Не так давно на польском телевидении во время прогноза погоды показали карту, на которой территория Западной Украины входит в состав Польши. Это не милый ляп, конечно, а вполне себе неплохая медийная уловка. Интересно и то, что ставший знаменитым прогноз показал тот же канал – TVP1 – что в марте 2022 года, аккурат после начала СВО, представил карту раздела Украины. А поляки в разделах смыслят, как мы помним.
Согласно карте, себе Польша "прибрала" Львовскую, Ивано-Франковскую, Волынскую, Ровненскую и Тернопольскую области. Черниговщину поляки готовы отдать Румынии, Закарпатье – Венгрии, а весь восток – России. Собственно, от Украины образца 2021 года останется лишь центральная и северная части. Возникает, конечно, немало вопросов. Но факт остается фактом – польские влажные мечты имеют свойство сбываться. Пусть и на картинках.
Но все бы ничего, да карта не только тиражировалась СМИ, но и стала предметом серьезного анализа польских политологов. Мечты мечтами, а периодическое появление в прессе статей на тему скорого вхождения Западной Украины в состав Польши сделали из довольно маргинальной право-реваншистской идеи, практически принятый Варшавой план.
"Теперь, когда раздел Украины, похоже, является делом уже решенным, пришло время для откровенных высказываний. […] Польша может избежать клейма захватчика, приобретя вместо этого почетное звание спасителя и избавителя украинского народа. Вот почему споры, связанные с Волынской резней и прочими болезненными темами польско-украинских отношений, на время проведения СВО были как будто забыты", – пишет обозреватель Niezależny Dziennik Polityczny.
Идею Польши прибрать к рукам часть Украины разлетелась по западным СМИ. К примеру, бельгийское издание Modern Diplomacy отмечало: "Польша занимается подготовкой плацдарма для интервенции и захвата "исторических земель" на территории Западной Украины". Авторы пошли куда дальше польских коллег. Журналисты из Бельгии считают, что уже в скором времени Польша может провести референдум о вхождении западных земель Украины в свой состав.
Директор СВР России Сергей Нарышкин осенью минувшего года заявил: "Поступающая в СВР России информация свидетельствует о том, что Варшава форсирует подготовку к аннексии западноукраинских земель: территорий Львовской, Ивано-Франковской и большей части Тернопольской области Украины".
Пранк, зашедший слишком далеко
Вообще, картография – наука неточная, а границы лишь в нашем сознании, как говорится.
Да и не СМИ занимаются расширением этих границ. Точнее пиаром идеи они занимаются вовсю, а вот авторство "раздела Украины" принадлежит перу не абы кого, а ныне почившего лидера ЛДПР Владимира Вольфовича Жириновского.
Пока Украина не будет поделена, "запад, восток и Киев вместе – будет Майдан вечно, будут взрывы и будет террор", говорил Жириновский после проведенного в Крыму референдума.
На этом история не заканчивается.
24 марта 2014 года Жириновский направил письма в посольства Польши, Румынии и Венгрии с предложением провести референдумы на украинских территориях, когда-то входивших в их состав. Тогда же появилась, возможно, не первая, но самая популярная карта раздела Украины "по Жириновскому".
Польские, венгерские и румынские политики не предали никакого значения, более того, скорее всего решили, что это похоже на розыгрыш.
Журналисты, однако, помнят, если не все, то многое. Начавшаяся 24 февраля российская спецоперация на Украине заставила поднять архивы. Россия начала сама притворять "план Жириновского" в жизнь, а мы, поляки, мол, чем хуже. Если в 2014 году брошенное Владимиром Вольфовичем зерно не могло взойти, то сегодня это зернышко реваншизма прорастает на смачно сдобренной шовинистской почве.
Сначала польские СМИ стали распространять карту. Затем подключились аналитики и, наконец, политики. И грядущий раздел Украины из категории "влажные мечты", перешел в категорию "геополитические цели". Притом не только правящая партия "довизуализировалась", гладя на карту. Сегодня некогда логично-комично разработанная российским депутатом в 2014 году карта воспринимается всерьез и в Вашингтоне.
Так, экс-помощник президента США Рейгана Пол Крейг Робертс заявил, что власти Польши готовятся провести масштабную мобилизацию для оккупации территорий Западной Украины: "Есть сведения, что мобилизация в Польше начнется с призыва 200 тысяч резервистов. Неизвестно, делается ли это для защиты от России, отправки людей в качестве подкрепления для Украины или для оккупации ее западной части. Но на земли Западной Украины Польша претендует по сей день".
Удивительно, но г-н Робертс предлагает на данный момент самый гуманный план разрешения ситуации, пока она, как ему кажется, не стала еще одной горячей точкой на карте Европы. По плану Робертса, России остается Донбасс, а вот Польше не достается ничего. Как, впрочем, и Венгрии с Румынией, которым не больно-то и надо, судя по отсутствию какого бы то ни было резонанс в местных СМИ по поводу каких-то карт в целом.
Робертс пишет: "Чтобы предотвратить уничтожение Украины, достаточно согласия Вашингтона на возвращение России освобожденных ею территорий и на то, что Украина будет нейтральным разоруженным государством и никогда не будет членом НАТО".
Не стоит особо обольщаться – на то они, помощники и советники, и бывшие, что мнение их читают, но в процессе принятия решений не учитывают.
Карты на стол
Если немного отойти от темы картографии, точнее забыть вообще о том, что кто-то какую-то карту нарисовал, картина вырисовывается несколько иная.
