Каждый год 23 августа страны Европы, в особенности Польша и Прибалтика, вспоминают жертв нацизма и сталинизма. Этот день выбран неслучайно – в этот день в 1939 году СССР и Германия подписали Договор о ненападении. Это является поводом современным европейским политикам говорить о том, как "два усатых тирана поделили Восточную Европу". Вот только теперь дележом занялся сам Евросоюз.
Взять все, да и поделить!
Несколько дней назад глава канцелярии генерального секретаря Североатлантического НАТО Стиан Йенсен сделал неожиданное заявление. Оказывается, Украина может вступить в альянс в обмен на уступки территорий России.
Йенсен рассказал, что в вопросе будущего членства Украины в НАТО возникли значительные подвижки. При этом он отметил, что уступка регионов России может стать одним из возможных путей к компромиссу между противоборствующими сторонами. Более того, вопрос передачи территорий уже поднимался в НАТО, и все в альянсе заинтересованы в том, чтобы военный конфликт в Восточной Европе не повторился.
Естественно, в Киеве восприняли такие слова с невероятным бешенством. Истеричный советник главы офиса президента Владимира Зеленского Михаил Подоляк уже назвал такой исход "проигрышем демократии, уничтожением международного права и переносом войны на другие поколения".
В НАТО тут же попытались успокоить Киев. Сам Йенсен поспешил назвать "ошибкой" свои слова об условия членства Украины в альянсе. Да и генсек НАТО Йенс Столтенберг заверил Киев, что они будут "разом до перемоги". Вот только это не значит, что в альянсе действительно отказались от такого варианта.
Впрочем, среди украинских политиков тоже находятся сторонники такого плана, хоть и подают они его в совершенно абсурдном соусе. Так, одиозный экс-советник офиса Зеленского Алексей Арестович также заявил, что пятую часть территорий стоит оставить России, чтобы остальная вступила в НАТО. По его словам, "Украина может разделиться по примеру Германии".
"Вариант ФРГ-ГДР: ФРГ вступает в альянс, ГДР признается территорией Германии, которую мы обязательно вернем, но гарантии НАТО на нее не распространяются", – объяснял Алексей Арестович, назвав такой раздел "очень неплохой сделкой".
Все это очень ярко показывает, что на "великий контрнаступ" Запад уже не рассчитывает. Для ВСУ и НАТО стало полной неожиданностью, что русские солдаты качественно подготовились к противостоянию западному оружию. К тому же СМИ стали все чаще подавать новости о том, что Европа и США намерены сократить военную поддержку Незалежной. Особенно на фоне новостей о подготовке к наступлению уже российской армии.
Да и поведение европейских политиков говорит о том, что они постепенно ищут поводы сократить помощь Украине. Напомним, как министр обороны Великобритании Бен Уоллес обвинил Украину в отсутствии благодарности за огромную помощь в военной технике. А вскоре обвинения уже выдвинули поляки, что привело к серьезному дипломатическому скандалу между странами.
Вернуть утраченное
Про Польшу стоит сказать отдельно, ведь она – хоть и играет роль "пламенного союзника Украины" – давно мечтает о возврате территорий, которые были утрачены из-за все того же самого пакта Молотова – Риббентропа. Конечно, все эти годы Польша пыталась делать вид, что забыла о своих территориальных разногласиях и намерена развивать отношения с Незалежной с помощью политических и экономических программ. Самой известной из них стал "Люблинский треугольник" – объединение, которое направлено на "культурное взаимодействие между Литвой, Украиной и Польшей". Хотя изначально было ясно, что главная цель "мини-Тройственного союза" – противодействие России.
Но дьявол кроется в деталях. Сами участники объединения провели параллели с Люблинской унией, заключенной в 1569 году. Тогда между Королевством Польским и Великим княжеством Литовским было подписано соглашение, положившее начало истории Речи Посполитой. И любой, кто интересуется историей Средних веков, знает, что это был отнюдь не равноправный союз народов. Все непольские народы Речи Посполитой фактически были порабощены польской знатью.
Да и какую выгоду может получить Польша от такого союза? Экономически она превосходит обе страны, а стать неким объединяющим лидером Восточной Европы Варшава не сможет. Просто не дадут более сильные игроки. Поэтому единственный способ получить для Польши выгоду – установить контроль над "Кресами Всходними", если не над всеми, то хотя бы над украинской частью.
Сами польские власти тоже неоднократно говорили о том, что готовы ввести свои войска на территорию Украины. Естественно, называя это "защитой суверенной и свободной Украины от кровавого Мордора". Однако многие политики, в том числе и российское руководство, понимают, что это значит на самом деле.
"Стремление у Польши есть. Поэтому если туда (на Украину) будут введены польские части, как бы они не назывались: внутренние войска там, что угодно, национальная гвардия – все, это начало конца украинского присутствия на этих территориях", – говорил президент России Владимир Путин.
Новый пакт Молотова – Риббентропа?
Обзор таких событий может привести к выводу, что скоро в Европе вступит в действие новый "раздел". По крайней мере, одной из ее стран. И для этого есть несколько поводов.
Стоит отметить, что Договор о ненападении с гитлеровской Германией был для Советского Союза вынужденной мерой, навязанной международной обстановкой. К 1939 году было ясно, что начало Второй мировой войны – вопрос времени. Неясность была только в том, на кого нападет Третий Рейх.
В СССР это понимали особенно остро, поэтому еще в 1935 году был заключен франко-советский пакт о взаимопомощи, а с 1938 года, после аншлюса Австрии, Москва стала активно выступать за международную коалицию против нацистской Германии. Однако Великобритания и Франция не стали прислушиваться к мнению СССР. Более того, во время обсуждения с Советским Союзом договора о взаимопомощи Лондон вел контакты с Берлином о разграничении сфер влияния. Все это дало основания полагать, что Великобритания и Франция были бы не против, если Германия начнет войну исключительно против Советского Союза.
Но здесь возникает вопрос: а как быть с "секретным протоколом" о разграничении сфер влияния в Восточной Европе и "оккупацией" Прибалтики и других территорий? Ведь это дает повод Евросоюзу считать подписание пакта о ненападении между СССР и Германией причиной начала Второй мировой войны.
Вот только детальный анализ ситуации в международной политике показывает, что никаких изначальных планов присоединять Прибалтику у СССР не было. Хотя бы потому, что еще 25 мая 1940 года советские власти рассматривали вопрос об обмене населением между Белорусской ССР и Литвой, что было бы бессмысленным, если бы руководство СССР уже имело четкие планы о присоединении Литвы в свой состав.
Но все поменялось из-за попыток Вильнюса "играть краплеными картами". По словам директора фонда "Историческая память" Александра Дюкова, на решение Москвы повлияли также успехи Третьего Рейха в оккупации европейских стран.
"В Берлине руководство Литвы обсуждало вопрос о возможности установления германского протектората над Литвой, что, в общем-то, нарушало, с точки зрения Кремля, сложившийся статус-кво. В этой ситуации, когда они видели, что Германия получила доминирующие позиции в Европе и что ведутся со стороны, по крайней мере, одной прибалтийских стран, попытки изменить сложившийся статус-кво, в Москве решили "забетонировать" ситуацию и просто ввести дополнительные войска в прибалтийские страны, вынудив их к этому ультиматуму", – рассказал Дюков.
В итоге за политические виляния президента Литвы заплатили еще и Эстония с Латвией, которые соблюдали договоренности с Советским Союзом. Фактически, и подписание договора о ненападении с Германией, и последующее присоединение Прибалтики было вынужденным решением, навязанным геополитическими реалиями того времени.
Так и присоединение вначале Крыма, а затем ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей в состав России было вынужденной мерой. Оно стало прямым следствием нежелания Киева уважать людей, живущих на этих территориях, полного игнорирования Минских договоренностей, а теперь еще и постоянных обстрелов людей, которых Незалежная считает "своими".
С сегодняшней ситуацией возможного раздела Украины пакт Молотова – Риббентропа объединяет и еще то, что они стали возможны из-за безумия и алчности западноевропейских политиков.
Пакт глав МИД СССР и Третьего Рейха не случился бы, если бы представители Великобритании и Франции действительно хотели избежать войны, а не просто перекинуть ее на восток. Так же и сейчас, присоединение новых регионов России во многом стало возможным из-за западных политиков, потакавших распространению антироссийских настроений на Украине, а теперь накачивающих Незалежную оружием вовсе не для того, чтобы "сохранить суверенитет Украины". Главная цель – отхватить "кусок пирога", да побольше.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.