Эпоха славных свершений. Как зарождалась Российская империя

Мозаика Михаила Ломоносова "Полтавская баталия"
© Sputnik / Владимир Вдовин

Глеб Цивко

Ништадтский мирный договор закрепил результаты тех колоссальных усилий, которые предприняли Россия и Петр I.

В XVIII веке Россия вступила в Северную войну со Швецией. Целью Петра I было получение выхода к Балтийскому морю, крайне необходимого для дальнейшего развития страны. В этом вооруженном конфликте были как серьезные неудачи, так и выдающиеся успехи.

Главная задача

За всю историю человечества многие страны стремились получить выход к морю. Россия не была исключением. К концу XVII века страна имела доступ к побережьям Каспийского и Белого морей.

Однако осуществлять международную торговлю через них было очень затруднительно. Первый водоем – это бессточное озеро, не имеющее выхода к Мировому океану, а на втором был относительно небольшой период навигации, что объяснялось суровыми климатическими условиями.

В то же время относительно небольшие страны – например, Англия и Голландия – за счет наличия доступа к морям вели активную торговлю с другими странами и за счет этого стремительно богатели. Россия, занимая пространства от Восточной Европы до Тихого океана, не могла полноценно осуществлять внешнюю торговлю. Кроме того, тогда вывоз товаров зачастую осуществлялся иностранными кораблями, что снижало прибыль от экспорта, ведь за перевозку надо было платить.

Для облегчения доступа на самый перспективный тогда для России рынок – европейский – был необходим выход либо к Черному морю, либо к Балтийскому морю. Для доступа к первому водоему было необходимо пробиться к Азовскому морю. Этому препятствовали Крымское ханство и Османская империя, которая тогда занимала земли северного Причерноморья.

В 1695 и 1696 году Россия провела военные кампании против Османской империи, которые вошли в историю как Азовские походы. Они закончились взятием турецкой крепости Азов. Чтобы двигаться дальше было необходимо либо надежно контролировать Керченский пролив, либо полностью завоевать Крым.

"Теперь мы, слава Богу, один угол Чёрного моря уже имеем, а со временем, может быть, и весь его иметь будем", – описал сложившуюся ситуацию Петр I.

Глава государства был абсолютно прав. Со временем Россия действительно стала сильнейшей державой на Черном море. Однако решать эту задачу предстояло императрице Екатерине II. Петру же было уготовано добиться выхода к другой части Мирового океана – Балтийскому морю.

На этом направлении также сложилась очень непростая геополитическая обстановка. Доступ к этому водоему преграждала Швеция, которая была одной из сильнейших держав того времени. Тогда в ее состав входили Ингерманландия (современная Ленинградская область – прим. Baltnews) и значительная часть Прибалтики. Скандинавской страной правил король Карл XII.

Битва за лидерство

В 1700 году началась Северная война. Против Швеции выступили Россия, Дания и Саксония. Начало боевых действий было очень неудачным для Петра. Его армия в ноябре 1700 года потерпела поражение под Нарвой.

Однако молодой царь не унывал и принялся энергично проводить преобразования в самых различных сферах. Предпринятые усилия дали результаты, и русская армия начала одерживать победы. В 1702 году был взят Шлиссельбург, в следующем году основан Санкт-Петербург, который впоследствии стал столицей Российской империи, в 1704 году был установлен контроль над Нарвой.

8 июля 1709 года шведы потерпели сокрушительное поражение в битве под Полтавой. Это был коренной перелом в ходе войны. В следующем году российские войска взяли Ригу, Ревель (современное название Таллин – прим. Baltnews), стали полностью контролировать территорию Западной Карелии.

В 1719 году шведский флот был разгромлен в сражении у мыса Гангут. В итоге Стокгольм был вынужден пойти на переговоры с Санкт-Петербургом. В 1718 году стороны приступили к диалогу на Аландских островах, которые расположены в Балтийском море. Россию представляли Яков Брюс, Андрей Остерман и Павел Ягужинский. От Швеции прибыли Юхан Лилльенстедт и Отто Стремфельд.

Изначально предлагалось оставить за Россией все земли, которые ей удалось завоевать кроме Финляндии. В состав Швеции должна была войти Норвегия, которая в то время была частью Дании, также Стокгольму планировали сделать ряд политических уступок. Например, предполагалось, что Петр I перестанет поддерживать курфюрста Саксонии Августа II, правившего тогда Польшей.

С одной стороны, у данных переговоров были хорошие перспективы. Карл XII, потерпев ряд поражений, больше не хотел вести боевые действия с серьезно усилившейся Россией. Монарха все больше занимала Дания, на противостоянии с которой он хотел сосредоточиться. Кроме того, он желала провести ряд операций на южном побережье Балтийского моря, чтобы вернуть контроль над Померанией и рядом других земель.

С другой стороны, ряд стран Западной Европы – прежде всего, Англия – были заинтересованы в продолжении войны. Дело в том, что политиков в Лондоне не устраивало резкое усиление России, которая обладала серьезной кораблестроительной промышленностью, мощным флотом и моряками. Их целью было вернуть довоенное положение дел в этом регионе, когда у России не было доступа к Балтике. Представители Англии начали обещать королю Швеции широкую финансовую поддержку, однако он не верил обещаниям англичан.

30 ноября 1718 года Карл XII погиб во время осады крепости Фридрихсгаль, находившейся на территории Норвегии. Так как наследников у него не было, на шведский престол взошла его сестра Ульрика Элеонора. Она вместе со своим мужем Фредерик Гессен-Кассельским симпатизировали Англии. Поэтому переговоры на Аландских островах начали затягиваться. Летом 1719 года Остерман был направлен в Стокгольм с окончательными предложениями Санкт-Петербурга. После того, как Шведская сторона отказала, военные действия снова начались.

Сокрушительные удары

На побережье Швеции был высажен десант, которым командовал бригадир Петр Ласси. В результате боев было уничтожено два города, сто тридцать селений, сорок мельниц и четыре завода, производивших железо.

Швеция понесла ущерб в размер 12 млн рейсхталеров, еще миллион рейсхталеров стали трофеями российских войск. Экономике страны был нанесен очень серьезный удар. Однако даже это не заставило Стокгольм сесть за стол переговоров. Шведские власти надеялись, что Англия окажет им поддержку. Боевые действия возобновились с новой силой.

За три года войны поменялись интересы английской элиты. Купцы из Великобритании были заинтересованы в торговле с Россией. Кроме того, боевое дежурство королевского флота в Балтийском море, которое проводилось для того, чтобы продемонстрировать поддержку Швеции, обходилось казне в немалую сумму, а никакой прибыли не приносило.

Лондон опасался, что Петр I закроет российский рынок, что было крайне невыгодно английским торговцам. В результате настроения в Англии кардинально поменялись. Еще недавно ратовавшая за продолжение война и поддержку Стокгольма элита начала самым активным образом склонять Швецию к переговорам.

В апреле 1721 года в Ништадте начались очередные переговоры. Санкт-Петербург представляли Брюс и Остерман, а от Стокгольма прибыли Юхан Лилиенштедт и Карл Юлленборг. Для того, чтобы Шведская не начала опять затягивать диалог, Россия продемонстрировала готовность к решительным действиям – на верфях строились корабли, велась подготовка к высадке новых десантов.

Итоги ратных трудов

10 сентября 1821 года мирный договор был заключен. Это было поистине эпохальное событие. Россия вернула себе территории, которые были отобраны у нее в Смутное время и получила выход к Балтийскому морю.

В ее состав вошли Ингерманландия, часть Карелии, Эстляндия и Лифляндия вместе с Ревелем, а также острова Эзель и Даго (современные названия Сааремаа и Хийумаа – прим. Baltnews), которые составляли большую часть Моонзундского архипелага. За Прибалтику Россия выплатила фантастическую по тем временам сумму – 2 000 000 талеров. Это составляло примерно 30% годового бюджета государства.

Для чего Петр I платил за территории, которые итак находились под его контролем? Вероятно, дело в том, что Лифляндия до 1629 года входила в состав Речи Посполитой, и последняя продолжала на нее претендовать. Однако король Польши Август II в 1706 году вышел из войны, совершив недружественный по отношению к России жест. Вполне возможно, Петр отдавал Шведам деньги для того чтобы, окончательно закрепить новые территории за Россией.

После победы в Северной войне Россия вошла в число ведущих европейских держав и существенно увеличила свое влияние на континенте. Выход к морю способствовал экономическому развитию страны. В 1721 году была Петр I принял от сенаторов титул Великого, Отца Отечества и Императора Всероссийского.

Для Швеции итоги вооруженного конфликта были гораздо более печальными. С 1700 по 1718 года население скандинавской страны сократилось с 1 200 000 до примерно 700 000 человек, то есть почти вдвое. Торговый флот королевства в 1697 насчитывал 775 судов, в 1718 году – 209 кораблей. Экономика была в упадке.

Сегодня в Латвии и Эстонии не любят вспоминать о том, что территории были в свое время куплены Петром I. В приоритете – борьба с любым напоминаем об общей с Россией истории. Рига и Таллин пошли по неверному пути.

Когда-то они были воротами России в Европу, а теперь стали ее окраиной и плацдармом для войск Североатлантического альянса. При этом они с удовольствием пользуются населением, которое им досталось от Российской империи и СССР.

Историю Северную войны надо особенно усердно изучать балтийским и украинским политикам, которые уповают на бесконечную поддержку Великобритании и Соединенные Штатов. Как только их использование в качестве антироссийского тарана перестанет быть выгодным, о них просто забудут и возобновят сотрудничество с Москвой.

Так было в XVIII веке. Так будет и в наши дни.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме