"Слон и Дракон" объединяются: Запад теряет влияние в Азии

Премьер-министр Индии Нарендра Моди, президент России Владимир Путин, председатель КНР Си Цзиньпин (слева направо) на саммите БРИКС в Казани, 23 октября 2024 г.
© AP Photo / Maxim Shipenkov

Любовь Безродная

Пока Вашингтон грозил всему миру и вводил пошлины, крупнейшие экономики Азии – Китай и Индия – усилили сотрудничество между собой и с Россией.

Москва, Пекин и Нью-Дели предлагают более взвешенный формат взаимодействия в мировой экономике, оставляя США на обочине с уже утратившими эффективность рычагами давления.

ШОС больше не игнорируют на Западе

Долгие годы саммиты ШОС воспринимались на Западе как формальные мероприятия, не оказывающие влияния на реальную расстановку сил в мире. Однако на этой неделе американские и европейские СМИ изменили риторику.

По данным французской прессы, прошедший саммит Шанхайской организации сотрудничества продемонстрировал реальные амбиции России, Китая и Индии по формированию нового мирового порядка – вне влияния США и их союзников.

Следует признать, что Запад сам создал почву для этого процесса. В августе президент США Дональд Трамп ввел 50-процентные пошлины на индийскую продукцию якобы из-за покупки российской нефти. Очевидно, что это был лишь предлог: другие страны, закупающие сырье у РФ, Вашингтон не наказывал.

Одновременно торговые войны снизили товарооборот между США и Китаем до минимума за последние 19 лет. На этом фоне к 2026 году товарооборот между Россией и Китаем может превзойти показатель двусторонней торговли между США и КНР.

Пока Дональд Трамп делает очередные громкие, но пустые заявления, Китай, Индия и Россия на практике выстраивают новую логистику торговли углеводородами, переходят на расчеты в национальных валютах и расширяют взаимодействие со странами Глобального Юга.

Рост торговли в рамках ШОС

Британские издания Reuters и The Times справедливо указывают, что администрация Трампа нанесла серьезный удар по десятилетиям выстраиваемых отношений с Индией – страной, которую США рассматривали как противовес Китаю в регионе. Вашингтон традиционно играл на противоречиях между Пекином и Нью-Дели.

Однако пошлины и жесткая риторика со стороны США подтолкнули Индию к сближению с Китаем. Примечательно, что премьер-министр Индии Нарендра Моди впервые за шесть лет посетил КНР после приграничного конфликта в Гималаях. Причем визит оказался содержательным: перед телекамерами Моди заявил, что "Дракон и Слон должны объединиться" – фраза, которая еще недавно звучала бы фантастически.

Уже есть конкретные результаты:

  • возобновлено прямое авиасообщение между странами,
  • сняты отдельные экспортные ограничения Китая,
  • создана рабочая группа по демаркации границ.

Россия также получает новые возможности. Китаю и Индии объективно выгоднее закупать сырье в РФ, расширять товарооборот и инвестировать в совместные проекты – не только в нефтегазовой сфере.

Так, в 2024 году товарооборот между Россией и Китаем достиг рекордных 244,8 млрд долл. (против 110,7 млрд долл. в 2019-м). С Индией – рост еще более стремительный: с 11 млрд долл. в 2019 году до 70,6 млрд долл. в 2024-м. Москва и Нью-Дели ожидают достижения планки в 100 млрд долл. в ближайшие годы.

В то же время товарооборот между США и Китаем продолжает падать. По данным Главного таможенного управления КНР, в январе-июле 2025 года он сократился на 12% в годовом выражении – до 337,3 млрд долл. Таким темпом Китай и Россия вполне могут обогнать США в этом показателе к концу 2026 года.

Диверсификация и взаимодополняемость

Как отметила в разговоре с Baltnews доцент экономического факультета РУДН, к.э.н. Дарья Соколан, Россия активно диверсифицирует экспорт в Китай. Помимо энергоресурсов, растет поставка сельхоз- и продовольственной продукции: рыбы, растительного масла, кондитерских изделий, молочной продукции. Быстро увеличивается экспорт алюминия.

"Россия может расширить импорт высокотехнологичной продукции, электротехники и полупроводников из Китая. Однако учитывая замедление темпов экономического роста в РФ, основной рост товарооборота, скорее всего, будет обеспечен за счет экспорта из России. Китай на фоне напряженности в отношениях с США все активнее развивает связи в рамках БРИКС, ШОС и "Шелкового пути". Это открывает широкие перспективы для сотрудничества, включая Индию", – пояснила эксперт.

Ставка на самостоятельность

Ведущий аналитик AMarkets Игорь Расторгуев подчеркивает высокую степень взаимодополняемости экономик РФ и КНР: Россия поставляет сырье и продовольствие, Китай – технику, электронику и потребительские товары. Обе стороны наращивают расчеты в национальных валютах, снижая зависимость от внешнего давления.

"Среди перспективных направлений – совместные проекты в машиностроении, химической промышленности, логистике. Россия развивает инфраструктуру Дальнего Востока и Севморпути, что открывает новые возможности для торговли с Китаем и странами Азии.

Снижение товарооборота США и КНР делает ШОС и БРИКС особенно привлекательными для Китая. Россия здесь – ключевой партнер и транзитное звено. Это создает условия для развития региональной системы взаимодополняющих поставок", – отметил эксперт в разговоре с Baltnews.

От слов к действиям

На саммите ШОС председатель КНР Си Цзиньпин призвал к отказу от "менталитета холодной войны". В условиях давления со стороны Запада этот посыл был позитивно воспринят в России и Индии. К инициативе присоединились и многие страны Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии, за исключением ближайших союзников США.

На саммите было рекордное количество участников – от Саудовской Аравии и Турции до Вьетнама, Египта и Малайзии. Предложения по отказу от модели, в которой "один решает – остальные подчиняются", находят поддержку на фоне того, что США предлагают в основном лишь пошлины, угрозы и ультиматумы, даже в отношении союзников.

Пока "Газпром" и CNPC подписывают меморандум по проекту "Сила Сибири – 2", а Индия восстанавливает авиасообщение с КНР, страны Глобального Юга расширяют товарооборот. На этом фоне инструменты давления США стремительно теряют силу.

По словам декана факультета финансовой экономики МГИМО, д.э.н., автора Telegram-канала IG Energy Игбала Гулиева, США оказываются в ситуации, где их традиционные рычаги воздействия не работают.

"Страны ШОС выстраивают альтернативные маршруты поставок, создают собственные юридические и финансовые механизмы расчетов. Попытки давления в форме санкций обернулись для США потерей влияния и усилением многополярных тенденций.

Вашингтон уже не может эффективно влиять на торговлю нефтью между Россией, Китаем и Индией. Пошлины и "потолок" цен доказали свою неэффективность. А применение вторичных санкций грозит дестабилизацией мирового энергетического рынка", – подчеркивает эксперт в разговоре с Baltnews.

Игбал Гулиев добавляет, что удар по ключевым покупателям российского сырья может вызвать дефицит на 4–5 млн баррелей в сутки. Это приведет к росту цен и ударит по потребителям в США и по всей мировой экономике.

"Несмотря на внутренние разногласия и конкуренцию, Россия, Китай и Индия готовы к тактическому сотрудничеству ради своей энергетической безопасности", – резюмирует он.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме