Газ раздора: как финны чуть не поссорились с немцами из-за России

Стенд компании Uniper на VIII Петербургском международном газовом форуме
© Sputnik / Александр Гальперин

Рауль Тамм

Тема: Европа без российского газа

Прекращение поставок российского газа в страны Евросоюза довело до кризиса не только энергетику альянса, но и отношения между странами.

Финны хорошо известны в Евросоюзе тем, что обычно неукоснительно выполняют все решения Брюсселя и традиционно верны союзническим обязательствам перед другими государствами альянса. И теперь на самих себе испытывают проявление "европейского единства" и "солидарности".

Правительство Германии национализирует немецкую энергетическую компанию Uniper, которая принадлежит государственному финскому предприятию Fortum. И это будет стоить Хельсинки около 6 миллиардов евро, потерянных в дополнение ко всем остальным убыткам.

Поначалу ожидался еще худший исход национализации близкого к банкротству предприятия, считавшегося в Германии крупнейшим импортером российского газа и принадлежавшего финской, подконтрольной государству компании Fortum. В Хельсинки полагали, что Берлин просто заберет Uniper, не озаботившись какими-либо финансовыми компенсациями владельцу потери его собственности на дюссельдорфской земле.

Финская парламентская оппозиция сплотилась и клеймила правительство за сдачу немцам "без боя", предлагая премьеру Санни Марин купить авиабилет и отправиться в Берлин, винила Берлин в обмане и нарушении договоренностей, как писали финские издания. По словам председателя главной оппозиционной партии страны, Национальной коалиции, Кая Мюкканена, Германия намеренно занижала стоимость Uniper, дожидаясь, когда она достигнет дна, чтобы ее национализировать, а финские налогоплательщики де-факто оплатят счета Германии за газ.

"Fortum и финское государство должны были осознать, что действуют во "враждебной" среде и что Германия на каждом этапе "играла в карты сама за себя", – цитировали финские средства массовой информации оппозиционеров, отмечая, что, судя по опросам общественного мнения, правящая социал-демократическая партия уже заметно проигрывает своим противникам и потеря Uniper может привести к скорой смене власти в стране.

Финны народ бережливый и многомиллиардные "подарки" пусть как бы и дружественным странам не одобряют.

Финны ничего хорошего от немцев не ожидали

Правительство и в самом деле выглядело растерянным и по большей части отмалчивалось, отмечая лишь, что между Германией, материнской и дочерней компаниями идут интенсивные переговоры, исход которых на тот момент был неизвестен. Правда, министр по европейским делам и управлению собственностью Титти Туппурайнен заявила финскому парламенту: "Абсолютно ясно, что Финляндия не позволит Германии национализировать Uniper без компенсации".

Предполагалось, что Берлин выкупит тонущую компанию у финнов за достойные деньги, а также компенсирует те 8 миллиардов евро, которыми Fortum в недавнем прошлом кредитовал свою немецкую дочку. Но переговоры в Берлине шли без участия финского правительства.

В Хельсинки явно не ожидали ничего хорошего от могучего союзника, взявшегося спасать собственную отрасль энергетики и национализирующего чужие компании одну за другой. Начав, конечно, с российских – с принадлежавших "Газпрому" и "Роснефти", переданных в доверительное управление федеральному сетевому агентству. Финны, похоже, не особенно верят в проявление европейской солидарности во время кризиса и во взаимное уважение деловых и финансовых интересов друг друга. В тяжелые времена, как оказалось, в "едином Евросоюзе" каждый спасается, в том числе, и за счет "верных" союзников.

