Перезапуск "Северного потока–2": кто нажмет на кнопку

Строительство газопровода "Северный поток-2" в Германии
© Sputnik / Дмитрий Лельчук

Дарья Калмык

Тема: Европа без российского газа

Технически трубопровод готов к запуску, но возобновлению поставок мешают политика и борьба интересов России, США и ЕС. Как американцы могут обойти запреты, почему Германия против, а Трамп – за, и при чем здесь конкуренция за азиатский СПГ, Baltnews рассказали эксперты.

Европейские таблоиды бьют тревогу: Россия и США уже несколько недель ведут переговоры о запуске газопровода "Северный поток–2". Власти Германии разрабатывают противодействующие меры, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков отказался комментировать ситуацию, а спецпосланник президента США по особым поручениям Ричард Гренелл, который якобы уже несколько раз приезжал в Швейцарию на переговоры, отрицает свое участие.

Действительно ли это просто слухи, или не бывает дыма без огня? Попробуем разобраться.

Для начала подробнее о проекте: "Северный поток–2" – третья и четвертая нитки газопровода из России в Германию, проложенные по дну Балтийского моря параллельно двум первым ниткам "Северного потока" и идущие в обход транзитных стран: Украины, Белоруссии, Польши и других восточноевропейских государств.

Строительство "Северного потока–2" стартовало в 2018 году, прерываясь из-за санкций Трампа, который сейчас, напротив, выразил интерес в реализации проекта. Газопровод был построен к декабрю 2021 года, в него осуществлялась техническая закачка газа.

Планировалось, что его пропускная способность составит 55 млрд куб. м газа в год. Однако немецкие регулирующие органы так и не дали разрешение на его ввод в эксплуатацию.

Ночью 26 сентября 2022 года на маршрутах залегания трубопроводов зафиксировали два взрыва. В тот же день в Германии заявили, что трубы газопровода могут навсегда стать непригодными для использования.

Тогда вину за диверсию возложили на неизвестного украинца, якобы не связанного с правительством Зеленского, а Совет Безопасности ООН так и не поддержал резолюцию о международном расследовании диверсий на "Северных потоках", инициаторами которой были Россия и Китай.

И вот теперь спустя два с половиной года стали одна за одной появляться новости о том, что РФ и США собираются возродить проект "Северный поток–2".

Американские и европейские СМИ утверждают, что газопровод будут контролировать компании Штатов, а непосредственно перезапуском будет заниматься германский предприниматель Маттиас Варнинг, бывший руководитель швейцарской компании Nord Stream 2, которая должна была стать оператором проекта.

Как заявляют европейские издания, в Швейцарии уже несколько дней Россия и США ведут тайные переговоры, на которые Германию не позвали. Насколько это достоверная информация – пока неизвестно, ведь никаких официальных заявлений со стороны заинтересованных стран не было. Каковы шансы на возрождение проекта?

Подробнее о проекте "Северный поток–2", перспективах его возобновления и заинтересованных сторонах Baltnews рассказал главный редактор издания "Геоэнергетика ИНФО" Борис Марцинкевич.

– Многие СМИ, особенно европейские, загудели о том, что Штаты якобы готовят возобновление проекта "Северный поток–2", договариваются с Россией. Россия это опровергает, в Германии об этом тоже не слышали. Действительно ли есть шанс на возобновление проекта, чем это может быть выгодно США, и будут ли вообще просить у Германии разрешение?

– Напоминаю, что одна труба цела, одна взорвана. Оператором является швейцарская компания Nord Stream 2 AG. Ее единственный акционер – "Газпром".

После взрыва и отказа Германии выдать лицензию на деятельность работа компании Nord Stream 2 AG была приостановлена. Остались задолженности перед всевозможными поставщиками – теми компаниями, которые оказывали услуги, и теми, кто инвестировал. В их числе пять европейских компаний. Разумеется, как в любой стране, компания заявила, что она прекратила деятельность из-за долгов. Что делать? Можно проводить банкротное производство.

По законам Швейцарии, это должно было произойти через полгода после объявления о приостановке деятельности, но было перенесено три раза. Новый срок – 9 мая. До 9 мая Nord Stream 2 AG должна продемонстрировать платежки в адрес мелких поставщиков.

Nord Stream 2 AG находится под американскими санкциями, но не европейскими. Известно, что еще в январе этого года американский предприниматель [Стивен] Линч подал прошение в Министерство финансов с тем, чтобы ему было разрешено участвовать в банкротном производстве, когда оно начнется. Ответа пока нет. 

Линч известен тем, что он работал в России и участвовал во всех делах, связанных с ЮКОСом: покупал и продавал. Серьезный спекулянт с серьезными деньгами, но обстановку в России понимает. Еще в октябре он был плательщиком в избирательный фонд мистера Трампа, поэтому есть надежда на то, что Минфин даст ему положительный ответ.

