Винегрет по-эстонски: дипломатия, гражданство и мобилизация

© AP Photo/ Pavel Golovkin

Эстония шаг за шагом сокращает потенциал дипломатических отношений с Россией, манипулируя при этом гуманитарными и гражданскими вопросами.

Так называемая дипломатическая война между Эстонией и Россией явно приобрела перманентный характер. И началась она даже не в 2022 году, то есть по причине только и исключительно военной спецоперации Вооруженных сил РФ на Украине.

Помнится, еще Керсти Кальюлайд, бывшая президентом Эстонии с 2016 по 2021 год, частенько позитивно высказывалась о давлении на российский дипкорпус по любому поводу, любила напомнить общественности, что Эстония, Латвия и Литва "много раз были лидерами в применении карательных мер", а также неоднократно призывала государства Евросоюза следовать в этом деле за странами Балтии – из чувства, так сказать, солидарности и европейского единства.

Вот и теперь Эстония выступила инициатором очередного антироссийского демарша на ниве дипломатических отношений – установила паритет сотрудников посольств, что послужило причиной для, фактически, высылки сразу 13 российских дипломатов из Эстонии.

Несмотря на уже привычную эстонскую активность в инициации напряженности с Россией, махнуть рукой на политические "эквилибры" республики не получается. Контекст окружающих очередной акт дипломатической войны событий свидетельствует о куда более важных вопросах, чем якобы установка вдруг понадобившегося ни с того, ни с сего паритета сотрудников дипредставительств.

Мобилизация на Украине – "это другое"

При чем здесь мобилизация? А это как посмотреть. Параллельно с новостью о сокращении сотрудников российского дипкорпуса в Эстонии в прессе начали мелькать материалы о мобилизации в России, которая, собственно, завершилась еще в ноябре 2022 года. Но, если верить западным СМИ, мобилизация в России или не закончилась, или вот-вот ожидается новая волна. Правда, единого мнения западные СМИ по этому вопросу так и не выработали, а потому в их показаниях наблюдается явная путаница, но эстонская пресса уже приступила к отработке мобилизационного дискурса.

Так, мейнстримные местные СМИ сообщили, что в Эстонии находятся около 20 000 российских граждан мобилизационного возраста, однако МВД Эстонии не знает, сколько из них на самом деле подпадают под мобилизацию. Казалось бы, какая разница МВД Эстонии, кто из граждан другой страны куда подпадает по законам той самой страны. Это же не эстонские граждане. И (надо же, как удачно для эстонской прессы) посольство России в Таллине временно приостановило прием заявлений о выходе из гражданства РФ. Тут же в эстонском информационном пространстве появились намеки на то, что россиянам таким образом стараются осложнить жизнь, а также пытаются помешать (судя по всему, уклонистам от мобилизации) избежать выполнения своего конституционного долга.

Эстонские власти дипломатическую нейтральность по отношению к российским гражданам не сохраняют, а предлагают тем из них в Эстонии, кто получает мобилизационные повестки из России, сообщить об этом по специальному так называемому общенациональному кризисному номеру.

Что последует за таким звонком, МВД Эстонии разъяснять публично не старается, но можно предположить, что в подобных случаях, например, политическое убежище вполне подходит. Следовательно, потребуется отказ от российского гражданства для обретения желанного европейского в лице Эстонии, ну или, как минимум, скоропалительной защиты. А тут, оказывается, посольство России препоны чинит.

Стимуляция правильного поведения прибывших в страну или проживавших здесь россиян в Эстонии продумана, что называется, до мелочей: воевать на Украине на стороне России запрещено – согласно эстонскому Уголовному кодексу, "присоединение к агрессии является наказуемым деянием". А вот на стороне Украины воевать, выходит, можно, так как "с украинской стороны война явно не является актом агрессии".

По словам начальника отдела пограничной охраны и миграционной политики Министерства внутренних дел Янека Мяги, "участие в военных действиях на стороне Украины не является наказуемым деянием".

