Времена изменились, человечество стоит на пороге совершенно нового мира. Но вряд ли страны коллективного Запада перестали воображать себя "белыми господами". И если Латвия преданно служит их интересам, можно ли назвать ее "удавшейся страной"?
Когда Алиса начнет сомневаться
Казалось бы, чем больше людей – тем больше потребителей. И тем больше власти у транснациональных корпораций (ТНК). Так зачем разворачивать в странах, которые являются фундаментом "потребительского псевдокапитализма", всю эту гендерно-половую вакханалию как форму политкорректного геноцида? На первый взгляд – абсурдно…
Посмотрите на фото из заводских цехов 1970-1980-х годов. Неважно, советских или западных. Просто советские легче найти в Интернете. А потом сравните их с фотографиями из цехов современных предприятий (точно так же, российские найти легче).
Главное, что удивляет на старых фотографиях, – огромное по сегодняшним меркам количество рабочих в цеху. Разное, в зависимости от профиля предприятия, назначения цеха, но все равно – большое…
На современных фотографиях в цехе таких же размеров будут два-три-пять, а иногда и один человек. Это уже давно шагает по миру "третья промышленная революция", а ей на пятки нетерпеливо наступает четвертая "Индустрия 4.0" (Industry 4.0).
Индустрию 3.0 (по аналогии с четвертой назовем ее так) еще называют компьютерной революцией. Но, скорее всего, надо вести отсчет со времен массового внедрения на производстве станков с ЧПУ (числовым программным управлением; начало 1970-х годов) и примитивных ЭВМ, еще даже без жестких дисков и всяких там звуковых и видеокарт.
Позже на заводы пришли компьютеры в их современном понимании. Появились первые промышленные роботы, а позже целые их технологические цепочки. Уже "третья промышленная" до неузнаваемости изменила жизнь людей. ПК, а потом и Интернет пришли в каждый дом. Микропроцессоры "влезли" почти в каждый бытовой прибор. Мобильная связь практически полностью вытеснила стационарные телефоны.
Для очень многих уже тогда, а совсем не в связи с пандемией, возникла возможность, которая и не снилась нашим мамам: не "ходить на работу", а работать, перемещаясь между письменным и кухонным столом, сотрудничая при этом со своим контрагентом, находящимся в другой стране, даже на другом континенте.
А Индустрия 4.0 создаст мир, который большинству сегодня вообще трудно представить. Она изменит роль человека в этом мире еще радикальней. И при этом неизбежно поставит вопрос о смене типа цивилизации и общественного строя. Конечно, если человек захочет оставаться человеком, а не превратиться в двуногое растение…
Типичное промышленное предприятие превратится в единую киберфизическую систему. Массовое распространение получат автономные роботы, каждый из которых будет обладать своим искусственным псевдоинтеллектом (ИПИ). И в то же время эти роботы будут работать, как единый организм. А немногим людям на таком предприятии останется лишь роль "олимпийских богов"… То же самое случится и в сельском хозяйстве.
Чуткие сенсоры и системы ИПИ будут дифференцированно отслеживать условия роста культур, учитывая локальные особенности даже в пределах одного поля, и так же дифференцированно вносить коррективы (например, удобрения). Системы глобального позиционирования будут поставлять ИПИ информацию о малейших погодных изменениях в регионе. Роботы-трактора – работать на полях.
Я описываю общество завтрашнего дня относительно подробно, чтобы читатель максимально ярко представил, насколько оно отличается от общества даже сегодняшнего дня. Тем более от времен юности наших мам и бабушек.
На основе ИПИ станет возможным создавать цифровые интерактивные копии людей. Ничего страшного: это примерно как смарт-бот, только персонализированный. Эта копия сможет заменять человека в каких-то рутинных формах дистанционного общения. Можно рассматривать ее просто, как своего виртуального робота-секретаря. Если вы, конечно, личность…
Я употребляю термин "псевдоинтеллект", ИПИ, потому что настоящий интеллект немыслим без свойственной человеку с тренированными мозгами здоровой и грамотной рефлексии… Я поверю в ИИ (искусственный интеллект) только тогда, когда та же смарт-бот Алиса искренне спросит сама себя: "Кто я такая? В чем смысл моего существования? Может, я совсем не то, что все вокруг хотят во мне видеть?" Попросту, я поверю в ИИ лишь тогда, когда Алиса начнет сомневаться…
"Лишние" люди
Радикально изменится и быт человека. Трамваи без вагоновожатых (такие уже бегают по Лондону) и такси без водителей (уже сейчас в пяти городах Евросоюза тестируются беспилотные микроавтобусы, а этим летом на дорогах России появились беспилотные КАМАЗы).
