"Осознание отвратительности происходящего и себя в нем
ломает психику и превращает человека в ничтожество". ©
Подавить в человеке желание руководствоваться собственными интересами и мыслить самостоятельно и рационально – не самая простая задача. Особенно, когда представления о жизни "белого человека" не совпадают с тем, что тобою избранные власти реализуют вокруг тебя – в рамках района, города, страны. В итоге твоя некогда более-менее благополучная семья начинает бояться за "завтрашний день".
И что делать, если за 32 года существования твоего государства, условия жизни в нем не улучшаются, даже пусть медленными темпами, а идут строго по наклонной вниз? Но обвинить власть тяжело, ведь они же – свои: не шведы, не поляки, не немцы и даже не русские, а свои – латыши. Почему латыши украли все у латышей, сотни тысяч латышей уехали из "латышской" Латвии, почему большинство заводов и земель проданы нелатышам? Иными словами, почему латыши разваливали и продолжают разваливать "латышскую Латвию" с момента ее становления?
Но если обыватель начнет задаваться подобными вопросами, которые не так давно предложил к размышлению экс-депутат Сейма Алдис Гобземс, то стабильный и успешный развал может закончиться – либо люди массово начнут покидать страну, либо взбунтуются. Однако "латышская натура" не склонна к бунту, так что скорее сбудется первый вариант.
Как отмечал в беседе с Baltnews латвийский политолог Нормунд Гростиньш, жители балтийской страны в 1991 году шли на баррикады, полагая, что Латвия пойдет по скандинавской модели развития – с высоким уровнем жизни и демократии: "Однако с высоты сегодняшнего дня все те идеи, что мы будем как Швеция или хотя бы как Финляндия, за которые люди шли на баррикады, не оправдались", – констатировал Гростиньш.
Сегодня уровень благосостояния в Латвии далек от среднеевропейского. Даже среди стран Балтии в республике самая высокая инфляция и самые дорогие продукты. При этом покупательская способность населения в 2022 году ниже, чем в кризисном 2008 году.
По данным Центрального статистического управления, падение уровня жизни латвийцев, получающих минимальную зарплату, этой осенью составило около 22%. Минимальная зарплата не повышалась с января 2021 года, а среднегодовая инфляция составила 17,3% (в среднем по ЕС – 10,4%).
Это означает снижение и уровня, и качества жизни. По данным ЦСУ, большинство работающих в Латвии зарабатывают меньше средней зарплаты в месяц, а 10% – даже меньше минимальной зарплаты. Прогнозируется, что фундаментальные изменения в структуре покупок и потребления затронут большинство населения.
При этом в Латвии зафиксирована самая низкая рождаемость с момента распада СССР: в ноябре 2022 родилось 1053 ребенка – абсолютный минимум с 1995 года, когда республика возобновила сбор статистических данных обретения независимости.
Как отметил спикер Госдумы РФ Вячеслав Володин, единственное, в чем преуспевают правящие режимы стран Балтии — это русофобия: "...Суверенитет утрачен. Интересы людей игнорируются. Население сократилось в среднем на четверть (в Латвии – на 30,5%, в Литве – на 28,4%, в Эстонии – на 15,4%)".
Латвийское руководство, вероятно, никогда и не стремилось привести страну и ее народ к более-менее достойному существованию. Но правящая элита предусмотрительно пошла по другому пути – они выбрали игру на национальных чувствах людей, подсадив в головы латышей образ врага, ради победы над которым можно пожертвовать всем, в том числе приемлемыми условиями жизни.
С момента распада СССР этническим латышам постепенно внедряли в мозг навязчивую идею о том, что все, абсолютно все беды Латвии были, есть и будут только по одной причине – оккупация, оккупанты и стремление оккупантов вновь оккупировать. Тема оккупации не покидает заголовки латвийских СМИ, на ней строится, ей живет все информационное поле республики.
По мере ухудшения ситуации напор латышских глашатаев усиливался – с начала СВО России на Украине прибалтийская пропаганда раскручивает тему оккупации с таким остервенением, что дело доходит до шизоидного бреда. Но местному населению, по всей видимости, так не кажется.
СВО России разбудила балтийский психдиспансер
Событием года и, наверное, "всей эпохи" для Латвии стал демонтаж памятника Освободителям в Риге в августе прошлого года. Разрушение каждой скульптуры комплекса велось в прямом эфире Латвийского телевидения. А на фоне уже разрушенной стелы латышские нацпатриоты, на которых лучше всего подействовало "оккупационное чипирование", выпили шампанское и залили видео мероприятия в соцсети. А видео падения монумента включили в видеоряд, следующий за новогодней речью президента Левитса.
Еще бы: события 9 мая, когда сотни людей пришли к памятнику возложить цветы и зажечь свечи, уж очень разозлили латвийское руководство. Ведь это получило широкую медийную огласку, в том числе в российских СМИ. Нарратив "победы над оккупантами" пришлось защищать оскорблениями в адрес русских. В Нацблоке даже заговорили о создании для них концлагеря.
"Коллеги, если у кого-то еще есть сомнения о том, для какой публики этот памятник свят, и кто туда идет класть цветы, советую посмотреть вчерашний новостной сюжет в программе ЛТВ "Panorāma <…> Очень хорошо, что их показали – эти отвратительные морды. Снесем в Риге этот святой для отвратительных морд объект", – так прокомментировал возложение цветов член праворадикального Нацобъединения (партия правящей коалиции Сейма) Янис Иесалниекс.
"Всех с цветами нужно было впустить, а выход закрыть. После чего установить охранные вышки, туалеты, привезти кашу и выпускать только тех, кому посольство России купило билет в один конец – в Москву!" – добавил его коллега по партии Александр Кирштейнс.
Впоследствии он же "отменил Россию", заявив, что русского народа не существует, как нет и русского языка. Кроме того, Кирштейнс предложил депортировать из Латвии 250 тысяч неугодных жителей, то есть русских.
Таких примеров можно приводить до бесконечности. В то же время весь этот одиозный контент охотно тиражируется местными СМИ, накручивая общество в нужном ключе. Например, особый восторг вызвало недавнее интервью латвийского наемника Кристса Анцаса, который рассказал, как забрал зубы погибшего на Украине российского танкиста.
А в преддверии Нового года жителей Латвии предупредили – кто запустит салют в 23:00 (00:00 по мск) тот будет внесен в список врагов государства. Правда, сказал это всего лишь музыкант, а никакой не депутат или министр. Но благодаря усердной работе журналистов сообщение стало известно каждому латвийцу. В итоге против троих "нарушителей", которые запустили фейерверк в "московский" Новый год, завели административные дела, в том числе за прославление военной агрессии (действие происходило под песню "Я русский" исполнителя Shaman).
Что касается эффекта такого информационного давления, то результат не заставил себя ждать: в начале этого года в латвийском городе Екабпилс случилось наводнение – река Даугава вышла из берегов и затопила город. В Twitter высказали предположение, что виновата Россия, так как исток Даугавы находится на ее территории.
Другая же жительница Латвии обвинила русских в том, что ей приходится работать в католическое/лютеранское Рождество: "До каких пор мы будем баловать русских и заставлять работников магазинов работать в Рождество только потому, что "русские не празднуют, они все равно пойдут в магазины"?" – такой крик души опубликовала в соцсетях сотрудница магазина Аманда Перконе.
Еще одним показателем того, что капание на мозги возымело более чем высокий эффект, стало и то, что на лучшее новое слово 2022 года жителями Латвии выдвинуты такие слова, как "орки" (orki) (в отношении русских), "окупеклис" (okupekļis – образовано от слова piemenekļis (памятник) и оккупация (okupācija), использовалось по отношению к памятнику Освободителям), "вате" (vate) (про тех русских, кто поддерживает РФ).
Молоко матери – советский яд
Как рассказал автору в личной беседе один из молодых латышей, латвийскому народу очень хочется, чтобы он существовал – ведь он очень маленький и мало кому известен (и понятен). А вскоре может и исчезнуть. На вопрос, почему на парламентских выборах он голосовал за партию премьер-министра Кариньша "Новое Единство", когда для страны она старается, мягко говоря, слабо, он ответил, что Кариньш – молодец, а партия его делает максимум для латвийского народа.
Удивительно. При этом собеседник по происхождению не является этническим латышом: его мать русская, а папа – поляк. Чтобы стать гражданином Латвии, человек прошел натурализацию и сдал экзамен по латышскому (считает его родным языком, а себя – латышом). При этом его русский на крайне плохом уровне.
Как это могло произойти, спросите вы? Очень просто: если все имеющиеся ресурсы направить на что-то одно, например, пропаганду националистических идей и того, что самое важное – это сохранение нации, а не на уровень благосостояния, то результат в этом направлении превзойдет ожидания.
Характерным примером такой "стратегии" можно назвать кинокартину, что выйдет на большие экране в Латвии 2 февраля – "Молоко матери" Инары Колмане, снятый по мотивам романа Норы Икстены. Описание фильма не нуждается в редактуре, оно "прекрасно" таким, как его опубликовали авторы:
"Фильм рассказывает историю подающего надежды советского гинеколога Астры, которая проводит первые в Советском союзе экспериментальные операции по искусственному оплодотворению. Взбунтовавшись перед неприемлемыми для нее советскими реалиями, молодая медик теряет все – карьеру, любовь к жизни и даже материнский инстинкт, отказывая своему новорожденному ребенку в грудном молоке. Чтобы не передать с ним отравляющую сущность советской власти. С тех пор девочка невзлюбила молоко и вела свою партизанскую борьбу с навязываемым в школе стаканом (молока)".
"Удастся ли нам когда-то переработать, победить и изжить из себя советский яд, чтобы жить, работать, любить и радоваться? Или мы все время будем бороться с его последствиями, призывать к ответу уже потомков носителей "русского сапога" и бесконечно страдать? Как найти свет в полной тьме? Как прийти к миру из нескончаемой войны? Этими вопросами задаются герои и, хочется надеяться, что зададутся зрители картины "Молоко матери", – разогревают аудиторию пиарщики картины.
Сюжет этого фильма как нельзя хорошо объясняет, почему русофобия в Латвии так хорошо прижилась и набирает обороты с каждым днем. И что приблизительно творится в умах рядовых латышей.
В свою очередь, автор книги Нора Икстена рассказала в интервью Sputnik Латвия, что "обидеть русских цели не стояло". Она также признала, что репрессии против латышей проводили сами латыши, и даже объяснила – почему:
"Вы сказали, что репрессии применяли латыши против латышей, и это правда. Русские принесли в Латвию режим, и латыши воспользовались этим, чтоб занять свое место под солнцем, конкурируя с другими латышами. Наверное, если не было бы русских, было бы что-то другое. Но были именно русские, именно СССР, со своими идолами".
Геббельс научил
О том, как устроена прибалтийская пропаганда, рассказал в беседе с Baltnews специалист по информационно-психологическим войнам Анатолий Петренко:
"Они очень четко берут на вооружение тезисы Геббельса и их воплощают. А он говорил, что, если ложь повторяется многократно, народ воспринимает ее как правду.
Там (в странах Балтии) любой повод используется для того, чтобы еще раз повторить – русские-оккупанты, русские-враги. <…> В Латвии, Литве, Эстонии, Польше, на Украине промывание мозгов идет по трафарету. Они эту технологию используют, потому что она оказалась эффективной, и она малозатратная. Она не требует специалистов с высокой квалификацией. Придумать ложь – не нужно никакого образования и опыта. Ставится цель – надо много раз сказать, что русские – враги. И из всех мыльниц звучит именно это.
Вот именно за счет этого они добиваются своего результата. К тому же они лишают население альтернативной информации. При всей своей демократичности, те же американцы и европейцы – перекрыли любые канала поступления информации о том, что происходит в России, и чтобы люди нигде в мире не слышали, что происходит на Украине.
Дуют в одну дудку, а альтернативы не дают. Они не то, чтобы не дают, они ее запрещают".
Почему же Латвии так нужны оккупанты?
Дело в том, что латыши по своей природе – народ "комфортолюбивый". А идеологическая составляющая их самосознания сама по себе крайне незначительна. Всю свою историю со времен язычества они находились в чьем-либо подчинении – немцев, шведов, поляков, русских, потом опять немцев.
Во все времена власть для латышей была чужой, они были вынуждены приспосабливаться к тому, что создавал для них хозяин. Ключевым условием их выживания стало сотрудничество с тем, кто пришел к ним со своим порядком. И это никого не смущало. Главное, чтобы можно было жить. Поэтому для них не существует настоящих врагов – их никто не истреблял, не вел с ними войны. Латышский народ готов "подружиться" с кем угодно, если это будет выгодно и безопасно. Заметьте – несмотря на СВО России на Украине и заявленную критику в адрес "агрессора", страны Балтии, в том числе Латвия, продолжили покупать российский газ и вести бизнес с восточным соседом.
Оккупация и оккупанты для латышей – новая религия, в которую обратили рядовых налогоплательщиков, чтобы они исправно трудились и не нарушали распорядок "лагеря". Ведь если убрать противостояние мнимому врагу вместе с вымышленными причинами их страданий, латыш ощутит себя ничтожеством, которого используют совершенно не желающие ему процветания собратья. Вряд ли это заставит его остаться и продолжить выполнять свой долг перед государством. Для латвийских этнократов это будет означать провал.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.