может даже устроить саботаж на собственной территории, выводя из строя газопровод и оставляя Европу совсем без российского газа. Таким образом, Киев сможет влиять и на Москву, и на Брюссель", – добавил он.
Что делать?
Пока неизвестно, как быстро на Западе определятся с виновником саботажа и кого именно назначат на роль "козла отпущения". Вполне вероятно, что обвинят снова Россию, хотя выгоду от этой диверсии получают явно другие международные игроки. Впрочем, это как раз не слишком важно, поскольку официальные заявления ни на что особо не смогут повлиять.
Намного важнее вопрос о том, что делать с трубопроводами и как исправлять текущую ситуацию. Однако об этом в Европе, кажется, даже не думают. Как рассказал руководитель Центра анализа стратегии и технологии развития ТЭК РГУ нефти и газа им. Губкина Вячеслав Мищенко, реакция на саботаж, устроенный на российских трубопроводах, на данный момент не такая сильная, как можно было бы ожидать.
"Очевидно, международные игроки пока не осознали, к чему это может привести. А ведь подобная акция – продолжение противостояния. По сути, это атака на международные промышленные объекты, поскольку даже без следствия видно, что ни о какой случайности речи не идет. Слишком уж вовремя произошли взрывы. Речь идет о новом витке противостояния в военном, политическом и энергетическом формате", – сказал Мищенко Baltnews.
"На данный момент решается, как страны-бенефициары этих трубопроводов переживут зиму и справятся с кризисом. Также открыт вопрос о том, как Европа сможет справиться с кризисом. Нитки "СП" и "СП–2" не восстановят в ближайшей перспективе. Этому мешает целый ряд факторов – санкции, необходимость получения допусков, решения о том, кто будет проводить экспертизу. И это при том, что стороны сегодня не договороспособны. Техническая часть вопроса тоже займет много времени. Пока неизвестно, насколько огромны физические нарушения газопроводов, но ждать скорого результата не стоит в любом случае", – добавил он.
Вячеслав Мищенко считает, что, в первую очередь, выгодоприобретателем от этой атаки становится Польша, поскольку эта страна сможет прокачивать через свою территорию определенные объемы газа благодаря трубопроводу Baltic Pipe. Поставляя норвежский газ в Германию через интерконнектор, Польша сможет стать неким стабилизатором для этой страны и получит рычаг давления. При отсутствии поставок российского газа, Варшава станет важным транзитером для Западной Европы.
Если в ЕС запретят поставки СПГ из РФ, то следующим выгодоприобретателем окажутся США, а также другие поставщики сжиженного газа. В силу обстоятельств цена на "голубое топливо" будет комфортной для поставщиков. В Европе растет потребление, приближаются холода, а запасов в ПХГ не хватит. Соответственно, в ближайшие месяцы цена не опустится ниже $2 тысяч за тысячу кубометров.
"Ранее между Россией и Европой (в частности, Германией) была платформа для переговоров о запуске "СП–2". Теперь эта платформа взорвана в прямом смысле слова. Польский маршрут по газопроводу "Ямал–Европа" вряд ли заработает. Для этого необходимо, чтобы Варшава поменяла свою риторику. Но даже в этом случае со стороны российского руководства будет странным ходом продолжить транзит после всего, что сделала Польша (национализация части трубопровода "Ямал–Европа"). Конечно, Россия может понести убытки, но у страны есть финансовая подушка безопасности, которая появилась за текущий год благодаря растущим ценам на углеводороды", – резюмировал руководитель Центра анализа стратегии и технологии развития ТЭК РГУ нефти и газа им. Губкина.
В итоге от этой диверсии убытки понесет Россия, хоть и не в том объеме, на который надеются на Западе, а также страны ЕС, зависящие от поставок газа из РФ. Но даже если в Германии вдруг осознают всю серьезность ситуации и поймут, как много они могут потерять в перспективе, сделать ФРГ все равно ничего не сможет.
Для того, чтобы устранить последствия взрывов, необходимы месяцы восстановительных работ, а может и больше. Похоже, зима для Европы все же будет очень холодной и очень дорогой, ведь договориться с Россией о дополнительных поставках теперь не получится даже при всем желании.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.