"Умные дома" и такие же кухонные плиты станут обычным делом. Это первое, что приходит на ум… Главное – не идти на поводу у рекламы в духе "вам самому ничего не придется делать". Если ваши бытовые весы (такие уже продаются в рижских супермаркетах) могут подсказать вам, как надо улучшить свою физическую форму, не забывайте, что вы можете до этого додуматься и сами…
Такое развитие событий ученые и писатели-фантасты точно так же предсказывали еще в 1970-х годах прошлого века. Но тогда оно почти всем казалось однозначным благом… В мире была очень сильна вера в Человека. И на Западе даже сильнее, чем в СССР. Однако вспышки освобожденного разума пока не случилось.
Можно долго рассуждать на излюбленную русскую тему "кто виноват". Это пропаганда ТНК превратила основную массу homo sapiens (человека разумного) в homo consumens (человека потребляющего) или этот homo сам охотно превратился? Тут ситуация, как с русскими Латвии: проблема не в том, что их в начале 1990-х поставили на колени, – проблема в том, что основная масса на них охотно встала.
Но объективно возникает вопрос: что делать примерно с двумя третями населения? Подчеркиваю: объективно – не значит, что его сидит и обсуждает какая-то "мировая закулиса". Шествие по "цивилизованному миру" двух последних на данный момент промышленных революций "доказывает": людей на планете слишком много. В наступающую эпоху управляемых ИПИ заводов-роботов столько не надо! Это – если рассматривать человека, лишь как средство. А стать целью общественного развития этот человек пока сам не захотел…
Ладно, увеличится сфера обслуживания. Какая-то часть людей займется творчеством. Кто-то будет жить своим хозяйством или пробьется в мастеровом бизнесе. Создадим дополнительную и никому не нужную армию мелких клерков. А под них всякие агентства и департаменты, бесконечно дублирующие функции друг друга (как это уже много лет происходит в Латвии).
Все равно, уже завтра (конечно, "завтра" в историческом смысле; речь идет о многих годах) примерно половина населения остается не у дел. Держать их всех на пособии? Конечно, страны-лимитрофы, вроде Латвии, такого себе позволить не могут и не смогут. Но государства старой Европы могли бы… Только от "вертолетных денег" большинство людей начинает деградировать. Неизбежно растет уровень бытовой преступности, алкоголизма, наркомании, психозов, даже суицидов.
Казалось бы, "выход там же, где был вход". Надо вовлечь основную массу людей в процесс созидательного труда и служения обществу, которые уже не будут продиктованы необходимостью зарабатывать на жизнь. При этом, конечно же, этих людей надо материально обеспечить. Хотя бы тем же самым пособием, только достойного уровня. И прежде всего тех, кто стремится что-то делать.
Для этого необходимо повышение уровня образования, эрудиции, расширение кругозора большинства. Необходимы научно-популярные и образовательные передачи на массовом телевидении, как это было в СССР. Бесплатное и качественное, доступное для всех образование всех ступеней. Преференции, в том числе экономические, для тех, кто его получил.
В ряде случаев там, где экономически эффективней создать одно предприятие на уровне "Индустрии 4.0", надо вместо этого создавать сеть малых высокотехнологичных предприятий, взаимодействующих по "сетевому" принципу. Но где люди будут работать сами, "по старинке". И надо вкладывать в это государственные средства. И так далее…
Разумеется, сразу это все работать не будет. Пока люди просто не готовы это принять. Поэтому необходима пропаганда созидательного образа жизни, самосовершенствования и служения обществу. Жить иначе должно стать просто "не модно". Точно так же, как сегодня "не модно" не делать шопинг.
Но вот как раз на это "потребительский капитализм" пойти не может. Это значило бы для него – покончить жизнь самоубийством. Перманентный рост потребления – основа всей его экономики. В то же время пресловутая "пирамида Маслоу" (иерархия потребностей) однозначно справедлива лишь для людей, не выше среднего уровня развития. Если у человека ее верхние "этажи" очень сильно развиты, часто он предпочитает удовлетворять, прежде всего, свои интеллектуальные, творческие, духовные потребности, а уже потом позаботиться о покупке новых ботинок.
Поэтому даже катастрофическое снижение в странах коллективного Запада уровня и качества образования всех ступеней осуществляется сознательно. И на предложенную выше программу действий "потребительский капитализм" никогда не "подпишется". Вместо этого он будет просто вынужден сокращать численность населения. Этой геополитической системе выгодней один, прогнозируемый во всех своих "хотелках" homo consumens, чем десять homo sapiens, которые еще неизвестно, чего захотят от большого ума…
И все же это проблема скорее завтрашнего дня. Она, конечно, покончит с коллективным Западом в его нынешнем виде, но еще не в эту пятницу. И первой она ударит по сильным странам, основу экономики которых составляют крупные корпорации. Латвии до этой проблемы далеко, как ей же до космоса.