Одним словом, если что, российский гражданин может быть лишен вида на жительство в Эстонии – это в лучшем случае, надо понимать. Мало ли, могут ведь и спецслужбам киевского режима передать нарушителя эстонского законодательства – на фоне военных действий на Украине и без того попираются уже многие международные нормы. Одним законом меньше, одним больше – какая разница.

И что примечательно, факт того, что среди десятков тысяч украинских беженцев в Эстонии немало мужчин явно призывного возраста, которым наверняка выписаны повестки на родине, остается вне внимания эстонской прессы. Ну разгуливают по городам Эстонии гарные хлопцы с Украины, ну что с того.

Эстонские власти, видимо, не озабочены тем, чтобы украинские уклонисты от мобилизации были или возвращены домой, или обращены в эстонское гражданство путем спасения от неправильного киевского режима. Действительно, для эстонского режима киевский режим не может быть неправильным – ценности-то одни и враг один.

И все вышеперечисленное происходит на фоне перманентного мобилизационного процесса на территории Украины, который в последнее время, а тем более в связи с провальной кампанией ВСУ в Соледаре и Бахмуте, стал крайне агрессивным.

В пабликах все чаще появляются видео о том, как украинцев мужского пола хватают даже на улице и практически силком впихивают повестки на фронт. Более того, можно встретить видео, как повестки приходят даже искалеченным в боях теперь уже бывшим военнослужащим ВСУ.

"Чья бы корова мычала", а эстонская молчала

Разгоняя в прессе негатив в отношении российского диппредставительства, эстонские власти (вполне ожидаемо, кстати) не проводят причинно-следственные связи между требованием паритета в количестве сотрудников посольств и объемом выполняемых ими задач.

Объективно, Россия с населением в несколько сот миллионов и Эстония с населением в чуть более 1,3 млн человек – несравнимые страны. Тем более, что с февраля 2022 года условия для постоянного проживания в Эстонии, особенно для русских, ужесточились значительно, и желающих, а тем более решившихся на переезд, в частности, в Россию, стало явно больше. Только за последний год эмиграция увеличилась почти на 2000 человек, и пока демографию Эстонии спасают лишь украинские мигранты.

Российские дипломаты так прокомментировали эстонские нарративы: "Удивил оскорбительный тон, который позволила себе премьер-министр Кая Каллас по отношению к Посольству России в Таллине, обвинив его в "издевательствах над людьми», желающими выйти из российского гражданства. Хотели бы отметить, что многие наши соотечественники вынуждены принимать эстонское гражданство под давлением, которое оказывают на них официальные власти, создавая искусственные жизненные проблемы. Намерения наказывать их за это у нас нет и быть не может, несмотря на возникшие объективные трудности в работе. Между тем, именно эстонская сторона на протяжении последнего года предпринимала поистине титанические усилия для воспрепятствования нормальному функционированию российских загранучреждений".

Различные претензии эстонской стороны к диппредставительству России на протяжении последнего года привели к тому, что число сотрудников итак было сокращено почти на две трети, при этом покинуть Эстонию пришлось именно специалистам, занимавшимся консульскими вопросами.

В итоге российские консульские учреждения в Нарве и Тарту закрылись еще в 2022 году, осталось единственное – в Таллине. Согласно комментарию Посольства РФ в Эстонии, "эстонские власти преднамеренно перекрывают российским гражданам доступ к консульским услугам, лицемерно пытаясь переложить вину за это с больной головы на здоровую".

Собственно, и раньше-то со стороны России особых сложностей в делах гражданства и в получении виз не было. А в последнее время, когда на российской территории то вражеские дроны взлетают, то совершаются диверсии (как это случилось с Дарьей Дугиной), можно сказать, Россия проводит крайне гуманную политику по отношению к тем иностранцам, которые стремятся въехать в страну.

В Эстонии не летают российские дроны и не устраиваются вражеские диверсии, однако именно Эстония еще прошлой весной, в апреле 2022 года, начала активную кампанию за прекращение выдачи виз россиянам и белорусам в Евросоюз, а в информационном пространстве раскручивалось заявление премьера Каи Каллас о том, что право посещать Европу еще заслужить надо. Вот как своеобразно эстонские власти интерпретируют и демонстрируют гуманизм и соблюдение прав человека.

