Борьба на всех уровнях власти: "мирный атом" стал причиной очередного раскола Евросоюза

АЭС Рингхальс в Швеции

Рауль Тамм

Тема: Европа без российского газа

Эстония устраняется от общеевропейского спора о статусе атомной энергетике и ее соответствии зеленой политике Евросоюза.

Франция сколачивает "ядерный блок" из союзных государств, поддерживающих развитие атомной энергетики и строительство новых станций. По инициативе Парижа в Стокгольме подписано соглашение о "тесном сотрудничестве" одиннадцати стран Евросоюза, обязавшихся продвигать "совместные промышленные проекты", включая и малые реакторы. Именно такой собирается в будущем построить и Эстония, но ее подписи под соглашением "ядерного блока" нет.

Идея строительства собственной малой атомной станции в Эстонии обсуждается не первый год и, похоже, завоевала многие умы и рассматривается как наиболее вероятный и надежный вариант решения проблемы энергетической независимости. Парламент страны пока не рассматривал законопроект, который сделает такое строительство законным, а правительство одергивает предпринимателей, усиленно пропагандирующих свои проекты создания национальной атомной энергетики.

Компания Fermi Energia недавно сообщила о том, что намерена заказать малый реактор технологии корпорации GE Hitachi, предложение которой оказалось наиболее выгодным. А глава эстонского предприятия Калев Каллеметс уже вовсю подписывает контракты с потенциальными партнерами, обещая им поставлять электричество по фиксированным ценам. Правда, насчет сроков начала таких поставок уверенности ни у кого нет, но предполагается, что "если все пойдет хорошо", станция может заработать примерно в 2035 году.

Под "все будет хорошо" подразумевается, что парламент Эстонии одобрит строительство станции, а правительство этому проекту станет всячески содействовать. Участие же властей страны в реализации частной инициативы во многом зависит от того, как Евросоюз будет относиться к атомной энергетике как к таковой.

Если ее после многолетних споров все же окончательно признают достаточно "зеленой", чтобы соответствовать политике и идеологии Брюсселя, операторам АЭС не придется, например, покупать квоты на эмиссию чего-либо, выплачивать иные сборы и налоги на "грязные" производства (когда такие будут учреждены, а они обязательно появятся).

"Зеленый" статус ядерной энергетики, кроме того, откроет ей доступ к фондам Евросоюза, к льготным кредитам и немалому числу иных крайне приятных предпринимателям поблажек. В дополнение ко всем этим приятностям, генерируемое на АЭС электричество можно будет выгодно использовать для электролиза водорода, на который Брюссель возлагает огромные надежды как на альтернативу природному газу. И такой водород тоже будет считаться истинно "зеленым", то есть самым желанным в странах Евросоюза, и получит множество льгот.

Проблема, однако, в том, что планы сторонников атомной энергетики во главе с Францией нравятся далеко не всем европейским столицам. Противники "мирного атома", руководимые Германией и Австрией, категорически против наделения АЭС статусом "зеленых", возобновляемых источников энергии. Борьба, судя по многочисленным и противоречивым публикациям в европейских средствах массовой информации, идет на всех уровнях власти Евросоюза.

"Ядерный блок", сформированный на днях в Стокгольме на встрече отраслевых министров стран альянса, призван продемонстрировать силу сторонников атомной энергетики. Соглашение подписали одиннадцать стран, согласие с ним высказала также Швеция, воздержавшаяся от подписания документа по причине того, что это ей не позволила сделать "политическая этика" – шведское правительство с января временно председательствует в Совете Евросоюза. Но заинтересованность Стокгольма (так же, как и подписавшего соглашение Хельсинки) в развитии атомной энергетики очевидна – система энергообеспечения королевства опирается на АЭС. Которые, кроме того, очень выручают еще и Эстонию, поставляя ей электричество по сравнительно умеренным ценам.

У Парижа есть еще козыри в рукаве

Отказ от сланцевой энергетики, как известно, поставил Эстонию в зависимое от соседей положение, снабжение генерируемым АЭС финским и шведским электричеством по подводным кабелям фактически определяет энергетическую безопасность страны. Которой следовало бы вследствие этого, а также учитывая намерения построить в будущем собственную станцию, также присоединиться к "ядерному блоку".

Но Таллин этого не сделал сейчас, не высказывался он в Брюсселе официально в поддержку атомной энергетики и в прошлом, демонстрируя таким поведением некоторую двусмысленность своей позиции. Прибалтийские республики – Латвия и Литва также не вошли в "ядерный блок". Вероятно, благоразумно решили держаться в стороне от нешуточной схватки между европейскими сторонниками и противниками АЭС.

Одиннадцать европейских стран по инициативе министра энергетики Франции Аньес Паннье-Рунаше обязались "более тесно сотрудничать" по всей цепочке ядерных поставок и продвигать "совместные промышленные проекты" в области новых генерирующих мощностей, а также новых технологий – таких как малые, модульные реакторы.

Подписанты коллективной декларации (Болгария, Хорватия, Чешская Республика, Финляндия, Франция, Венгрия, Нидерланды, Польша, Румыния, Словакия и Словения) заявили о планах "совместно подтвердить свое стремление к укреплению европейского сотрудничества в области ядерной энергии".

"Ядерная энергия является одним из многих инструментов для достижения наших целей в области климата, для производства базовой электроэнергии и обеспечения безопасности поставок", – в частности говорится в декларации, которая стала очевидным вызовом Берлину.

Неформально инициативу как бы одобрил и Брюссель, так как присутствовавшая на встрече министров комиссар альянса по делам энергетики, эстонка Кадри Симсон призвала участников "активно участвовать в партнерствах по малым модульным реакторам". Еще она что-то говорила об отказе от российского ядерного топлива, но не пояснила, каким таким образом и зачем покупающие его страны могли бы это сделать. Построенные еще во времена "социалистического лагеря" станции в ряде стран Евросоюза могут работать только на соответствующем топливе, которое им много лет исправно поставляет Россия.

Участники встречи в Стокгольме также "почувствовали необходимость работать над нормативно-правовой базой для атомной энергетики", которая позволит этой технологии в полной мере сыграть свою роль в обезуглероживании европейской экономики, "без явного противопоставления ее возобновляемым источникам энергии", – заявила министр Паннье-Рунаше, которая очевидно возглавит "ядерный блок" на предстоящих переговорах в Брюсселе.

Вероятнее всего, на предстоящих решающих дебатах прибалтийские республики вновь займут выжидательную позицию и примут сторону лишь тогда, когда расклад сил станет очевиден. Но у Парижа, который крайне нуждается в средствах для модернизации своих старых атомных станций, обеспечивающих львиную долю энергопотребления страны, есть "в рукаве" козыри.

В частности, от него зависит, будет ли в конечном счете проложен трубопровод BarMar для поставки из Испании в Германию водорода, на который делает ставку Берлин. Если Германия и Испания не согласятся признать атомные станции соответствующими зеленой политике Евросоюза и, следовательно, полученный за счет генерируемой АЭС энергии водород достаточно "зеленым", Франция может помешать реализовать многомиллиардный проект водородопровода.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме