В среду, 17 мая, эстонские СМИ сообщили о продолжении противостояния оппозиции и правящей коалиции в Эстонии. В связи с этим председатель партии Isamaa ("Отечество") Хелир-Валдор Сеэдер заявил о намерении его партии обратиться в Государственный суд для получения оценки от высшей судебной инстанции противостоянию, сложившемуся в Рийгикогу между партиями правящей коалиции и оппозицией.
По мнению Сеэдера, это внесет некоторую ясность в сложившуюся ситуацию: "Конечно, мы постараемся получить ясность в Государственном суде. Я думаю, что для обеих сторон важно, как это будет истолковано. Хотя мое личное мнение по-прежнему таково, что мы не будем решать вопросы по существу с помощью процедурных методов. Какие бы решения ни принял Государственный суд, всегда найдутся лазейки в законодательстве или способ заблокировать что-то вне рамок законодательства".
По словам Сеэдера, политическая конфронтация может быть разрешена только путем переговоров. Тем не менее в суд могут обратиться все депутаты, чьи права были нарушены.
Также 17 мая в эстонской прессе появились высказывания Мартина Хельме – председателя Консервативной народной партии Эстонии (EKRE), которая в последнее время заметно улучшила свои позиции в рейтинге политически сил Эстонии, догнав правящую партию реформистов.
По мнению Хельме, применением силы при решении политического противостояния правительство спровоцирует ответную силу, что, в свою очередь, будет означать еще более серьезный раскол общества, и общество в целом перестанет функционировать.
Хельме оценил понедельник, 15 мая, как "очень мрачный день для демократии в Эстонии": "Либеральный лагерь нагло и грубо нарушил как распорядок Рийгикогу, так и Конституцию, в буквальном смысле слова заставив замолчать парламентскую оппозицию. Оппозицию, которая вела себя совершенно законно. Сделав это явно незаконно. Мы вступаем в эпоху молчания".
Хельме отметил, что оппозиции в Рийгикогу не дают делать ее работу; что в Эстонии тем не менее нет конституционного кризиса, так как в парламенте и раньше случались перебои в работе: "Это всегда решалось законным путем, как правило, путем нахождения политического компромисса. У нас явный кризис демократии, потому что организованная оппозицией обструкция в парламенте была решена путем нарушения закона и применения силы. То, что сделали Кая Каллас, Лаури Хуссар и Лаури Ляэнеметс, характерно для парламентов России, Беларуси, Венесуэлы, а не для парламента демократической европейской страны".
"Прежде всего, если это позволено либералам, то в будущем это будет позволено консерваторам. Не ожидайте меньшего, когда роли поменяются! Во-вторых, когда политическая оппозиция в парламенте подавляется силой, протест переходит на улицы. Применением силы при решении политического противостояния правительство спровоцирует ответную силу, что, в свою очередь, будет означать еще более серьезный раскол общества, парламентские дебаты сменятся парламентской окопной войной, возмущение выплеснется на улицы, и общество в целом перестанет функционировать", – пояснил Хельме.
Он считает, что "народ может начать мешать депутатам коалиции добираться до работы, потому что нам сейчас мешают делать нашу работу". При этом консерватор признался, что "не хотел бы открывать ящик Пандоры": "Если политика выйдет на улицы, то нормализовать ее каким-либо образом будет очень сложно. Но именно к этому идет правительственная коалиция своим поведением. Чем больше они применяют силу, тем сложнее становится управлять страной и ситуацией в обществе".
Ранее поступали сообщения, что, несмотря на преодоление правящей коалицией 15 мая обструкции в Рийгикогу, оппозиционные партии планируют продолжать борьбу. Если коалиционные партии ограничат время, отведенное для внесения запросов и законопроектов, оппозиция просто начнет вносить их в большом количестве единовременно, блокируя тем самым работу Рийгикогу и правительства.
Оппозиционные депутаты уже занялись внесением неограниченного числа законопроектов и запросов. Путем подачи большого количества законопроектов и запросов оппозиция надеется вернуть коалицию за стол переговоров. В частности, центрист Андрей Коробейник отнес пачку бумаг на трибуну Рийгикогу и передал их однопартийцу премьер-министра Каи Каллас – вице-спикеру Рийгикогу Тоомасу Кивимяги, который назвал такую ситуацию первой в практике эстонского парламента.
При этом и центристы, и отечественники, и консерваторы говорят о том, что нужен компромисс, что еще возможно соглашение, при котором коалиция откажется от сокращения семейных пособий, а оппозиция удовлетворится этим и прекратит обструкцию.
В то же время лидеры парламентских фракций партий правящей коалиции – Партии реформ, Eesti 200 и Социал-демократической партии – Эркки Келдо, Марек Рейнаас и Евгений Осиновский выступили 16 мая с заявлением, в котором они призвали лидеров оппозиционных партий прекратить препятствовать работе Рийгикогу бессодержательными действиями и заниматься содержательной работой в парламенте.
В заявлении указано, что "Рийгикогу должен быть способным выполнять задачи, возложенные на него Конституцией, первой из которых является принятие законов и решений".
Эстонский политолог Отт Луми отметил, что происходящее в эстонской власти "в каком-то смысле является нормальным демократическим процессом". Однако причина процесса кроется в том, что, "прежде всего, Партия реформ и другие коалиционные партии не сказали нам всей правды о состоянии государственных финансов перед выборами".
"Ситуация, когда заинтересованные стороны не информируются перед выборами о том, что будет происходить в налоговой политике, порождает упрямство. Во время выборов, во время избирательной кампании не было никаких разговоров о повышении налогов, и разве было бы нормальным, если бы парламент никак не отреагировал на это?" – пояснил политолог.
И добавил, что реакция оппозиции все же была чрезмерно жесткой. "При нынешнем положении дел я бы смотрел на это с той точки зрения, что общество проявило свое недовольство через парламент", – отметил политолог. И заключил, что недовольство политикой коалиции уже понятно, значит пора заканчивать процесс противостояния.