Одними словами разгул русофобии в Литве не остановить. Когда в ответ на снос советских памятников российский МИД говорил – подобные варварские шаги и кампания по дискриминации русскоязычного населения негативно скажутся на отношениях Вильнюса с Москвой, русофобы ржали. Их совершенно не пугали слова, что Россия оставляет за собой право принять асимметричные меры.
Если дипломаты заверяли, что российская сторона не опустится до ответных варварских методов, националисты потешались, а сторонники Москвы (явных около 12% из 2 780 000 человек, что для Литвы немало) пожимали плечами: слово и кольт убеждают сильнее, чем одно только слово.
Кольт однажды уже выстрелил
Коротко вспомним историю "Миссии Сибирь", литовской молодежной патриотической эпопеи.
С 2006 года молодежная экспедиция (16 участников при конкурсе 800 человек на место) ежегодно 17 июля отправлялась в глухомань зауральских областей России на две недели, занималась наведением порядка на кладбищах в местах, где когда-то жили переселенцы. Например, в 2015 году работали в Томской области, в 2016 – на севере Красноярской, где полсотни лет не появлялся ни один литовец.
Вот что автору этой статьи в 2018 году рассказал руководитель проекта Арнольдас Фокас:
"Захоронения нуждаются в обустройстве. Наводим порядок, устанавливаем традиционный для погостов Литвы памятный крест. Перед очередной поездкой экспедицию принимают в посольстве РФ, интересуются планами, необходимой помощью и так далее. Диалог существует, поэтому в экспедиции очень часто получаем помощь от местных властей. Так сообща делаем нечто полезное и важное".
Больше Арнольдас на связь не выходил, потому что "Миссия Сибирь" умерла по вине Вильнюса. В 2018 году МИД России, ссылаясь на "деструктивную линию" литовских властей по отношению к советским мемориальным объектам в Литве (она выразилась в демонтаже памятников погибшим красноармейцам-освободителям) не выдал визы участникам экспедиции.
А как иначе, если в Литве случилось, как это назвал официальный Вильнюс, "ужесточение позиции в вопросах мемориальной деятельности России"? Болезненные и неприемлемые для россиян шаги Литва сделала под прикрытием фигового листа в виде "новых правил" комиссии по мемориальной деятельности Минкульта. Вот цитата от 29 июня 2018 года:
"Новые правила подробно регламентируют порядок присмотра за могилами представителями других стран. Это безопасный, прозрачный, эффективный и законный порядок в рамках действующих в Литве законов".
Был и комментарий министра иностранных дел Линаса Линкявичюса:
"В ответ посольство России в Литве решило предпринять необоснованные и непропорциональные меры в отношении инициативы "Миссия Сибирь", сорвав планы экспедиции".
Pardon, камрад! Может, вы ждали серебряную рюмку холодной водки и ведерко с икрой по случаю развязанной вами войны против памятников? Или вы глубоко убеждены в том, что Литва имеет данное небесами право беречь мемориальные объекты и народную память, а России в таком праве отказано?
Пять лет спустя
За минувшие пять лет в Литве, Латвии, Польше и Эстонии зачистили общественное пространство не только от монументов солдатам Красной армии, но и от другого советского мемориального наследия. Исчезли памятники "неправильным" писателям, музыкантам, художникам, актерам. Из центра Риги даже поспешили убрать скульптуру Александра Сергеевича Пушкина, а в Вильнюсе мемориальный музей его имени перекрестили в рядовую деревенскую музей-усадьбу. Оказывается, Пушкин воспевал российскую "имперскость", за что должен быть наказан.
Русофобская политика стран Балтии активизировалась по указке "вашингтонского обкома". Публичные акты вандализма совершаются в угоду настроениям Белого дома – это 100%. Антироссийские усилия европейских соседей стоят за гранью здравого смысла и человечности, все это можно считать проявлением ксенофобии и ненависти.
Борьба против мертвых – занятие чисто эмоционально-пропагандистское. Надо было видеть довольную рожу мэра Вильнюса, "фашика" Ремигиюса Шимашюса и таких же нацистов из его окружения в тот момент, когда в ноябре 2022 года прозвучал доклад о завершении технически сложного демонтажа самых известных в Литве скульптур, стоявших у давно погашенного Вечного огня на центральном республиканском мемориальном воинском кладбище.
Убрать монумент решили еще летом, но в октябре комитет по правам человека ООН призвал Литву воздержаться от такого решения и взял памятник под свою охрану. Негодяи из мэрии Вильнюса заявили, что городская администрация "не обязана отчитываться перед ООН".
Пантеон, в котором захоронены более 3 тысяч солдат, создали в 1951 году. В 1984-м установили шесть стел в память об освобождавших Вильнюс в 1944 году. На критику возмущенных демонтажем официальная власть отвечала: убрали всего лишь бетонных "болванов", которые не являлись памятниками на солдатских могилах. Этот пассаж мы запомним и скоро возвратимся к нему.
Если Литовское государство в целом и его националисты в частности были бы полностью уверены в собственной правоте и безнаказанности, директору департамента госбезопасности Дарюсу Яунишкису в голову не пришло бы предупреждать:
"Кремль будет наказывать за демонтаж памятников. РФ может возбудить уголовное преследование граждан Литвы, имевших отношение к делу".
Что касается возмущенных сограждан, Яунишкис подчеркнул, что заблудшие "повторяют кремлевскую пропаганду. Демонтаж памятников называют нацизмом, стремятся привлечь внимание международных организаций. Пытаются вызвать ажиотаж в литовском публичном пространстве и консолидировать прокремлевский электорат. Деятельность этих лиц не получает почти никакой поддержки со стороны нашего общества".
Директор ДГБ лгал: негативная реакция на решения и поступки литовских нацистов внутри Литвы была и сохраняется.
Кольт выстрелил дважды
В отличие от Запада, у России более гуманные подходы в международной политике. Она старается не принимать жестких мер, которые могут негативно отразиться на простых гражданах и задеть их интересы. Но если протесты и осуждения со стороны МИД РФ не дают результатов, приходится отвечать делами.
Никто не знает, с ведома МИД или без оного, но в Кудымкарском районе Пермского края снесли памятник репрессированным полякам и литовцам, установленный на месте бывшего урочища Галяшор. Поднялся литовско-польский гвалт: да как они посмели!
Под Иркутском демонтировали памятную плиту и крест у мемориального комплекса памяти жертв политических репрессий "Пивовариха". Камень установили сотрудники Генконсульства Польши, не согласовав по всем правилам. Крест по своей инициативе – участники экспедиции "Миссия Сибирь". Снова восточноевропейские русофобы подняли шум – что эти русские себе позволяют!?
Ответить можно словами официального Вильнюса: убрали всего лишь бетонных (и деревянных) "болванов", которые не являлись памятниками на могилах репрессированных. Не в православных обычаях такие шаги, но что делать? Не россияне первыми начали. С волками жить – по волчьи выть.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.