Что нам еще известно? Правительство Дании положительно ответило на запрос компании "Газпром" о возможности провести консервационные работы на всех взорванных трубах. Разрешение получено.

Упоминается также фамилия Варнинга, которого называют шпионом. Маттиас Варинг – генеральный директор компании Nord Stream 2 AG и бывший генеральный директор Nord Stream AG, которая управляет "Северным потоком". Его предпринимательская деятельность находится под санкциями США. То есть консультироваться с ним можно.

Почему его называют шпионом, мне понять сложно. Ему приписывают некие связи с подполковником КГБ Владимиром Путиным, который работал в Дрездене, хотя ни подтверждений, ни отрицаний от обоих мы не слышали. А слухи распространять никто не запрещал.

Теперь предположим, что мистер Линч пошел на банкротное производство, приобрел эту компанию, пошел на какие-то соглашения по расчетам с пятью компаниями, которые вложили по 950 млн евро на строительство трубопровода.

Одна труба "Северного потока–2" в полной технической исправности. Лицензирование не было предоставлено правительством Германии в связи с тем, что в 2019 году произошли изменения в тексте третьего энергопакета. И анбандлинг, то есть владелец трубы, не может прокачивать более 50% своего газа, другую половину надо резервировать. До 2019 года это касалось только трубопроводов внутри ЕС, а в 2019 правило распространили и на входящие.

В том случае, если владельцем становится мистер Линч, который никакого отношения к газу не имеет, значит, положение третьего энергопакета будет выполнено на все 100%. В этом случае первая труба начинает работать. Разумеется, после того, как будут найдены покупатели на этот газ.

Эти покупатели могут покупать газ напрямую у "Газпрома", выполняя положение указа Владимира Путина от 31 марта 2022 года – газ за рубли. Отправка газа осуществляется только после того, как рубли оказываются на счету "Газпромбанка" в России, с тем, чтобы их нельзя было конфисковать. В этом случае "Газпром" поставляет газ по не принадлежащей ему трубе, соответственно, третий энергопакет тоже не нарушен.

Линч, соответственно, получает деньги за транзитные услуги, которые может направить либо на погашение долгов по результатам этого банкротного производства, либо на то, чтобы отремонтировать вторую трубу.

Еще один вариант: покупателем газа становится некая американская компания "Линч–2". Она имеет право купить российский газ, если соблюдает указ "газ за рубли", а "Газпром" имеет право подписать контракт с привязкой цены газа к нефтяной корзине. Ровно так мы поставляем газ в Китай. 

Более того, эта компания "Линч–2" в строгом соответствии с действующим в Европе законодательством может торговать газом на основании биржевых цен TTF. В таком случае компания "Линч–2" имеет право поставлять газ тому, кого она больше любит. То есть вы ведете себя хорошо – у вас есть газ, можем даже скидку предоставить. Вы ведете себя плохо, хулиганов каких-то таких любите, тогда у нас для вас газа нет.

В этом случае в Европу начинает поступать американский трубопроводный газ. Чуточку меняется баланс торговли между Европой и США, мистер Трамп громогласно заявляет, что заставил Европу покупать американский газ. В этом случае что происходит на газовом рынке самих США? Газ с их территорий никуда не уходит, но в торговле он есть. Если у них газ не уходит с территории, цена не поднимается.

Что касается нас, сегодня поставки по "Северному потоку–2" равны нулю. Если нам приходят рубли, зарабатывает "Газпром", зарабатывает бюджет. Вроде бы все в порядке. Но возникает проблема: в том случае, если для того, чтобы удовлетворить спрос в Европе, не надо везти СПГ из США, то у Соединенных Штатов полностью развязаны руки, и весь СПГ они могут направлять в Юго-Восточную Азию. А это уже конкурентная борьба с Россией.

– Получается, пока нам не особо выгодно идти на какие-либо соглашения с американцами?

– С одной стороны, нам сиюминутно выгодно, потому что мы получим дополнительный приток рублей. С другой стороны, будет конкуренция в Юго-Восточной Азии по СПГ.

– Могут ли Штаты хотеть сначала добиться мира на Украине, а уже потом заходить в какие-либо проекты?

– Украины это вообще не касается. Тем более, что шоу в Белом доме у мистера Трампа полностью развязаны руки. Он может ужесточить санкции против России, а может их вообще снять. Может забыть про Европу, заняться какими-то совместными проектами, газ с нефтью, например, вместе добывать. В том же Эр-Рияде точно Украину обсуждали? За столом собрались люди, держащие контрольный пакет мировой добычи нефти. Обо всем остальном пусть думают политологи.

Между Россией, США и Европой

Разговоры о возобновлении проекта "Северный поток–2" зародились не просто так. Однако что может ему помешать?

Весной прошлого года президент России Владимир Путин сказал, что "Северный поток–2" можно перезапустить одним нажатием кнопки.

