Процесс приватизации в Латвии начался сразу же с восстановлением независимости де-юре, то есть с 1990 года, вспоминает латвийский журналист Абик Элкин. Поводом для этого послужило официальное одобрение плана завершения приватизации правительством Латвии в ноябре 2022 года, которое прошло "тихо и довольно незаметно".
Историки и экономисты определил характер проводимой приватизации как "децентрализованный".
"Этот первый этап приватизации продолжался вплоть до 1994 года и характеризовался, простите, бардаком и хаосом. Четкой стратегии на тот период не было, лишь понимание, что для перехода от плановой экономики социализма к рыночной экономике необходимо создать частную собственность и уменьшить долю государства в экономике, в производстве. На этом этапе часть ушлых директоров заводов, имея валюту, быстренько "приватизировали" те предприятия, которыми они руководили. При этом бесконтрольно распродавалось имущество (материальные ценности) заводов и фабрик. Те предприятия, которые не располагали финансами для выкупа госпредприятий, были вынуждены ждать "что придумает государство"", – пишет журналист.
В 1994 году кабинет министров Латвии придумал следующее: был принят первый нормативный акт о введении приватизационных сертификатов, в 1995 уже вступил в силу закон о приватизации. Второй этап приватизации принял централизованный характер на основании рекомендации Всемирного банка.
Приватизационные сертификаты можно было не только использовать для получения в собственность той квартиры, в которой проживали еще на основании советских бессрочных договоров, но и для покупки акций приватизируемых предприятий. "Но в этом и состоял "фокус" введенной системы – выданных за годы проживания в Латвии сертификатов ни на какие акции не хватало. Особенно учитывая реальный "курс продаж" сертификатов. Стоит напомнить, что неграждан и здесь дискриминировали – они получили значительно меньше сертификатов, нежели граждане ЛР", – отметил Абик Элкин.
И напомнил, что "номинальная стоимость сертификата составляла 27 латов, при этом реально продать сертификаты можно было только по 50–60 сантимов, а то и дешевле за один сертификат". Посредники скупали сертификаты по этой мизерной цене у людей, попавшие в отчаянное положение безденежья, и уже со своей наценкой продавали их предпринимателям. Те в свою очередь использовали сертификаты для приватизации объектов госсобственности.
Контролировало весь процесс Агентство приватизации, которые "еще в конце 90-х упрекали в том, что оно крайне неудачно провело приватизацию". В отличие от других стран Восточной Европы – Польши, Чехии, Словакии – Латвии не удалось в результате смены формы собственности сохранить стратегически важные предприятия – флагманами советского производства РАФ, ВЭФ, "Альфа" и многие другие.
Таким образом, одна из причин сегодняшнего низкого уровня производственной промышленности в общем объеме ВВП Латвии – это неудачная приватизация 90-х. При этом журналист отметил, что были и объективные причины для банкротства части предприятий советской эпохи, так как они использовали устаревшее оборудование, а из-за развала Союза и отсутствия рынков сбыта не очень конкурентоспособной в Европе продукции лишились сырья и цепочек реализации.
Но часть предприятий – более выгодные – "тихонько прихватизировали". В их число попали пищевые предприятия, портовая и нефтегазовая инфраструктура. "Фактически предприятия, связанные с такими стратегическими сферами, как переработка и производство продуктов питания, транзит и логистика, выжили даже в самые тяжелые 90-е годы и живут по сей день, уже неоднократно сменив собственников и выгодополучателей. Процесс приватизации, начавшийся в 1994 году, позволил государству получить доходов от приватизации объектов госсобственности на 2,69 миллиарда евро. Из них "живыми" деньгами относительно немного – 740 миллионов евро", – отметил журналист.
И подчеркнул, что "при более умелой приватизации можно было и больше государству заработать, а главное – сохранить часть ценных предприятий".
А главное на сегодняшний день в следующем: "через 4 года в процессе приватизации, который уже растянулся на более чем три десятилетия, планируется поставить точку, и неиспользованные сертификаты будут аннулированы".
Оказывается, на специальных счетах у латвийского населения числится еще довольно много сертификатов, которые, в числе прочего, достались в наследство от умерших родственников. Возможно, их владельцы или забыли о них, или даже не знали.