Система "Периметр" – разработанный в СССР комплекс автоматического ответного ядерного удара – до сих пор стоит на страже России и активно модернизируется, но командование Вооруженных сил (ВС) публично не говорит о работе "таинственной установки" из соображений безопасности.
Несмотря на сильную засекреченность "Периметра", главная задача системы известна – она заключается в том, чтобы противник России знал о ее существовании и лишний раз подумал перед тем, как перейти к радикальным действиям.
О том, где и кем разрабатывалась таинственная машина, кому предназначено отдать команду "Пуск" и почему тайное в итоге стало явным, рассказал в беседе с Baltnews один из участников создания "Периметра", генерал-майор в отставке, кандидат технических наук, ведущий сотрудник Института США и Канады РАН Павел Золотарев.
Когда и зачем создавался "Периметр"
В 1970-е годы перспектива ядерной войны между США и СССР выглядела почти реальностью, а опасения из-за внезапного американского ядерного удара только росли. В связи с этим было принято решение разработать такую систему, которая бы гарантировала неотвратимый ответный удар по ядерному агрессору даже после ядерного воздействия по территории СССР. С этой целью использовали идею т.н. сигнальной ракеты, существовавшей одно время в США. В ее головную часть устанавливался передатчик и магнитофон с записью голоса президента, отдающего приказ на пуск ракет. Но в Советском Союзе командную ракету решили создавать на новом уровне технологий, обеспечивающих передачу приказа в цифровом защищенном формате радиосигналами, способными даже в условиях ядерных взрывов надежно довести команду не только до каждого выжившего пункта управления, но и до каждой выжившей пусковой установки межконтинентальных баллистических ракет Ракетных войск стратегического назначения (РВСН).
Так в СССР появилась система, которая инициирует ответный удар даже в том случае, если никто из имеющих право на применение ядерного оружия уже не может это сделать. К боевому дежурству "Периметр" приступил в 1985 году. Запад дал секретной российской системе имя Dead Hand ("Мертвая рука"), а Восток назвал ее "Рука из гроба".
"Периметр" или же "Мертвая рука" представляет собой резервную систему кодированной передачи приказов, возможности которой были в последующем расширены и для доведения приказов до пунктов управления и стратегических носителей морского и авиационного базирования, т.е всех стратегических ядерных сил.
Примечательно, что представители НАТО назвали создание системы ядерного удара, действующей без команды человека, аморальным. Напомним, что в разгар Холодной войны глава Белого дома Рональд Рейган и генсек СССР Михаил Горбачев вывели формулу: в ядерной войне не может быть победителей, а потому она никогда не должна быть развязана.
Почему победителей в такой войне быть не может? Потому что оба государства понимают, что если кто-то из них применит ядерное оружие первым, то непременно получит разрушительный ответный ядерный удар. Кроме того, формула Горбачева–Рейгана была выведена, когда ядерный потенциал стран был примерно одинаков, а количество ядерного оружия приближалось к десяти тысячам – то есть каждое государство обладало возможностью нанести ответный удар, многократно превышающий уровень, необходимый для его уничтожения противника.
Как работает таинственная машина
Система "Периметр" позволяет сформировать приказ на ответный удар даже в том случае, если в живых не останется ни одного человека, который мог бы отдать команду "Пуск" – все благодаря специально разработанному алгоритму. Этот алгоритм таков, что гарантирует и формирование приказа в чрезвычайной ситуации, и предотвращает ошибочное решение на применение ядерного оружия.
"Алгоритм ответного удара "Периметра" проверяет наличие нескольких условий. Во-первых, произошло ли ядерное нападение. Во-вторых, сохранилась ли связь с пунктами управления высшего уровня военно-политического руководства страны. В-третьих, связь с пунктами управления обозначенного уровня, не восстанавливается в течении определенного времени. И только в этом случае срабатывает устройство формирования приказа на пуск ракет, соответствующее плану ответного удара", – рассказал Baltnews один из создателей "Периметра", генерал-майор в отставке Павел Золотарев.
"С тех пор, как ядерные потенциалы СССР и США вышли на уровень паритета, каждое государство было уверено, что потенциальный противник обладает возможностью ответить мощным ядерным ударом возмездия. Это и есть то самое состояние взаимного гарантированного уничтожения, которое составляет суть понятия "стратегическая стабильность", – продолжил Золотарев.
По словам Золотарева, ответный ядерный потенциал сосредоточен на подводных лодках которые бессмысленно поражать ядерным ударом.