Еще летом попытки найти выход их финансовых проблем немецкого энергетического гиганта Uniper превратились в своеобразный поединок между Хельсинки и Берлином, поединок с заранее известным исходом ввиду явного преимущества немцев. Владелец немецкой компании, финский Fortum, правительство Германии и Uniper подписали так называемый стабилизационный пакет на сумму 15 миллиардов евро, чтобы спасти компанию, чьи убытки росли из-за прекращения поставок газа из России и необходимости закупать газ на бирже по совсем иным ценам. А повысить цены для потребителей энергетической компании не позволило правительство страны. Всех упомянутых миллиардов оказалось недостаточно, прекращение поставок российского газа обвалило весь немецкий энергетический сектор.

Такова в общих чертах история конфликта между Хельсинки и Берлином, вроде бы разрешившегося не с самым плохим для финнов результатом. Но финны все же недосчитались 6 миллиардов евро, которые надеялись как-то вернуть. Министр Титти Туппурайнен ясно обещала это соотечественникам, как сообщало, в частности, финское издание Uusi Suomi.

"Переговоры Fortum, Uniper и Германии подходят к концу, который будет предположительно, намного более выгоден для Хельсинки, чем предполагалось, – говорилось в материалах о ходе событий. – Энергетическая компания Fortum подтвердила, что переговоры о пакете мер по спасению ее немецкой дочерней компании Uniper подходят к концу и соглашение, вероятнее всего, будет включать продажу Берлину финских акций Uniper, возврат немцами Fortum тех денег, что компания предоставляла своей немецкой дочке, когда пыталась ее спасти".

Во всем виновато, оказывается, руководство Fortum

Но ожидания в полной мере не оправдались. Сообщается, что правительство Германии выкупает за 500 миллионов евро все остающиеся у финской Fortum акции Uniper, ранее катастрофически упавшие в цене, причем выкупает их по цене ниже стоимости их котировки на бирже, что трудно вменить немцам в вину, если учесть шаткость положения компании, а также обязуется инвестировать в гибнущее энергетические предприятие энное количество миллиардов, чтобы удержать его на плаву. Финнам все же вернут 4 миллиарда кредита акционеров и гарантии финской компании в размере еще 4 миллиардов евро. И это намного лучше того, чего ожидали от союзников в Хельсинки, которые в итоге потеряли "только" в общей сложности примерно 6 миллиардов евро.

Финнам осталось лишь "сделать лицо" при не самой лучшей игре. Генеральный директор Fortum Маркус Раурамо заявил, что продажа Uniper федеральному правительству – "правильное решение" как для Uniper, так и для Fortum. А министр по европейским делам и управлению собственностью Титти Туппурайнен назвала приобретение немецкой компании за 7 миллиардов изначально авантюрной сделкой, а ее конец "прискорбными". Покупка Uniper была ошибкой, и тогда решение было принято без надлежащих консультаций с мажоритарным владельцем, финским государством, как сказала Туппурайнен.

Что достаточно странно слышать, поскольку приобретение финнами одного из участников проекта газопровода "Северный поток–2" (Uniper была акционером этого предприятия) было бы очень перспективной идеей, не реши Евросоюз из геополитических соображений ее погубить, вопреки интересам нескольких состоящих в альянсе государств, включая и Финляндию.

Мораль этой истории состоит, конечно, не в том, что немцы оказались заметно лучшими союзниками, чем о них, да и вообще обо всех странах Евросоюза, думали финны. И не в том, что финское правительство, несмотря на потерю 6 миллиардов евро, вроде бы сумело выйти из очень опасного для него положения, да еще и сняло с себя вину, обвинив в "авантюризме" руководство Fortum.

Мораль, вероятно, состоит в том, что доброжелательные, доверительные и взаимовыгодные отношения между странами европейского альянса в значительной мере зависели, оказывается, от сотрудничества Евросоюза с Россией, от поставок дешевых российских энергоресурсов. Такой вывод может показаться странным, но буквально чудом и доброй волей претендующего на лидерство Берлина разрешившийся конфликт между финнами и немцами не единственное для него основание.

Трения между союзниками из-за дефицита энергоресурсов лишь нарастают, и наступающие зимние холода стать критически испытанием для европейской "солидарности".

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме