Пожизненный срок в литовской тюрьме отбывает бывший боец Рижского ОМОНа, гражданин РФ Константин Никулин. Его обвиняют в убийстве литовских таможенников на посту "Мядининкай" в 1991 году. Никаких убедительных доказательств его вины не было представлено.
Сам Никулин обращался в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Его дело также рассматривали СПЧ и Совет Европы. О том, какую лепту они внесли в дело спасения Никулина, Baltnews узнал у представителя правозащитной деятельности на условиях анонимности.
"Международные организации говорят одно – все можно. Вы же видите ответы, которые приходят с переводом на эстонский или латышский язык? Да все нормально, русских можно [дискриминировать]. Мы писали во все организации, которые только доступны в Европе. Как только что-то касается Прибалтики, ответ один: с русскими так можно. Контекст наплевательский", – рассказал он.
По его словам, ответы от международных организаций приходят формальные: "Да, случай интересный, вам надо обратиться в местные органы, вы же не использовали все правовые нормы внутри страны". Это бюрократический аппарат, который переваливает вину на другого. Они не хотят ничего делать и не будут. Иллюзия – думать, что если написать в ЕСПЧ, то он сразу свяжется, накажет, и все начнут что-то выполнять".
Источник подчеркнул, что писал в Комитет по правам человека в ООН. Однако ему дали ответ в виде рекомендательного характера. Поэтому он считает, что нет смысла писать подобным организациям – там все сгнило. "Нужна только политическая воля высшего руководства России", – уверен он.
Ранее Baltnews беседовал с членом Совета Федерации Константином Долговым. По его словам, Россия предпринимала все необходимые усилия для освобождения Константина Никулина.
"Все необходимые усилия предпринимались еще с 2011 года, еще когда я был уполномоченным в МИД по правам человека. Мы делали все возможное в рамках различных международных организаций – ОБСЕ, Совета Европы, когда Россия была его участницей", – отметил он.
Долгов добавил, что призывы России оказать влияние на литовские власти остались, к сожалению, без внятной реакции. Однако, несомненно, этот вопрос на международном уровне нужно ставить. На двустороннем уровне Москвой были сделаны все необходимые представления литовским властям.
Напомним, 31 июля 1991 года были расстреляны все работники пункта "Мядининкай" на литовско-белорусской границе. Семь человек (три таможенника, два сотрудника дорожной полиции и два бойца отряда быстрого реагирования) скончались. Один таможенник, Томас Шярнас, получил тяжелое ранение в голову, но остался жив.
В ночь с 30 на 31 июля рижские омоновцы, и Никулин в их числе, действительно были в Литве. Они приехали, чтобы получить новое оружие и амуницию. Ночевали на базе вильнюсского ОМОНа. И это, по сути, единственная "улика", никаких других доказательств участия Никулина в расстреле в Мядининкай нет.
В 2007 году Константин был задержан в автобусном парке Риги, где работал шофером. В 2011 году он был приговорен к пожизненному заключению.
Сам Никулин свою вину не признал. Кроме того, непричастность Константина к этому преступлению, как и то, что оно осталось нераскрытым, в суде убедительно доказала защита.