"Никто же не будет кипятить океан ядерный ударом, не зная, где они [силы] находятся. У нас основной стратегический ядерный потенциал на суше – межконтинентальные баллистические ракеты (МБР). Есть и на подводных лодках, но меньше, чем у американцев. Поэтому нам важно обеспечить и наземный потенциал МБР, прежде всего за счет подвижных комплексов, способностью выжить и выполнить свою задачу в условиях ядерного удара не только подводных лодок, но и шахт пусковых установок", – заметил разработчик "Периметра".
Основная система управления стратегическими ядерными силами безусловно обеспечивает реакцию на ядерное нападение противника в форме ответно-встречного удара, т.е удара, когда наши наземные комплексы МБР могут стартовать раньше, чем до них долетят боевые блоки нападающей стороны. Однако могут быть ситуации, когда времени для принятия решения высшим руководством страны о применении ядерного оружия недостаточно, либо обстановка и содержание информации от системы предупреждения о ракетном нападении содержит элемент неопределенности. И вот в таких ситуациях огромная роль принадлежит "Периметру". Руководство страны может быть уверено, что оно может не испытывать опасения в том, что может возникнуть ситуация "применяй или потеряешь". В любом случае противник получит удар возмездия, "Периметр" это обеспечит.
Дело не только в ракетах
Уникальность "Периметра" заключается не только в том, упомянутом ранее алгоритме, который обеспечивает автоматическое формирование приказа на пуск ракет. Доведение приказа осуществляется по специальным высокозащищенным каналам радиосвязи, способными надежно функционировать в условиях ядерного воздействия. Приказ может быть доведен до каждой наземной МБР непосредственно, но, что очень важно, он будет воспринят аппаратурой к исполнению только в том случае, если у МБР отсутствует связь с пунктом управления. Кроме того, сам "Периметр" может приводится в готовность к применению только в угрожаемый период. Совокупность этих особенностей и дает уникальный эффект – неотвратимость возмездия нападавшему, спокойные условия для взвешенного решения руководством страны и предотвращение неоправданного применения ядерного оружия, разъяснил Павел Золотарев.
По словам эксперта, "Периметр" может работать в режиме "будильника" и применяться автоматически, при этом в мирное время никак не угрожать миллиарду жизней.
"Формирование автоматического приказа ничем не угрожает, поскольку существует определенная защита. Она не сработает по желанию. Это как будильник на тумбочке, его можно либо завести, либо нет. Вы его заводите в том случае, когда вам нужно встать пораньше. Так и здесь. Когда есть напряженная ситуация, "Периметр" приводят в готовность. Эта система повысила уровень стратегической стабильности", – рассказал бывший участник создания "Периметра" Baltnews.
По секрету всему свету
После распада Советского Союза появились открытые публикации о системе "Периметр". Сегодня в СМИ активно муссируется миф о том, что никто из непосвященных никогда бы не узнал о "Периметре", если бы не один из его разработчиков Валерий Ярынич, который якобы сбежал в США и обменял информацию о системе на американский паспорт.
"Это грязная ложь. Он никуда не убегал. В течение года он преподавал в американском университете и не выдавал никакой секретной информации. Ярынич даже написал интересную книгу с сравнением американской и советской системам управления стратегическими ядерными силами. И при этом пользовался только открытой информацией. Информация о том, что он сбежал в Соединенные Штаты, получил там гражданство и раскрыл секреты, – наглая ложь", – отметил Павел Золотарев.
"Кому-то нужно раскручивать антиамериканские настроения и придумывать такие истории. Ярынич не только принимал участие в создании "Периметра", но и, являясь заместителем начальника войск связи РВСН был одним из наиболее профессиональных и глубокопорядочных офицером, патриотом своей Родины. Он никому секретов не выдавал, но ему принадлежит заслуга в том, что американские специалисты поняли истинный смысл этой системы и ее роль в укреплении стратегической стабильности", – рассказал Золотарев.
В целом, по мнению военного Золотарева, в интересах эффективности и надежности механизма ядерного сдерживания очень важно поддерживать разумное сочетание секретности и открытости. Тогда и будет полное понимание, что нападать на страну нельзя.
Что скрывает чемоданчик за спиной
"Ядерный чемоданчик" (шифр "Чегет") – устройство, хранящее коды для приведения в действие ядерного арсенала. Предназначен для пешего сопровождения лиц, уполномоченных распоряжаться ядерным арсеналом России.
Регулярно на боевом дежурстве находятся три "Чегета": у главы государства, министра обороны и начальника Генерального штаба. И, конечно, в чемоданчиках есть "ядерная кнопка" – она передает на командные пункты код, разрешающий использование ядерного оружия. Но, по словам Павла Золотарева, запуск ракет произойдет лишь в том случае, если команды об этом поступят со всех трех пультов.
