На этой неделе Банк Эстонии отметил, что, несмотря на экономический спад, способность как предприятий, так и населения выплачивать кредиты остается хорошей, однако, если экономика будет восстанавливаться медленно, доля просроченных платежей по кредитам может увеличиться.
Эстонские СМИ сообщили, что регулятор указал такие перспективы в очередном своем обзоре финансовой стабильности. По оценке Банка Эстонии, местные компании до сих пор хорошо справлялись с повышением процентных платежей на фоне большой прибыли в предыдущие годы, а люди справляются благодаря низкой безработице.
Тем временем, как ранее писал Baltnews, эстонские банки уже сталкиваются с падением спроса на кредиты, а также попытками клиентов сократить в индивидуальном порядке процентную ставку. Между банками уже обозначилась небывалая ранее конкуренция, что говорит об ухудшении финансовой обстановки.
В Банке Эстонии подчеркнули, что "энергетический кризис и война привели к росту цен на производственные ресурсы и повлияли на конкурентоспособность эстонской экономики", что "в отличие от предыдущих рецессий, на этот раз существует риск медленного восстановления". Справедливости ради стоит отметить, что в действительности еще нет уверенности в окончании спада, не то что в наступлении восстановления.
При этом в Банке Эстонии считают, что, даже если уровень так называемых плохих кредитов будет расти, банки все равно смогут справиться с ситуацией, поскольку они прибыльны и имеют большой запас капитала. Подчеркивается, что требования к капиталу банков достаточны и в нынешних условиях нет необходимости принимать дополнительные меры для обеспечения стабильности финансового сектора Эстонии.
Отмечается, что жилищные кредиты и кредиты девелоперским компаниям в последние годы выросли, составив более 60% кредитных портфелей банков. Это увеличивает риски, связанные с банковским сектором. Тем более, что специализирующиеся на недвижимости предприятия в большей степени, чем другие, подвержены влиянию роста процентных ставок.
Отмечается также замедление роста депозитов и возрастание в связи с этим значения других источников притока средств для финансирования деятельности банков. При этом "все большую роль играют кредиты от материнских банков и облигации, выпущенные самими банками", то есть, по сути, деньги в долг.
Подчеркивается, что имидж Эстонии, а также эстонских банков в плане оценки риска все больше влияет на цену и доступность финансирования для банков.
"Определенную роль играет и ситуация на международных финансовых рынках на момент предоставления кредита. Кроме того, финансовое положение шведских материнских банков, а также ситуация на шведском рынке недвижимости и в экономике Швеции в целом также оказывают влияние на финансирование банков", – указал регулятор.
Отмечается, что местные банки стали активнее использовать онлайн-платформы для привлечения вкладов жителей других стран Европейского союза.
В связи с таким положением в Банке Эстонии считают, что "при планировании налоговых реформ надо учитывать, каким образом они могут повлиять на функционирование финансового сектора и финансирование экономики". И напоминают, что "стабильность финансирования экономики зависит от финансовой устойчивости банков, и в условиях экономического кризиса банки могут понести большие убытки по кредитам, которые покрываются за счет ранее созданных накоплений капитала".
Вывод в Банке Эстонии сделали такой: следует "облагать банки налогом на том основании, что у них был стимул оставлять про запас более крупную прибыль в хорошие времена, а не направлять всю прибыль на дивиденды собственникам".
Одним словом, Банк Эстонии аккуратно и дипломатично поведал о финансах страны, которая по уши в долгах и экономика которой практически полностью держится не столько за счет своих предприятий, сколько за счет новых денежных вливаний. То есть постоянно живет в долг, рассчитывая на доходы будущих периодов, которые никак не покрывают расходы.