"До сих пор существует одна нитка по дну Балтийского моря. Что стоит немецким властям просто кнопку нажать – и все пошло. Но они не делают этого. По политическим соображениям", – заявил Путин.

Как известно, Германия и сейчас не горит желанием перезапускать проект и разрабатывает план противодействия.

Изменится ли ситуация, и какие еще препятствия стоят на пути возрождения "Северного потока–2", Baltnews рассказал заместитель гендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов.

– Может ли возобновиться проект "Северный поток–2"? Какие могут быть препятствия?

– Проект сейчас находится в довольно странном состоянии. Один из двух трубопроводов, которые образуют "Северный поток–2", взорван. Второй трубопровод цел, и запустить его чисто теоретически можно. Однако для этого нужно сразу несколько обстоятельств.

Первое – необходимо получить разрешение от европейских властей. И в первую очередь от властей Германии. Формально, если газопровод отойдет какому-то иностранному, а не российскому инвестору, каких-то причин, которые помешали бы выдать разрешение на эксплуатацию "Северного потока–2", не будет. Однако не будет их только если мы говорим про положение третьего энергопакета, который требует, чтобы собственник газа не владел транспортной инфраструктурой. 

Ну, а если уж владеет, то будь любезен резервировать не менее 50% мощности в своей трубе для альтернативных поставщиков. А то вдруг ты тут еще монополизируешь наш бедный, несчастный, маленький европейский рынок.

Если труба будет принадлежать не "Газпрому", то теоретически третий энергопакет будет удовлетворен, все его положения будут соблюдаться. Однако все-таки по этой трубе пойдет российский газ. В Европе есть ряд положений, принятых после 2022 года, которые хоть и не носят обязывающий характер, но все же затрагивают тему поставок энергоносителей из России. 

В частности, в рамках одного из этих документов требуется прекратить покупку ископаемого топлива в России к 2027 году. Немецкие власти могут сослаться на этот документ и сказать, что не могут выдать разрешение, если по этому газопроводу пойдет российский газ, а ведь они все против зависимости от России.

Если резюмировать, немецкие власти не расположены к российским газопроводам и могут найти формальные причины для того, чтобы или замедлить выдачу разрешения, или просто не выдать его, несмотря на структуру собственности.

Кроме того, есть ряд еще вопросов, на которые неплохо было бы получить ответ. Например, как быть с теми судебными решениями, по которым "Газпром" должен несколько миллиардов евро ряду европейских компаний. Эти судебные решения волшебным образом будут отменены или эти компании попытаются завладеть газом в счет долга "Газпрома" перед ними, который будет прокачиваться по "Северному потоку–2".

Также есть ряд санкционных ограничений, которые касаются эксплуатации "Северного потока–2", российского бизнеса в целом, возможности оплаты за газ.

– Могут ли США, если предприятие действительно выгодно для них, как-то вмешаться? Если да, то как?

– Лично я вижу в ажиотаже вокруг "Северного потока–2" какие-то игрища со стороны Дональда Трампа и политическую составляющую, которая не в полной мере соответствует теме, обсуждаемой сейчас в СМИ. Например, когда мы читали, что некий американский инвестор по фамилии Линч заинтересован в покупке "Северного потока–2".

Сама по себе покупка этого газопровода и его дальнейшая эксплуатация сопряжена с большим количеством вопросов, на которые стоило бы ответить, и у меня возникает несколько скептическое отношение к тому, что мы в принципе можем увидеть запуск этого газопровода, даже если у трубы появится новый собственник.  

Как можно заметить, прогнозы касательно запуска проекта "Северный поток–2" существуют разные – от самых оптимистичных до самых пессимистичных.

Что известно на данный момент? Самый большой шанс на жизнь проекту дает покупка трубопровода иностранным лицом или компанией. Если это будет американская компания, дальше дело станет за договоренностями между США и Россией, которые также включают в себя некоторые нюансы. Не будет ли сделка в большей мере выгодна Штатам, чем РФ? Большой вопрос. А если предположить, что обсуждение этого вопроса войдет в переговоры по Украине, тогда все становится еще интереснее.

Куда интереснее только последняя, но не менее важная инстанция – Германия и ЕС. На днях официальный представитель правительства ФРГ Штеффен Хебештрайт заявил, что Германия не планирует налаживать поставки природного газа из России и восстанавливать газопровод "Северный поток–2".

Однако при этом Европа стала уверенно расходовать запасы газа из хранилищ, а ЕК, как отмечает Bloomberg, отложила план окончательного поэтапного отказа от российского ископаемого топлива, публикация которого была запланирована на 26 марта.

Готовятся к возможному притоку газа? Вполне возможно. И есть большая вероятность, что он будет российским.

В конечном счете, если вопрос о запуске проекта "Северный поток–2" встанет между Россией и США, вторые явно найдут способ "убедить" несогласных. Если они действительно являются таковыми, а не просто продолжают играть роль гордого европейского демократа.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме