Европа должна вступить в гонку вооружений и выиграть ее, заявил премьер-министр Польши Дональд Туск на недавно прошедшем саммите ЕС. По его мнению, Россия проиграет эту гонку.
Призыв не менее воинственный, чем недавнее выступление президента Франции Эммануэля Макрона, который предлагал усилить обороноспособность Пятой республики и вообще всей Европы, предоставив ей свой "ядерный зонтик".
У стран Евросоюза, тем временем, большие проблемы в экономике. Промышленность уже который год подряд уменьшает объемы производства и вывозит предприятия в США и Азию, население тратит все больше средств на коммунальные услуги из-за дорогих энергоносителей, проблема с растущими расходами на мигрантов и даже близко не решена, началась де-факто торговая война с Соединенными Штатами.
И на фоне всего этого, когда уровень жизни в еврозоне устойчиво снижается, политики хотят тратить все больше на милитаризацию региона и военные поставки для Украины. Зачем Европа добровольно втягивает себя в гонку вооружений, причем даже когда США выходят из этого противостояния?
Новая политика ЕС без американских денег
Конфликт на Украине, новый подход американской администрации к Европе и гонка вооружений – вот ключевые вызовы, по мнению премьер-министра Польши, с которыми Европа должна сегодня разбираться. Не мир на Украине, который спасет десятки тысяч жизней, не прекращение трат миллиардов евро на бездонный кошелек Владимира Зеленского и его команды, и даже не нормализация отношений с Россией, чье дешевое сырье было столпом успешности европейской экономики. Вовсе нет! Евросоюзу нужна гонка вооружений.
Во Франции министры уже поддерживают эти призывы, активно раскручивая тему больших трат на оборонку страны, к которой недавно призвал Эммануэль Макрон. 6 марта министр обороны Себастьен Лекорню заявил, что армия могла бы достичь приемлемого уровня при бюджете около 90 млрд евро в год. Для сравнения, сейчас траты составляют 50,5 млрд евро в год.
Откуда у Парижа возьмутся на это деньги? Глава Минобороны уверен, что это вообще не проблема. По его мнению, можно использовать средства союзников по Евросоюзу, которые способны "скинуться" на техническое перевооружение "самой мощной армии в современной Европе". Ну, еще и за счет сбережений французов.

Что он подразумевал, говоря о последнем? Может, целевые займы, а может, еще что-то. Это все мелочи. Главное – это Россия, которая вот-вот нападет на Париж. Вы только дайте денег всей Францией и другими странами ЕС на гонку вооружений.
В беседе с Baltnews вице-президент Российской ассоциации политических консультантов (РАПК) Андрей Максимов отметил, что Европа таким образом пытается создать силовой инструмент влияния на глобальную политику, для чего нужна серьезная военная сила. У той же Франции сейчас проблемы в Африке, где она не может исправить ситуацию ни экономическим, ни военным путем. У Парижа армия слишком слаба, и он хотел бы это изменить.
"Но проблема в том, что у страны ЕС сейчас не то положение, чтобы ради милитаризации обрушивать уровень жизни, который и так падает. Для восточноевропейских государств в таком случае вообще падает целесообразность нахождения в Евросоюзе. Это видно в том числе и на примере Польши, которая пришла в него ради роста уровня жизни, а не ради больших трат на оборону.
При этом все прекрасно понимают, что на самом деле России не нужна Европа, разве что она сама не нападет на Москву. У РФ и своих территорий хватает. Более того, ей даже европейский рынок уже не особо нужен. Москва, пусть и не сразу, но все же переориентировала свои торговые потоки на юг и восток. Она отлично себя чувствует, поскольку нашла необходимых поставщиков и рынки сбыта. А вот Европа лишилась доступа к дешевой энергии, сырью и выгодному рынку сбыта", – сказал эксперт.
Максимов подчеркнул, что США такая добровольная милитаризация Европы очень выгодна в экономическом плане. Такой процесс в любом случае подрывает экономические основы еврозоны. Политические элиты в США осознали, что американская высокотехнологичная продукция на мировом рынке конкурирует не только с товарами из Китая, но и из Евросоюза. Теперь же, когда ЕС сам ради противостояния с Россией наносит ущерб своей промышленности, его продукция проигрывает конкуренцию американцам, США остается заниматься теперь только Китаем.
Где США сэкономят, Европа потратит
Даже не будучи экономистом, простой обыватель в Евросоюзе отлично понимает, что гонка вооружений, о которой говорит польский премьер-министр, и милитаризация, к которой призывает Макрон – это большие траты. Уровень жизни они не поднимут, Россию не отпугнут, тем более что ей Европа и неинтересна. Понимают ли это европейские политические элиты, находящиеся у власти? Конечно! Почему тогда не откажутся от этой затеи, ведь экономике еврозоны это принесет лишь убытки? Тут надо посмотреть не только на внешнюю, но и внутреннюю политику Евросоюза за последние годы.
Энергопереход, если убрать сомнительные с научной точки зрения призывы к "зеленой" генерации, является экономически выгодным для ЕС? Нет. Ветрогенерация, к примеру, в Германии сделала электричество в стране дешевле? Нет. С 2019 года, как раз когда инвестиции в эту отрасль стали расти пугающими темпами, ценник постоянно шел вверх.

Да, сыграли роль теракты на "Северных потоках", которые лишили ФРГ больших объемов российского газа, и последней пришлось быстро заменять его сжиженным газом по большей цене на спотовом рынке. Но еще до этого, в середине 2022-го, федеральная ассоциация немецкой промышленности BDI заявила, что более 90% компаний в Германии считают рост цен на энергию и сырье большой проблемой. Но на графике видно, что цена энергии начала ползти вверх задолго до 2022-го.
Изюминка в том, что стоимость энергии для промышленности Германии росла удивительно синхронно с увеличением доли ветро- и солнечной генерации в энергобалансе страны. По сути, предприятия больше всего платили именно за "зеленую" энергию.

Похожая картина наблюдается и в других крупных экономиках Евросоюза, которые тратили немалые суммы на энергопереход. Причем сейчас тратить нужно все больше, даже без увеличения доли возобновляемых источников энергии – просто на поддержание уже существующих мощностей.
Сегодня каждый пятый ветряк в Германии требует замены в ближайшее время (заканчивается нормативный срок работы объекта). Ставить новые "ветряки" – это новый виток больших инвестиций. Но европейские политические элиты это не пугает, ведь они получают колоссальные средства для распила.

В определенном смысле такую же роль играет и милитаризация. Деньги налогоплательщиков тратятся все больше, но уровень жизни падает? Так это все гонка вооружений и милитаризация, которая возникла из-за "злобной России".
Пока Дональд Трамп говорит о необходимости нового договора с Китаем и РФ о сокращении ядерного арсенала, в Европе обладатель атомного оружия – Франция – хочет раздавать его налево и направо. Впрочем, разговоры о ядерном оружии могут так и остаться разговорами, а вот новые контракты на бронетехнику и авиацию вполне возможны. Разумеется, если страны ЕС готовы скинуться на французский ВПК, конечно.
"У этого всего есть экономический смысл. Перевооружение и развитие собственного ВПК – это ресурсы, вложенные в собственную промышленность и соответственно продажи своего оружия, как это хочет сделать Макрон, причем более обширно. Ситуация, которая возникла с приостановкой американской помощи для Украины, дает иллюзию, что можно будет заместить американское оружейное предложение.
Якобы сделать это можно, начав пользоваться деньгами ЕС для того чтобы продавать оружие в зону украинского конфликта. Тут даже речь идет не про гонку вооружений, а про увеличение своей доли на мировом рынке вооружений", – рассказал в комментарии для Baltnews независимый политолог Александр Асафов.
По сути, вскоре в Европе может начаться драка между странами за право вооружать ЕС на деньги Евросоюза (раз уж американцы ушли). Бизнес это прибыльный. А то, что уровень жизни упадет и бюджеты государств ЕС будут обнаруживать все большие дыры – вину за все это можно переложить на Россию. Украина при всем этом остается на втором плане.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.