Удары по энергосистеме Украины продолжаются больше двух месяцев. Впервые Россия использовала такую тактику 10 октября в ответ на теракт на Крымском мосту, который стал переходом "красной линии" для Кремля. С тех пор подобные атаки повторяются регулярно.
Стоит признать, Киеву достаточно долго удавалось проявлять устойчивость к такой тактике ВС РФ. В самом начале энергообеспечение восстанавливалось всего за несколько часов. Однако с каждым авиаударом это время увеличивается, и после последней атаки, которая состоялась 23 ноября, каждый четвертый житель Украины остался без света, воды и отопления. Если так будет продолжаться и дальше, то вся страна вскоре погрузится во тьму.
"Западные партнеры" Украины тоже это понимают. В США уже заявили об отправке первой партии энергетического оборудования в Киев на сумму $13 млн. Но поможет ли это Незалежной?
Остатки былой роскоши
С каждым днем украинским властям все сложнее обеспечивать домохозяйства и промышленные предприятия электричеством. После авиаударов 23 ноября 10 млн жителей страны – всего на Украине сейчас 27 млн человек – остались без света, тепла, воды и связи, причем в некоторых городах блэкаут продолжался несколько дней.
В Киеве 70% домов были отключены от электричества, перестало работать метро, остановились трамваи, пригородные электрички. Стали бесполезными банкоматы, а больницы работали на электрогенераторах. Это был самый мощный блэкаут для страны, хотя атаки на энергосистему продолжаются с 10 октября. Почему Украине так долго удавалось сохранять относительно стабильную работу электросетей эти месяцы?
Дело не в оперативности служб и ремонтных бригад и уж тем более не в грамотных действиях киевских властей. Как отмечает польское издание Myśl Polska, секрет заключается в советском наследии. В 1980-х годах прошлого века на Украине была построена мощная и современная энергетическая инфраструктура, которая обеспечивала развитую промышленность УССР. Однако теперь Россия проводит декоммунизацию, к которой Киев так стремился, избавляя страну от подарка "советских оккупантов".
Во времена СССР Украина была одной из самых индустриализированных регионов мира. Здесь функционировала авиационная промышленность, металлургическая, химическая, развивалось судостроение. Многое сохранялось и после "получения независимости", но, разумеется, уже не в таких масштабах.
Украина не нуждалась в таких объемах энергии, как УССР, поскольку промышленное производство постепенно сокращалось. В период с 1990 по 2019 год спрос на электричество упал почти на 50%. В 2021 году использовалось всего 54% энергетических мощностей стран.
С февраля 2022 года энергетические потребности страны снизились еще в два раза после обвала экономики – с начала года ВВП снизился на 30% – и закрытия предприятий. Именно поэтому первые авиаудары по энергосистеме не принесли такого огромного ущерба, о котором можно было бы подумать.
Запас мощности был по-прежнему велик и позволял восполнять потери даже при значительных разрушениях. Но с каждым новым ударом устойчивость украинской энергосистемы становится все меньше. Даже в Киеве уже заговорили о том, что придется терпеть блэкауты, причем продолжительное время, хотя ранее давали более оптимистичные прогнозы. Это начали признавать и на Западе.
Австрийский полковник Маркус Райснер в ходе интервью изданию ZDE заявил, что Украина погрузится в полную темноту уже через несколько недель. Он призвал развернуть на территории страны мощную систему ПВО. Однако не уточнил, как украинцам продолжать существовать без света, воды и связи, учитывая, что энергосистема грозит рухнуть уже сегодня.
Ответ на этот вопрос частично дала первая леди Елена Зеленская, но в своей манере. Она заявила, сославшись на странное "исследование", что 90% граждан Украины готовы потерпеть холод и темноту несколько лет, если их страну все же примут в Евросоюз.
Конечно, принимать Украину в ЕС не собираются, причем ни сейчас, ни позже. Для того чтобы присоединиться к блоку необходимо выполнить множество условий, что Киев не в состоянии сделать. Также остается открытым вопрос долгов (уже в октябре Госдолг достиг $98 млрд и продолжает расти), которые страна не в состоянии вернуть.
Европейский путь для Украины закрыт на ближайшие годы, а возможно, и десятилетия. А вот тотальный блэкаут – куда более реалистичная и близкая перспектива.
(Не) своевременная помощь
О проблемах Украины с энергообеспечением прекрасно осведомлены на Западе. Конечно, мало кого трогают тяготы населения, а вот остановка работы оборонной промышленности в стране, которая ведет военные действия с Россией, – уже проблема. Впрочем, США собираются попробовать ее решить.
В Вашингтоне заявили об отправке Украине партии энергооборудования на сумму $13 млн. Как этом сообщает Reuters, это только первая часть пакета помощи общей суммой на $53 млн в рамках поддержки восточноевропейской страны. Оборудование будет отправлено с американской военной базы.
Что именно будет перенаправлено на Украину, не уточняется, однако ранее киевские политики заявляли, что им нужны трансформаторы и генераторы, а также системы противовоздушной обороны. Системы ПВО позволят замедлить процесс разрушения энергетической инфраструктуры, но все же не остановят его, а также не помогут восстановить. А вот трансформаторы и генераторы – уже реальное подспорье для Киева, который в буквальном смысле остался без света.
Впрочем, генераторами заменить всю энергосистему страны невозможно. Лишь немного поддержать в самые критические моменты, и то только некоторые объекты. Нужно понимать, что раз это оборудование направляется с американской военный базы, то оно уже было в использовании, и срок службы остается неизвестным.
Даже если предположить, что генераторы действительно поступят на Украину в исправном состоянии и смогут проработать достаточно долго, их нужно обеспечивать топливом. Например, для эксплуатации наиболее распространенных дизельных генераторов требуются нефтепродукты. Очевидно, такая энергия будет невероятно дорогой. И обеспечить все нужды страны в любом случае не получится.
Поставлять электричество в жилые дома с помощью генераторов никто не будет. Скорее всего, это оборудование уйдет в социально-значимые объекты, вроде больниц, или же на предприятия оборонно-промышленного комплекса.
Политолог, политический технолог, директор украинского Центра политического маркетинга Василий Стоякин считает, что основная часть той помощи, которую выделили США, все же будет направлена на социальные нужды.
"Оборонно-промышленный комплекс в значительной мере обеспечен энергией. Возможно, в какой-то степени американская помощь пойдет и на военные объекты, но не слишком много. Стоит понимать, что по законам военного времени в первую очередь обеспечивается то, что необходимо для обороны. Да, безусловно, какая-то часть помощи от США уйдет в резерв, что-то на те направления, которые остались незакрытыми. Однако основная часть будет обеспечивать электричеством социальные объекты", – сказал он в беседе с Baltnews.
"Нефтепродукты, которые понадобятся для генераторов, тоже не станут проблемой. С ними у Украины вопрос уже решен, причем в значительной степени за счет России. Это делается по серым схемам, которые давно отработаны, и пресечь их пока не удалось. Острого дефицита нефтепродуктов в стране сейчас нет, а когда был весной и летом 2022 года, в основном касался только потребительского сектора, то есть личного автотранспорта граждан. Даже посевная и уборочная кампании прошли на Украине в штатном режиме", – добавил Стоякин.
Генераторы у Украины, возможно, и появятся. Даже обеспечивать их дизелем получится, допустим, без проблем. Но вот привести в порядок энергосистему так просто не выйдет.
Остатки "советской роскоши" тают на глазах, и значительная часть инфраструктуры, которая ранее поддерживала огромный промышленный комплекс, сегодня уже не подлежит восстановлению. Будет ли Украина строить энергосистему с нуля? Вопрос неоднозначный. Но точно не в то время, когда продолжаются авиа- и ракетные удары.
США помогут поддержать видимость того, что Украина пока не откатилась в Средневековье. Но на всех генераторов все равно не хватит. А вот деньги за них Киеву придется отдавать, причем, скорее всего, с процентами.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.