На Западе любят делать вид, что благодаря его усилиям Россия отрезана от всего остального мира и находится в изоляции, которая отбрасывает страну на десятки, если не сотни лет назад. Но реальность такова, что российский бизнес присутствует во многих странах. Особенно сильно укрепились нефтегазовые компании РФ.
Они работают на зарубежных рынках не только как поставщики сырья. Российский бизнес реализует проекты в сфере разведки и разработки месторождений углеводородов на суше и на континентальном шельфе. А "Росатом" вообще практически не имеет аналогов в мире (по крайней мере, таких же успешных). Услугами этой компании пользуются даже некоторые западные страны.
Российский нефтегаз – первый среди равных
Несмотря на все ограничительные меры и вторичные санкции, создавать совместные с РФ нефтяные и газовые проекты по-прежнему выгодно и сулит высокий уровень рентабельности. Также не стоит забывать и тот факт, что Россия в некоторых сферах обладает уникальными технологиями.
Самый яркий пример – "Росатом". Эта компания имеет огромную базу разработок, реализованных проектов, передовых технологий. В отличие от своих западных коллег, специалисты "Росатома" уже успешно внедряют малые модульные реакторы, хотя в США и Европе речь пока идет только о прототипах.
Портфель зарубежных заказов этой компании на данный момент включает 33 блока на разных стадиях реализации. Пожалуй, самые значимые из них это:
- строящаяся АЭС "Аккую" в провинции Мерсин, которую в Турции называют, ни много ни мало, самой современной и безопасной атомной электростанцией в мире;
- возведение АЭС "Пакш-2" в Венгрии (лицензия на строительство такого типа энергоблоков была впервые выдана на территории);
- Белорусская АЭС, которая стала первой в истории страны атомной электростанцией.
Несмотря на то, что российская компания "Газпром" стала почти синонимом санкционного (и террористического) давления, продолжают реализовываться проекты "Голубой поток" и "Турецкий поток". Если же говорить о "Газпром нефти", то ее крупнейший зарубежный актив – энергетическая компания "Нефтяная индустрия Сербии". Ей принадлежат 56,15% этой компании. Но это далеко не все зарубежные проекты "Газпром нефти". Среди наиболее заметных:
- проект освоения месторождения Бадра в Ираке (доля 30%) совместно с корейской Kogas (22,5%), малайзийской Petronas (15%), турецкой ТРАО (7,5%) и Иракской геологоразведочной компании (Oil Exploration Company, OEC, 25%);
- с 2009 года "Газпром нефть" владеет заводом по производству масел и смазок в Италии;
- еще одно производство смазочных материалов этой компании расположено в Сингапуре.
Реализует проекты в странах ближнего зарубежья и "ЛУКОЙЛ". Так, в Азербайджане при участии этой компании разрабатывается газоконденсатное месторождение "Шах-Дениз" площадью 860 кв. км. В Узбекистане "ЛУКОЙЛ" участвует в разработке месторождений Кандымской группы (газоперерабатывающий комплекс мощностью 8 млрд куб. м газа в год), а также в проекте Гиссар (на контрактной территории расположено 7 месторождений).
В Казахстане "ЛУКОЙЛ" входит в операционный консорциум по месторождениям Карачаганак (одно из крупнейших нефтегазоконденсатных месторождений в мире) и Тенгиз. Также у России и Казахстана существует уникальный проект – Каспийский Трубопроводный Консорциум. Это единственный частный магистральный трубопровод на территории этих государств. Маршрут пролегает от месторождения Тенгиз до Новороссийска (Ростовская область).
Это доказывает, что несмотря на рекордное количество санкций, партнеров у России хватает не только в торговле, но и в области развития инфраструктурных проектов. Конечно, далеко не со всеми соседями и другими партнерами отношения развиваются идеально. Но перспективы есть во многих направлениях.
Как рассказал в беседе с Baltnews политолог Андрей Максимов, у России неплохие отношения со странами Африки и Латинской Америки. Там перспективы достаточно хорошие, в отличие, кстати, от Азии, которая вызывает некоторые сомнения.
В Индии сейчас проходят парламентские выборы и активно работают западные спецслужбы, которые манипулируют политическим классом этой страны, чтобы ограничить ее солидарность с РФ, хотя реальных альтернатив у Нью-Дели не прослеживается. С другими странами БРИКС тоже ситуация неоднозначная. В ЮАР близятся парламентские выборы, и здесь ситуация гораздо серьезнее, чем в Индии. Демократический альянс напрямую завязан и на Европу, и на США, а также очень давит на партию Африканский национальный конгресс по теме коррупции.
"Традиционная атака Запада на своих политических оппонентов – действия различных некоммерческих организаций, провоцирующих антикоррупционные движения. В конечном счете они пытаются влиять на политические структуры. Такие организации есть и в Индии, и в ЮАР и, разумеется, в странах ближнего зарубежья. В Армении пытаются ослабить влияние Евразийского экономического сообщества, но эта страна не принципиальна для России. У Москвы есть более перспективный партнер в виде Ирана. И даже если Армения пожелает сменить союзников на европейских, это особо ни на что не повлияет", – заметил Максимов.
