Эстонские компании больше не станут поставлять российским партнерам биотуалеты, фаянсовые унитазы и биде, лазеры, авионику, морские видеокамеры. Вообще ничего из того, что считается высокотехнологичными товарами двойного назначения и может быть использовано для производства вооружений.
Все эти товары включены в очередной пакет санкций Евросоюза против Москвы, которая ведет "агрессивные, неспровоцированные" военные действия на Украине. Выполнить все эти запреты для Эстонии будет несложно, поскольку она ничего такого вообще никогда не производила и потому никому не продавала.
Таллину легко и даже радостно требовать в Брюсселе все более жестких антироссийских мер, так как национальной экономике это, по его мнению, ничего не стоит. Что, конечно, по определению неверно уже потому, что состояние эстонской экономики полностью зависит от того, как идут дела у Евросоюза в целом. А он теряет миллиарды из-за антироссийских санкций.
В числе тех идей, что выдвигала Эстония, остальные страны Балтии и Польша, было и ужесточение наказаний за нарушение европейскими предпринимателями и банкирами санкций против России. Что опять же от самих прибалтийских республик не требует никаких жертв, но создает дополнительные трудности для крупных союзных государств.
Ситуация немного напоминает ту, что уже была высмеяна в прошлом году, когда Вильнюс на полном серьезе обсуждал с прибывшей с визитом на тот момент премьером Британии Лиз Трасс, как бы им устроить "деблокаду" украинских морских портов силами военного флота. Поскольку у Литвы никакого флота, способного на нечто подобное, нет и быть не может, то такие переговоры выглядели как цирковая клоунада.
Таллин смело требует санкций и их ужесточения, требует совместных закупок вооружений для Украины, хотя его вклад в такое предприятие был бы в любом случаен ничтожным. Он требует предоставить Киеву танки, истребители и ракетные вооружения большого радиуса действия, не рискуя при этом своими собственными ресурсами, поскольку ничего из перечисленного у него нет и самостоятельно приобрести все это он не в состоянии.
То есть все эти суровые речи представителей эстонского правительства не более чем актерство нахлебника или, выражаясь дипломатичным языком, политические декларации, не обязательные для выполнения теми союзными странами, у которых есть и вооружения, и деньги, и крупный бизнес, страдающий от антироссийских санкций.
В более промышленно-развитых, чем Эстония, европейских государствах, теряющих доходы из-за запретов на сотрудничество с Россией, новые усилия правительств нанести ей как можно больший торгово-экономический ущерб воспринимаются все более критически. Имеющие прибыльный бизнес в России компании фактически саботируют решения Брюсселя, уклоняясь от выполнения санкций.
Как уже рассказывал Baltnews, лишь малая часть компаний стран Евросоюза, США, Канады и Японии действительно хотя бы частично свернули свой бизнес в России. По данным швейцарского Университета Санкт-Галлена, таких набралось менее десяти процентов.
Евросоюз исчерпал список товаров, экспорт которых в Россию можно запретить
Именно поэтому властям Евросоюза теперь приходится вводить все новые меры контроля выполнения санкций и принуждения предпринимателей к их соблюдению под угрозой штрафов. Не очень больших, чтобы не злить, в частности, банковские круги, но все же.
Полсотни тысяч евро штрафа для какого-нибудь генерального директора крупного европейского банка – не деньги, он больше на массажистов в год тратит. Таким образом Брюссель пытается заставить банки сообщать о "подозрительных" сделках, возможно, заключаемых в нарушение санкций, о размещенных у них российских активах, включая активы центрального банка России.
Как выясняется, ранее торжественно объявленное замораживание примерно 300 российских государственных млрд на самом деле не соответствует действительности. Примерно столько средств Москва разместила за пределами страны, но Брюсселю ведомо лишь о 34 млрд, предположительно лежащих на депозитных счетах в европейских банках. В каких именно и сколько – точно неизвестно.
"Мы предлагаем новые меры по предотвращению обхода санкций (...) Наш специальный посланник Дэвид О’Салливан обращается к третьим странам, чтобы решить проблему обхода санкций", – заявила президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, представляя очередной, уже десятый пакет антироссийских санкций.
Еврокомиссия вынуждена организовать некий "Форум координаторов по санкциям", как сообщила фон дер Ляйен, "для усиления правоприменения" этих самых санкций, саботируемых европейскими предприятиями. Что касается компаний третьих стран, то остается неясным, как упомянутый посланник О’Салливан собирается уговаривать, скажем, Китай или Индию, Бразилию или Индонезию соблюдать вводимые Евросоюзом антироссийские санкции.
Но очевидно, что у Брюсселя немало проблем не только с принуждением европейских компаний, которых заставить куда проще, но и с иностранными. Евросоюз вводит карательные меры против нескольких предприятий Ирана, вроде как что-то поставляющих России, но он не решится ссориться с перечисленными торговыми гигантами, вводя и против них экстерриториальные санкции.
Что касается запретов на экспорт в Россию конкретных товаров и технологий, то в их число в 146-страничном перечне на общую сумму в 11 млрд евро в год (которые не получат европейские поставщики) входят, кроме некоторых действительно серьезных вещей, еще и масса не очень серьезных. Список явно составлялся с немалым трудом и изощренной изобретательностью, призванной компенсировать отсутствие в перечне товаров и услуг, жизненно важных для самого Евросоюза.
Так, алмазы, титан, продукция атомной отрасли России в списке не числятся. Зато там есть, например, биде, унитазы, смывные бачки и аналогичная сантехника, а также светодиоды, конопляная пряжа, вилочные погрузчики, машины для сортировки почты, дымоходы, кирпичи, шины и перья для ручек.
Еще там есть "водометные системы для борьбы с беспорядками или массовыми беспорядками", "стационарное или монтируемое электрошоковое оружие, которое покрывает большую площадь и может поразить нескольких людей электрическим током", а также "стационарное оборудование для распространения парализующих или раздражающих химических веществ", которые и без санкций в Россию, насколько известно, не поставлялись.
Каким таким образом в список попали "пиротехнические устройства, предназначенные исключительно для коммерческих целей (например, театральные сцены, спецэффекты в кино и фейерверки)", тоже непонятно. Эстония легко справится с прекращением экспорта всех этих товаров и без труда откажет себе в просмотре программ и чтении новостей RT Arabic и Sputnik Arabic, также подпадающих под запрет Евросоюза.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.