Климатический танцпол: как Европа пытается извлечь политическую прибыль из воздуха

Логотип Евросоюза на здании штаб-квартиры Европейского парламента в Брюсселе.
ria.ru

Рауль Тамм

Евросоюз, похоже, готов торговать индульгенциями, освобождая западных союзников от уплаты пограничного углеродного налога.

Несмотря на потрясения и кризисы, Брюссель не отказывается от прежних планов учредить пограничный углеродный налог, который должны будут платить компании государств, не уделяющих, по оценке Евросоюза, должного внимания борьбе с потеплением климата.

Но, как и следовало ожидать, в альянсе все яснее дают понять, что американские предприятия, поставляющие свою продукцию в страны Старого света, вероятнее всего, будут освобождены от такого рода сборов, так как Вашингтон "одумался" и предпринимает должные шаги в области защиты климата.

Независимые природоохранные организации и исследователи в то же время отмечают, что лишь небольшая часть американских и канадских предприятий действительно имеют в планах и принимают какие-то меры декарбонизации своих производств, но и эти шаги совершенно недостаточны, чтобы затормозить нарастание температуры планеты.

Но Вашингтон ранее ясно давал понять Брюсселю, что не потерпит со стороны европейцев никаких дополнительных, незаконных импортных пошлин, как бы они не назывались и чем бы не были мотивированы.

Очевидно, что Брюссель хотел бы избежать обострения отношений с трансатлантическим союзником и по совместительству одним из ключевых торговых партнеров. Желание это становится тем сильнее, чем очевиднее проявляются экономические последствия нарастания противостояния между коллективным западом и формирующимся политико-экономическим блоком "Остазия" во главе с Китаем и Россией. И вряд ли к 2026 году, когда должна бы заработать европейская система пограничного сбора с "грязной" иностранной продукции, ситуация как-то успокоится и все вернется на круги своя.

Так что недавние заявления европейских лидеров в отношении перспектив распространения системы сбора углеродного налога на американские предприятия были вполне ожидаемы. Соединенным Штатам, возможно, удастся избежать выплаты учреждаемых Евросоюзом тарифов на импорт товаров "с углеродным следом", поскольку они приняли климатические цели, аналогичные целям Евросоюза, заявил 20 сентября курирующий зеленую политику альянса исполнительный вице-президент Еврокомиссии Францискус Тиммерманс, которого процитировали со ссылкой на агентство Reuters многие американские и европейские издания, не уточнив, где и при каких обстоятельствах все это было сказано.

Как научиться извлекать прибыль из воздуха

"Если у Соединенных Штатов будет та же траектория, что и у нас, с точки зрения сокращения выбросов, то... создание "углеродного клуба" не исключается. Поскольку это означает, что углеродный след одной тонны стали в США сравним с углеродным следом производства тонны стали в Европе, то вам не нужен механизм углеродной корректировки на границе, – сказал Тиммерманс. – Такой подход, вероятно, не будет применяться к другим крупным торговым партнерам. Но между ЕС и США я этого не боюсь... Я думаю, что мы все еще параллельны".

Обаятельный нидерландский политик таким образом достаточно ясно дал понять, что Брюссель готов пойти на уступки и поблажки американцам, если те поддержат европейский план навязывания миру системы сбора климатического пограничного налога. Весьма спорного с точки рения правил Всемирной торговой организации (ВТО) и крайне неприятного для большинства стран мира, заинтересованных в торговле с Европой.

Президент США Джо Байден, вернувший свою страну в рамки Парижского климатического соглашения, ранее пообещал сократить к 2030 году выбросы углекислого газа "как минимум" на 50% по сравнению с уровнем 2005 года. Брюссель демонстративно аплодирует, но определенная Байденом планка заметно ниже, чем та, что определил для себя Евросоюз.

А кроме того, не факт, что нынешний американский лидер выиграет следующие президентские выборы, и что его преемник подтвердит готовность страны развивать программы декарбонизации экономики. Противодействие им в США, судя по публикациям в средствах массовой информации, очень велико, поскольку озеленение такой мощной "нефтяной" экономики, какой обладают американцы, крайне обременительно и с финансовой точки зрения, и с точки зрения социально-политической стабильности.

Взаимные реверансы на климатическом танцполе сами по себе говорят о том, какие заманчивые перспективы открывает придуманный Евросоюзом пограничный углеродный налог в области торговли политическим влиянием – отсрочки, поблажки для отдельных компаний или стран, исключения их из системы углеродного сбора могут сами по себе стать доходным "товаром" и средством убеждения несогласных, компенсацией, скажем, за "правильное" голосование в международных организациях.

Вот уж поистине, богатеет не тот, кто, образно говоря, добывает золото, а тот, кто навязывает и за процент отчислений контролирует правила торговли драгметаллами. Брюссель не устает удивлять международную общественность изобретением все новых способов извлечения выгоды буквально из воздуха, но на таких гуманистических, природоохранных или еще каких-нибудь основаниях, что и возражать-то совестно и тревожно – распропагандированная международная общественность заклеймит как врага планеты, как помеху для движения человечества к светлому и комфортному, равноправному, естественно, да еще и спасенному от климатической катастрофы миру.

Брюссель усугубляет международную напряженность

Кто же сейчас возьмется спорить с тем, что климат, действительно, меняется, и в не самую приятную для человечества сторону. Но немало специалистов сомневается в том, что именно само человечество и только оно в этом виновно, а также в том, что со всем этим и в самом деле что-то можно сделать, даже если ценой неимоверных потерь и лишений перейти, отказавшись от ископаемого топлива, на углеродно-нейтральную экономику.

И очень велико количество тех, кто считает, что у Евросоюза нет права – ни юридического, ни морального – эксплуатировать тему борьбы с потеплением климата и зарабатывать миллиарды на пограничном углеродном налоге.

Брюссель очень рассчитывает на эти финансовые поступления, которые призваны существенно пополнить казну альянса и помочь ему погасить кредиты, взятые на международных финансовых рынках для антикризисного, пост пандемического восстановления и обновления экономики. Но торговые отношения с Россией, по известным причинам, практически свернуты, и это лишает финансовые расчеты Брюсселя одного из самых крупных слагаемых в бухгалтерской статье "дебет".

Америку, а также, вероятно, Канаду и другие страны коллективного запада Евросоюз вычеркнет из списка плательщиков по геополитическим соображениям. А значит единственными государствами, за счет которых альянс мог бы существенно пополнить свой бюджет, остаются Китай, его соседи в Юго-Восточной Азии и Латинская Америка. И как же Евросоюз собирается "подать" Пекину этот факт, если учесть, насколько напряжены сейчас международные отношения и как обострилось противостояние между условными коллективным западом и "Остазией", между США и Китаем?

Ситуация и без того критическая. Введение Евросоюзом новой, оцениваемой в Пекине и других уязвленных столицах как дискриминационная, пограничной пошлины смягчению напряженности явно не будет способствовать. Разбирательствами в арбитраже ВТО и протестами конфликт может не ограничиться. Вполне вероятны ответные торговые санкции (а углеродный налог рассматривается и как незаконная санкция за несоответствие климатическим установкам Брюсселя), эскалация торговой войны. По сути дела, Брюссель усугубляет противостояние, собираясь заставить весь "не западный" мир платить ему за право торговать в Европе.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме