Таллин "определился" с условием вступления Украины в НАТО

Премьер-министр Эстонии Кая Каллас в Рийгикогу

Алексей Языков

Парламент Эстонии пребывает в кризисе, но тем не менее депутаты нашли время принять резолюцию, ставящую членство Украины в НАТО в зависимость от ее "победы над Россией".

Законодательная власть Эстонии продолжает демонстрировать не лучшие свои качества перед избирателями и международной общественностью. Работа парламента страны, и ранее вызывавшая немало нареканий, сейчас практически парализована из-за противостояния правящей коалиции и оппозиции. Тем не менее депутаты все же сумели договориться о резолюции в поддержку членства Украины НАТО. Хотя такой шаг считают невозможным ключевые государства военного блока, власти которых осознают – в отличие, очевидно, от эстонского правительства – что присоединение Киева к НАТО может привести к ядерному апокалипсису.

Эстонские избиратели не одну неделю наблюдали за конфликтом между правящей коалиции и оппозицией в парламенте, столкнувшимися из-за продвигаемой правительством реформы налогообложения. Точнее говоря, особую остроту конфликт приобрел даже не из-за предлагаемого повышения налогов, а из-за намерения коалиции сократить пособия на третьего ребенка. Устроенная оппозицией с подачи националистической партии EKRE и их более умеренных коллег из партии Isamaa и поддержанная Центристской партией обструкция стала попыткой вынудить коалицию отказаться хотя бы от сокращения "детских денег".

В таком духе высказывались некоторые депутаты из числа оппозиции, давая понять, что в случае этой уступки она пойдет на компромисс и прекратит блокировать работу парламента. Вопрос о детских пособиях, очевидно, чрезвычайно важен, в первую очередь, для Isamaa, так как именно они, состоя еще недавно в предыдущей правительственной коалиции, "продавили" радикальное повышение пособий на третьего ребенка. Оно имеет принципиальное, идеологическое значение, символизируя программное намерение националистов добиваться изменения многолетней тенденции сокращения численности коренного населения маленькой страны.

Их временные союзники по оппозиционному парламентскому блоку, EKRE и центристы, имеют более длинный список принципиальных возражений против налоговых планов правительства, считая, что у последнего нет мандата избирателей на повышение налогов и сокращение социальных пособий. Победившие на выборах партии действительно практически не упоминали в ходе предвыборной кампании, что собираются поправить состояние государственного бюджета именно таким способом.

Сформированная правительственная коалиция не озаботилась должным обоснованием своих планов и продемонстрировала очень спорное отношение к тому, что надо говорить собственным избирателям, а что не следует. В результате правящие партии, как показывают опросы общественного мнения, теряют поддержку у населения, реформы застопорились, да и будущее самой коалиции поставлено под сомнение.

Местные проправительственные средства массовой информации полны критических материалов и о способности законодательной власти преодолеть кризис, и о действиях оппозиции.

Происходящее лишний раз напоминает населению страны, насколько неопытна и непрочна эстонская демократия, насколько многим местным политикам не хватает знаний, политической культуры и осмотрительности. Внешнеполитическое решение депутатов в очередной раз высказаться относительно их мнения о будущем Украины и НАТО стоит в том же ряду безответственных решений.

За громкими разбирательствами относительно налогов и пособий в парламенте никого и ни к чему не обязывающая, принятая как бы между делом резолюция на тему Украины осталась почти незамеченной. И напрасно, так как она повышает градус и без того крайне опасной международной ситуации, которую ядерные державы, вне зависимости от их оценок и позиций в украинском кризисе, пытаются удержать от перерастания в то, что может обернуться ядерной катастрофой, в прямом смысле смертельной для пограничной Эстонии.

Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что

По правде говоря, упомянутой выше международной общественности совершенно неинтересны принимаемые в эстонском парламенте резолюции. Но подобные решения, к сожалению, не единичны. Аналогичного содержания документы принимаются и в ряде других стран НАТО, также ссылающихся на итоговые документы саммита НАТО от 2008 года и имеющуюся якобы волю народа Украины на присоединение в военному блоку. Относительно последнего, вероятно, следовало бы уточнить посредством, скажем, референдума. Вполне возможно, что граждане Украины изменили свое мнение, если оно вообще когда-либо на самом деле состояло в том, что их страна должна войти в состав военного блока.

Что же касается принятых на саммите в Бухаресте 15 лет назад решений, то в их разумности и реализуемости сейчас сомневаются многие столицы стран НАТО. В лучшем случае государства-лидеры предпочитают говорить о такой возможности уклончиво, понимая, что более предметный разговор неизбежно приведет к обострению противостояния с Россией. О вступлении Украины в НАТО до завершения военных действий вообще никто из числа адекватных политиков даже не заикается, понимая неизбежность перерастания в этом случае украинского конфликта в ядерное столкновение с Россией.

Хотя понимание смертельного риска подобного рода сценария развития конфликта "снизошло", кажется, даже на ярых эстонских русофобов, депутаты парламента страны все же утверждают документы, способствующие нагнетанию напряженности. С начала прошлого года, как говорится в заявлении эстонского парламента, он сделал пять заявлений и озвучил один призыв осудить действия России и выразить поддержку Украине. Таллин выступает не за установление мира, а за "войну до победного конца".

Призывы принять Украину в НАТО как можно быстрее неоднократно звучали в речах некоторых эстонских политиков. Но вот относительно того, когда и как это, с точки зрения Таллина, должно произойти, эстонский "истеблишмент" вслед за старшими коллегами в Евросоюзе и в США сейчас предпочитает высказываться туманно. В предыдущем, февральском воззвании депутатов парламента страны говорилось, что они поддерживают вступление Украины в Организацию Североатлантического договора "при первой возможности".

Что такое "первая возможность" и когда она наступит, оставалось неясным. Свежая резолюция на эту тему, подготовленная в мае в преддверии саммита НАТО в Вильнюсе с подачи бывшего министра иностранных дел, а ныне депутата-националиста Урмаса Рейнсалу, более конкретна в отношении условий вступления Украины в военный блок. Условий, но не дат.

"Победа Украины над Российской Федерацией, которая ведет агрессивную войну, и последующее вступление Украины в НАТО являются единственным способом обеспечения правового миропорядка, прочного мира и безопасности демократических стран Европы", – говорится в заявлении эстонских депутатов.

Если оставить в стороне словоблудие насчет "обеспечения правового миропорядка" и безопасности исключительно "демократических стран Европы", то из содержания этого странного текста становится более-менее понятно, что присоединение Украины к НАТО, по мнению эстонских парламентариев, возможно лишь при условии, что она "победит Россию". То есть, вероятнее всего, никогда.

Это обнадеживает и позволяет думать о том, что эстонские парламентарии все же в большей мере, чем прежде, учитывают реальную ситуацию и мнение большинства других стран-членов НАТО. Тем не менее как эта, так и предыдущие резолюции эстонских депутатов на тему украинского кризиса по-прежнему попадают в категорию тех заявлений, которые, как говорится, подливают масла в огонь, поощряя продолжение военных действий.

В решении парламентариев по-прежнему не говорится о необходимости как можно скорее завершить конфликт мирными переговорами. И уж подавно о необходимости создать более стабильную систему безопасности Европы, учитывающую интересы России. Более того, оно поощряет Киев к продолжению самоубийственной войны с россиянами, со своими бывшими гражданами юго-восточных регионов ради вступления в НАТО.  

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на