Крупных, по мировым меркам, компаний, которые могли бы позволить себе роботизированные комплексы, управляемые искусственным интеллектом, здесь нет вообще. Здесь пока катастрофически не хватает рабочих рук для труда "по старинке". Как ощущается и острый дефицит специалистов. И в то же время, при безработице 6,4% (среди молодежи 11%) 27% латвийцев трудоспособного возраста официально нигде не работают.
Продолжает ухудшаться демографическая ситуация. По данным ЦСУ на 1 января 2023 года население республики составило 1,891 млн. человек (в эту статистику включены и украинские беженцы). Но и эти данные явно завышены: ведь внутренние границы ЕС вновь открыты.
Многие латвийцы, кого "посчитали", на самом деле давно уже осели в "ирландиях" и "германиях". В прошлом году зафиксирован самый худший показатель рождаемости за всю историю латвийской статистики (с 1920 года). И на этом фоне Латвия de facto принимает участие в человеконенавистнических проектах Запада по "обезлюживанию" планеты.
"Жизнь, недостойная жизни?"
Вторая причина стремления Запада сократить количество населения в мире – банальная ксенофобия. Как национального, так и социального толка. Вот что пишет в своей работе "Гендер и нация" (1997, русское издание 2001) израильско-британский ученый-социолог, последовательный борец с расизмом и активистка феминистского движения Нира Юваль-Дейвис (Nira Yuval-Davis):
"Отчет ЦРУ, сведения о котором просочились в прессу несколько лет назад, представил описание высокого уровня рождаемости (в Азии, - прим. Н.В.), как ведущих к "политической нестабильности в третьем мире, что в свою очередь повлечет проблемы безопасности для США". В результате администрация Рейгана (то есть, речь идет о 1980-х годах, периоде "рейганомики" – прим. автор) дала три миллиарда долларов на контроль за [численностью] населения третьего мира, как часть помощи в его "развитии".
И далее:
"Иногда средства для достижения цели являются более изощренными. Агентство США выделило 350 000 долларов одному из нигерийских известных музыкантов Кингу Санни Эйду (King Sunny Adé) за то, чтобы он спел песни о семейном планировании и о том, что надо иметь меньше детей (он сам, конечно, имеет двенадцать детей). Эти деньги являются частью пятилетней программы в 35,4 миллиона долларов при Центре коммуникационных служб в Университете Джона Хопкинса, направленных на изменение процессов в "культурно подходящих направлениях…"
Попросту, на сокращение населения в странах "третьего мира". Здесь мы уже видим применение США излюбленных методов пропагандистского пиара.
Книга Ниры Юваль-Дейвис содержит много примеров того, как коллективный Запад (не только США) проводил политику сокращения населения. Как на территории других стран, так и среди "неполноценных" на своей территории. Опыты по евгенике и принудительная стерилизация отнюдь не были ноу-хау "медиков" Третьего Рейха. Еще одна цитата:
"В то время как "чистые арийцы" были вынуждены размножаться благодаря различным экономическим и социальным поддержкам, программа насильственной стерилизации проводилась против "слабоумных" и других видов "жизни, недостойной жизни". Эта программа не являлась изобретением нацистов.
В 1927-м году Верховный Суд США поддержал конституционность такого же закона о насильственной стерилизации в штате Вирджиния. Такие программы практиковались в некоторых южных штатах США вплоть до 1970-х годов. (…) Тамар Левин приводит в качестве примера план в штате Канзас платить матерям на социальном обеспечении – и многие из них чернокожие женщины – 500 долларов плюс 50 долларов в год, чтобы они использовали так называемые Норплант-накладки (содержащие долгосрочный и медленно действующий химический контрацептив).
Программа (…) была поддержана в передовой статье местной газеты "из-за растущей нищеты среди черных матерей на социальном обеспечении". (…) Широко известно, что во многих западных странах от Британии до Австралии небезопасные контрацептивные средства, такие, как печально знаменитая инъекция Депо-Правера (контрацептив длительного действия с побочными эффектами, несущими угрозу для жизни, запрещен во многих странах) и стерилизация предлагались почти исключительно бедным женщинам и женщинам этнических меньшинств".
Конечно, теперь иные, политкорректные времена. Методы изменились. Но, чисто риторический вопрос, изменилось ли восприятие истеблишментом коллективного Запада окружающих их мир "дикарей" и бедных "неудачников" в своих же странах и себя, как "белых господ"?
Или расизм, "социальный дарвинизм", мальтузианские бредни и прочее были и остаются сущностью этой цивилизации? Окончание следует…
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.