"Киргизия тоже достаточно стабильна. Узбекистан является перспективным для РФ партнером. В Казахстане есть проблемы, так как эта страна пустила к себе большие объемы иностранных инвестиций, а все они даются под условие о вмешательстве в политическую жизнь. Естественно, действовать эти "инвесторы" будут не в интересах Казахстана и уж точно не в пользу его сотрудничества с Россией. Но несмотря на все проблемы, Астана понимает, что стабильные отношения с Москвой и Пекином в интересах экономического роста и политической стабильности. И если выбирать между Британией и Китаем с Россией, Казахстан выберет второй вариант", – добавил он.
Андрей Максимов также напомнил, что Турция будет какое-то время нестабильна после муниципальных выборов. Республиканская народная партия (РНП) одержала мощную победу над партией Эрдогана. Сейчас они будут пытаться добиться досрочных выборов и если не переизбрания, то каких-нибудь уступок от президента. И здесь тоже присутствует неустойчивость, поскольку РНП являются союзниками глобальной финансовой трансатлантической системы и финансируются из-за рубежа. Вряд ли их действия будут идти на поддержание суверенитета Турции и дружеских отношений с Россией.
Не энергетикой единой
Конечно, основное направление зарубежных проектов российских компаний – нефтегазовая сфера. Но все же стоит развенчать миф о стране-бензоколонке. С участием РФ реализуются и проекты, не связанные с энергетикой.
Так, достаточно большим зарубежным портфелем обладает компания РЖД. Она принимает участие в электрификации 495-километрового участка железной дороги в Иране, а также на Кубе и в Сербии. Продолжается работа по управлению железными дорогами в Монголии и Армении.
Не стоит забывать и о еще одном очень важном направлении, в котором с РФ продолжают сотрудничать даже с западными странами – космические технологии. Здесь есть целая история сотрудничества с Китаем, США, Европейскими странами.
Также за последние десять лет активно развивается российско-белорусское сотрудничество, направленное на создание базовых элементов и составных частей космических систем, разработку и использование космических технологий. В рамках сотрудничества РФ и РБ работает совместная наземная инфраструктура управления белорусским (БКА) и российским ("Канопус-В") космическими аппаратами.
Очень обширные связи у России с Казахстаном благодаря взаимодействию на комплексе "Байконур". Москва арендует этот комплекс и создает условия, при которых он остается самым востребованным космодромом мира.
Но не стоит забывать, что в странах, которые продолжают поддерживать хорошие отношения с РФ, развиваются только высокотехнологичные объекты. Российские компании могут участвовать в проектах по строительству жилой недвижимости, городской инфраструктуры, образовательных проектах и прочее.
"Есть хорошие перспективы в работе по целому ряду отраслей в Белоруссии. В этой стране весьма благоприятный климат для российских инвесторов и образования совместных предприятий. Прибалтика абсолютно закрыта для сотрудничества. Там сейчас, вполне вероятно, повторится сценарий с Украиной, где у ряда российских олигархов вдруг обнаружился бизнес, но в должной мере вернуть они его не смогли. Это же касается и отдельных личностей, которые инвестировали в недвижимость или какие-либо проекты в Литве, Эстонии, Латвии", – рассказал для Baltnews директор Института нового общества Василий Колташов.
Что же касается среднеазиатских республик, то, по мнению эксперта, ситуация двоякая. Россия активно инвестирует в Узбекистан и Казахстан, где все это приветствуется местными властями. Это же происходит и в Таджикистане, хотя и не без сложностей. С Киргизией, учитывая постоянную политическую нестабильность, все трудно.
"Проблема в том, что никто не знает, что случится с этими странами завтра. В среднеазиатских республиках большую роль в разных отраслях, особенно в нефтегазовой, играют компании из США и Великобритании. Отчасти это касается и Азербайджана, который вроде как сегодня нейтрален к Москве, но нет гарантий, что он изменит свое мнение в скором времени. При этом все смотрят на то, чем кончится СВО. Если Россия добьется поставленных перед собой целей, то инвестиции в средней Азии и вообще проекты в странах ближнего зарубежья для России будут точно в безопасности. Пока этого не случилось, отношения в подвешенном состоянии", – объяснил Василий Колташев.
Он напомнил, что уже сейчас есть проблемы в ряде постсоветских стран с платежной картой "Мир". Казахстан вроде как официально санкции не соблюдает, но де-факто нарушить их принципы по отношению к Москве тоже не спешит. Взять в пример те же условия по отказу услуг местных банков (из-за чего приходится российским компаниям осуществлять платежи через финансовые организации в РФ).
"В целом, я бы сказал, что почва для инвестирования российскими компаниями в различные проекты ближнего зарубежья есть. Потенциал хороший, и ряд корпораций (особенно "Росатом") этим уже пользуется. Но такая почва в каком-то смысле – "сколький пол". Когда СВО закончится и Москва добьется своего, стоять инвесторам на таком "полу" будет намного комфортнее, чем сейчас, – резюмировал экономист.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.