Да, в Польше за практически год от начала проведения спецоперации многое изменилось. Правящая партия "Право и справедливость" взяла курс на милитаризацию. Под громкое "российская угроза" активно пополняются польские арсеналы американской техникой. Военный бюджет Польши на 2023 год рекордный – 97 млрд. злотых (20 млрд евро). Для сравнения, в прошлом году сумма составила 12 млрд евро.
Проводится также и работа над увеличением численности личного состава армии. Согласно планам польского Минобороны, уже в 2023 году количество резервистов должно вырасти с 20 до 130 тысяч человек.
По последнему пункту есть, конечно, оговорочки. Польским мужчинам в общей своей массе идея со службой в армии не ахти, как понравилась. Повсеместная раздача повесток обернулась массовым бегством из страны. При этом, как отмечают польские СМИ, поляки предпочитают бежать в Великобританию. По данным издания Dziennik-Polityczny, всего за пару месяцев Польшу покинули более 70 тыс. мужчин призывного возраста.
В целом, обнажаются весьма здоровые амбиции Варшавы стать "первой армией Европы", сместив с пьедестала Бундесвер. Это не так и сложно с учетом той катастрофы, в которой оказалась немецкая армия. "Польше выпал уникальный шанс перестать быть страной второго сорта… На Варшаву возложена новая миссия... Альянс должен задуматься о перспективе создания Польшей самой мощной армии в Европе", – пишет Financial Times.
Немецкие склады с техникой опустошаются с рекордной скоростью на фоне постоянных поставок вооружений киевскому режиму. Сегодня Германия остается второй после США страной по объему военной помощи Украине. К слову, значительная часть поставляемой Берлином техники оказывается недееспособной.
Милитаризация, однако, – все еще слишком громкое слово, для описания того, что происходит в Польше. Дело в том, что американские танки и прочая техника, что закупается в последнее время Варшавой и которая в ближайшее время поступит в страну, встает на вооружение взамен той, что польские власти так "любезно" предоставили Киеву. Арсеналы самой Польши пустели быстрее, чем хотелось бы, ВПК страны развит слабо, а желание бороться с русскими сильнее здравого смысла. Практически все запасы образцов советской техники Польша утратила.
Да и закупки Варшава сегодня делает необдуманно, дорого и забросив и без того неразвивающуюся военную промышленность. На днях Минобороны Польши неожиданно заявило о необходимости приобретения американских истребителей F-15 и об отказе от массовой покупки продукции польского ВПК (ПТРК, гранатометы, ЗРК) "из-за ограниченных производственных мощностей".
Привкус некой узурпации власти правящей партией "Право и справедливость" витает в польском воздухе не первый год. Однако последние месяцы ситуация имеет тенденцию к деградации. СМИ во всю пишут о том, как Польша "трансформируется во все более репрессивное государство".
Однако вернемся к захвату Польшей украинских земель. Военно-техническую почву подготовить можно. Дорого, глупо, но можно. Другой вопрос: возможно ли сегодня представить, что свеже поставленные Abramsы вторгаются во Львовскую область? Едва ли. Хотя польские СМИ с размахом продолжают подогревать интерес к этой идее. Даже дату захвата называют – 4 мая сего года, а референдум (по заветам Жириновского, конечно) якобы назначен на 11 июля – годовщину Волынской резни.
Для "вторжения" нужны, как минимум, договоренности между Киевом и Варшавой. Такое представить уже проще. Что-то вроде иностранной интервенции, а это, ни больше ни меньше, прямой вызов России со стороны члена НАТО. Стремления Варшавы к некой самостоятельности в вопросах внешней политики прослеживаются давно и до добра не доведут. Но столь безрассудный польский шаг в Вашингтоне не допустят.
Да и в самой Польше отношение к такого рода авантюрам весьма противоречивое.
"Зачем подвергать поляков риску, создавая еще одну горячую точку в Европе? Украинские нацисты – животные, вкусившие крови, они всех убьют, поэтому, если "план Качиньского" не сработает, поляки утонут в крови. В таком случае, стоит ли риск Качиньского жизней миллионов поляков?" – отмечает польская журналистка Ханна Крамер.
Остается некая модель "экономической оккупации". Что-то вроде ограниченного "плана Маршалла", рассчитанного исключительно на Западную Украину после завершения СВО. Но и тут много нестыковок. Потратившая в прошлом году около 1% ВВП, а это почти 5 млрд долларов, на Украину, Польша погрязла в экономическом кризисе, который в наступившем 2023 году будет лишь углубляться.
Поляки, ворующие и копающие сами себе уголь на обогрев, хотят ли вообще восстанавливать еще и чужие территории? Вряд ли. Мало того, что регионы Западной Украины по уровню жизни напоминают страны третьего мира. Сюда же добавить практически полностью уничтоженную инфраструктуру. Но и это восстановимо в теории. Есть, однако, то, что Варшаве будет не под силу. Это долги Зеленского.
После окончания конфликта некое квазигосударство Украина или то, что останется от нее, возвращать ничего не будет. А речь, лишь по предварительным оценкам аналитиков, идет о 86,5 млрд долларов. Которые, коль скоро "проект Украина" окажется неудачным, в Вашингтоне никто не простит. А США были и остаются главными украинскими кредиторами.
Гипотетические принятое политическое решение Варшавой "занять Западную Украину" может обернуться массовыми протестами. Социальное недовольство поляков, ежедневно подогреваемое поведением украинских беженцев с героизацией Бандеры и почитанием Волынской резни, для простых жителей Польши, да и для многих политиков, неприемлемо.
В общем, с какой стороны не глянь, а захват Польшей западно-украинских земель красивая сказка польских правых, иллюстрацию к которой некогда нарисовал Жириновский.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.