Требуя увеличить расходы Евросоюза на закупку боеприпасов для Украины, киевский режим ставит Эстонию в глупое положение. Таллин по каким-то причинам считается чуть ли не лучшим "другом" Киева, самым непримиримым врагом России и автором идеи совместных закупок снарядов и патронов для передачи их украинским военным. Предназначенный для этого миллиард евро пожертвований, которые еще только предстоит собрать, кажется очень впечатляющей суммой.
Но Киев потребовал четыре миллиарда, заявив, что одного ему совершенно недостаточно. И Таллин вдруг из "лучшего друга" украинцев превратился в глазах сторонних наблюдателей в жадного и недалекого союзника, не способного убедить состоятельных партнеров тратить на Украину больше средств. Хотя вклад самой Эстонии в общую копилку для покупки снарядов и патронов в любом случае будет намного меньшим, чем взносы других стран Евросоюза и тех не состоящих в альянсе государств, которые Брюссель сейчас пытается привлечь к "благому делу" приобретения боеприпасов.
Но это не помешало эстонскому правительству предложить "всем скинуться" и потратить миллиарды на закупку снарядов. Автором "инициативы" считается лично премьер Эстонии Кая Каллас (что скептики подвергают сомнению). Такие суммы даже состоятельным европейским столицам совсем не нравятся, а потому они ясно дали понять, что денег и без того уже потрачено и будет еще потрачено немало.
Так что министры обороны стран Евросоюза, собиравшиеся недавно в Стокгольме на встречу для обсуждения "проблемы боеприпасов", надо полагать, были немало обескуражены заявлением украинского коллеги Алексеем Резниковым, который потребовал в четыре раза больше денег, чем намеревались собрать европейцы.
"Наш приоритет номер один – системы ПВО, а также боеприпасы, боеприпасы и еще раз боеприпасы", – заявил Резников, в очередной раз продемонстрировав союзникам намерение Киева выжать из них все, что возможно, и желательно больше того, что они собирались дать. "Этого (миллиарда) недостаточно, потому что нам нужен один миллион патронов, а это должно быть примерно четыре миллиарда евро, – говорил Резников. – Нам нужно больше."
Речь идет, насколько можно понять, уже только о патронах, расходы на НАТОвские 155-миллиметровые снаряды учитываются отдельно. Причем патроны, очевидно, подразумеваются еще советского образца, для автоматов Калашникова, которые производятся в ряде стран Восточной Европы. Их выпускают, например, и в некоторых странах Латинской Америки, но они отказались, насколько известно, от поставок чего-либо Украине, несмотря на очень выгодные условия, предложенные им Вашингтоном.
Снабжающие украинскую армию страны Евросоюза уже практически исчерпали свои собственные запасы, выделив около 12 миллиардов евро на военную поддержку, из которых 3,6 миллиарда евро поступили из так называемого Фонда мира альянса.
Глава внешнеполитического ведомства Евросоюза Жозеп Боррель с явным скептицизмом отреагировал на эти заявки Киева. "Деньги с неба не падают", – заявил Боррель. У Брюсселя с трудом получается собрать уже согласованный миллиард на закупку снарядов, а четыре он и вовсе найти не сможет. Да и взять эти снаряды и патроны в требуемом Киевом количестве просто негде – склады почти пусты, а выпускающие боеприпасы предприятия не способны выдать нужное количество в приемлемые сроки.
В Евросоюзе заговорили о переводе экономики на "военный лад"
План состоит в том, чтобы направить собранные средства на коллективные заказы и закупки боеприпасов везде, где только можно. Но Евросоюзу еще только предстоит, утрясся разногласия, найти консенсус между всеми союзными каждой страной по этому вопросу, что в Брюсселе всегда происходит медленно и трудно.
В настоящее время у альянса нет правовых оснований для совместных переговоров по оружейным контрактам. Евросоюзу было бы проще просто дать Киеву денег (но четыре миллиарда) и отправить его самого искать и покупать боеприпасы.
Представители Брюсселя говорят, как сообщают европейские средства массовой информации, что надеются согласовать твердый план отправки боеприпасов (тех, что можно заполучить) в Украину на встрече министров иностранных дел 20 марта. Лихорадочный поиск денег и боеприпасов для Украины выглядит лицемерным не только потому, что Евросоюз, предвидя неизбежное поражение киевского режима, тем не менее по-прежнему мало думает о том, как бы побыстрее усадить украинских лидеров за стол мирных переговоров.
Европейские столицы неожиданно для себя столкнулись с проблемой собственных малых запасов вооружений и боеприпасов. Думая о том, где и как добыть все это для продолжения военных действий против России руками украинцев, они одновременно обеспокоились и тем, чтобы значительно расширить военное производство в альянсе для собственных нужд. И не только для того, чтобы вновь пополнить опустевшие военные склады, но и создать больший, чем прежде, запас тех же боеприпасов. Словно бы готовятся в будущем и сами воевать.
В более широком смысле, как пишет, в частности агентство AFP, существует ясное ощущение, что после лет снижения инвестиций после холодной войны необходимо сделать больше, чтобы заставить оборонные фирмы Евросоюза быстро увеличить объемы производства.
"Абсолютно необходимо, чтобы мы двигались к своего рода режиму военной экономики, – заявил комиссар Евросоюза по делам внутреннего рынка Тьерри Бретон. – Нам определенно нужно убедиться, что мы можем резко увеличить нашу способность производить больше в Европе".
Не все с этим согласны. Например, министр обороны Германии Борис Писториус заявил, что призывы перевести европейскую экономику на военный лад зашли слишком далеко. "Это был бы фатальный сигнал, поскольку это означало бы, что мы все подчиняем производству оружия и боеприпасов, – сказал он. – Мы – Европейский союз и Германия – не находимся в состоянии войны".
Но послушать уже упомянутую Каю Каллас, которая вновь, очевидно, возглавит правительство Эстонии после недавних выигранных парламентских выборов, и некоторых других европейских лидеров, так слово "война" прочно вошло в представления европейцев о будущем.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.