По современным меркам ключей уже никаких нет, но имеется электронный замок, который срабатывает по дактилоскопии – это может быть сетчатка глаза или отпечаток пальца. Дальше начинается процедура работы с секретным ядерным оружием. По данным открытых источников, "чемоданчик" также имеет GPS-маяк, чтобы его не смогли никуда унести.
"Все необходимые средства связи, в том числе стратегической связи, постоянно находятся с президентом, где бы он ни был, будь то территория Российской Федерации или любой страны мира", – рассказывал ранее пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. То же самое, по его словам, касается и главы Минобороны Сергея Шойгу.
Подобный комплекс есть и у США. Американский ядерный чемоданчик называется Nuclear Football, поскольку является сумкой из черной кожи, по форме напоминающей мяч для американского футбола. Известно, что в том самом чемоданчике имеется аппаратура связи и 30-страничная инструкция о порядке действий американского президента на случай атомной войны. В частности, там имеется список секретных бункеров.
Офицеров для переноски "чемоданчика" отбирают из четырех видов вооруженных сил и береговой охраны. Перед тем, как взять в руки черную сумку, кандидат проходит тщательную проверку и получает высший доступ секретности "Белый янки". Офицер вооружен пистолетом и имеет право стрелять без предупреждения. При смене президента "ядерная сумка" переходит к новому главе Белого дома в день инаугурации. При этом ему приходится прослушать получасовую лекцию о пользовании чемоданчиком.
Как и в России, в спящем режиме американская секретная система автоматически анализирует данные об уровне радиационного фона, которые поступают с разветвленной по всей стране сети сенсоров. Если показатели начнут зашкаливать, машина "проснется".
Мир под угрозой
В той ситуации, которая сейчас возникла на Украине возникают сомнения, что сможет вовремя появится новый российско-американский договор по сокращению ядерных вооружений. Как это может повлиять на угрозу начала ядерной войны и какие объекты могут пострадать в первую очередь?
"Пока угроз стратегической стабильности нет. Уже при существующих сокращенных уровнях стратегических ядерных вооружений, сторона, которая нападает первой, сразу попадает в невыгодную ситуацию. Она будет вынуждена израсходовать часть боеголовок, чтобы уничтожить стационарные ракетные комплексы противника на земле. Но они могут стартовать в форме ответно-встречного удара. В этом случае значительная часть боевых блоков нападающей стороны ударит по пустым местам. Обороняющая сторона не будет расходовать свои средства, чтобы бить по ракетам нападающей стороны. Поэтому будут поражаться военные промышленные объекты и города, чтобы нанести максимальный ущерб", – поделился генерал Павел Золотарев.
Но на какое время рассчитан этот шаг "возмездия"? Самый короткий комментарий к этой ситуации был получен из уст президента России Владимира Путина в 2018 года во время встречи с участниками дискуссионного клуба "Валдай", где состоялся такой диалог:
– Вы же можете уничтожить США примерно за полчаса…
– Вообще-то быстрее, – ответил президент, пообещав, что "территориальная целостность нашей родины, наша независимость и свобода будут обеспечены".
Стоит подчеркнуть, что, согласно российской военной доктрине, применение оружия массового уничтожения РФ возможно исключительно в случае агрессии против нее или ее союзника с применением оружия массового уничтожения.
Ответственность за возмездие
Все мы знаем, какой вклад англосаксонские элиты внесли в разжигание российско-украинского конфликта, а теперь еще и мирового кризиса.
Стоит отметить, что политика американского государства всегда была угрожающей и атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки тому пример. В беседе с Baltnews это также подтвердил советский разведчик и полковник внешней разведки в отставке Михаил Любимов.
"Америка – агрессивное государство с отвязной публикой. Их внешняя политика всегда была опасной. Если вспомнить Хиросиму и Нагасаки, то не было никакой необходимости бросать ядерные бомбы. Даже [Адольф] Гитлер, погибавший в отчаянии во время войны, не пошел на такой поступок. А США яростно хотели представить свою силу и показать кулак России", – заявил Любимов.
И пока соседи в странах коллективного Запада решают сыграть с Россией в ядерную провокацию, стоит сказать следующее: если все-таки западное "бахнет", то российское ждать себя не заставит.
"Агрессор должен знать: возмездие неизбежно, все равно он будет уничтожен. А мы как жертва агрессии, мы как мученики попадем в рай, а они просто сдохнут. Потому что они даже раскаяться не успеют", – сказал Путин, выступая на дискуссионном форуме "Валдай" в Сочи в 2018 году.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.