Так, собственно, кто же явился зачинщиком всей этой истории, вызвавшей трудности в вопросах виз, гражданств и решении прочих человеческих вопросов, которые неизбежно возникают, тем более у жителей двух стран, связанных и семейными, и дружескими, и деловыми, и многими другими узами?

Ответ очевиден – весь этот конгломерат проблем создала эстонская антироссийская политика.

"По ком звонит колокол" дипломатической войны

Эстония уперлась в паритет сотрудников посольств, ее в этом деле поддержала Латвия, и последовал ответ России – эстонский посол Маргус Лайдре, по требованию МИД РФ, до 7 февраля вернется на родину. Недолго думая и, видимо, обрадовавшись продолжению "пинг-понга", министр иностранных дел Эстонии Урмас Рейнсалу бодро объявил, что "если посол Эстонии покинет Россию, то до 7 февраля Эстонию покинет и российский посол", и бросился убеждать своих евросоюзных коллег включиться во взаимный с Россией процесс сокращения диппредставительств.

Вряд ли весь Евросоюз кинется поддерживать Эстонию в таком сомнительном предприятии. По крайне мере, Норвегия еще на прошлой неделе объявила, что предпочитает "сохранять глаза и уши в Москве", тем более в условиях европейской поддержки киевского режима, воюющего с Россией. Но эстоноземельцам и россиянам от этого не легче.

Теперь, вероятно, произойдет снижение уровня дипломатического представителя обеих стран до временного поверенного в делах. Это значит, что контакты между обеими странами в дипломатической сфере будут сведены до минимальных. Конечно, не война буквально, но уже и не сотрудничество в его классическом понимании. Кто пострадает от такой трансформации?

Ну, без сомнения и скорее всего, простые граждане и Эстонии, и России. По крайней мере, вопрос обмена уже установленными пенсиями, сохранением пенсионного страхования и стажа и прочих заработанных людьми жизненных активов при переезде из страны в страну вряд ли от этого упростится, что бы там ни обещали, частности, эстонские дипломаты.

Другая сторона медали – позитивная

Одно радует в сложившейся ситуации – из России уедет опытный, отлично разбирающийся в российских реалиях господин Маргус Лайдре, который недавно поделился своей стратегией победы над непреклонной перед Западом Россией.

Маргус Лайдре, в частности, акцентировал внимание на том, что "война в Украине вряд ли закончится до тех пор, пока [Владимир ]Путин остается на посту президента РФ"; что далеко не все российские оппозиционеры, выступающие против президента Путина, поддерживают Запад. А это значит, что для победы над Россией надо стремиться не расчленить ее, устраивая всяческие беспорядки, а подыграть "имперскости россиян", то есть добиться свержения нынешнего президента России в пользу его либеральных оппонентов и помочь последним, так сказать, вернуть былое величие России в том качестве, которое акцептирует Запад. Если, конечно, возьмет в свои руки руководство всем этим процессом.

Не зря Лайдре сказал эстонским СМИ, что его отъезд из Москвы – "это, безусловно, удар". По его словам, "посол в силу своего положения имеет гораздо больший доступ к источникам информации, чем дипломаты более низкого уровня". Именно живое присутствие дает возможность знать и чувствовать страну изнутри, и это не заменит даже "современное информационное общество", в котором "мы можем многое узнать о том, что происходит в том или ином месте даже за 1000 километров".

Выходит, Маргус Лайдре должен благодарить собственное ведомство, возглавляемое русофобом Урмасом Рейнсалу, за "радость" потери возможности держать под трепетным контролем российскую действительность и ее преобразование в нужном Западу векторе.

Посмотрим теперь, насколько полезным окажется инициатива МИД Эстонии и ее последствия для информационной войны. Ведь мобилизацию на Украине никто не отменил, и ее все так же требуется чем-то оправдывать, маскировать, придумывая различные "страшные" истории из жизни россиян.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.