Все ради транзита: почему Украина защищает российский газ

Газораспределительная станция "Нежухив" в Стрыйском районе Львовской области
© Sputnik / Стрингер

Илья Круглей

Тема: Европа без российского газа

"Нафтогаз" и украинские политики настаивают на сохранении транзита углеводородов из РФ в Европу – несмотря на все санкции против Москвы и даже проходящую СВО.

Правительство Украины, то самое, которое годами призывает весь мир изолировать Россию, а Европу – разорвать с ней любые экономические связи, настаивает на сохранении транзита российской нефти и газа через территорию "Незалежной". Как пишет The Washington Post, за сохранение прокачки российских углеводородов выступает и руководство "Нафтогаза Украины".

Выглядит как биполярное расстройство, особенно если учесть тот факт, что Киев сам же ограничивает прокачку газа по украинской ГТС. Напомним, еще весной 2022 года "Оператор ГТС Украины" заявил о невозможности прокачки через газоизмерительную станцию (ГИС) "Сохрановка".

Официальная причина – станция находится под контролем ЛНР, а не Киева. Разумеется, тот факт, что специалисты на месте, а объект полностью исправен и готов к работе, киевское руководство вообще не волнует. Из-за этого голубое топливо до сих пор поступает только через ГИС "Суджа".

С другой стороны, во всем этом есть определенная извращенная логика. Украина хочет стать монополистом поставок трубопроводного российского газа в Европу. По крайней мере, тех объемов, что еще поступают в Старый свет после национализации отдельными странами части магистралей и взрывов.

И вот же совпадение – 24 мая морские беспилотники пытались атаковать корабль ВМФ РФ "Иван Хурс". Его задача – охранять газопроводы "Турецкий поток" и "Голубой поток" (на дне Черного моря).

Сама Европа, кстати, пока что отмалчивается, но в какой-то момент придется отвечать на вопрос: "А нужна ли ей такая украинская монополия поставок?".

Российский газ плохой, поэтому дайте нам его прокачивать!

Политики США и стран Евросоюза уже долгие годы говорят о том, что Старому свету нужно избавляться от энергоносителей из РФ. От нефти и нефтепродуктов уже отказались с помощью эмбарго. Уголь покупать запретили. Остался только газ. За счет терактов на "Северных потоках" и национализации Польшей части магистрали "Ямал-Европа" большую его часть удалось остановить. Но все еще работают "Турецкий поток" и украинская ГТС.

Выходит, если бы с магистралью, которая проходит по территории Турции, что-то случилось (или на дне Черного моря, где проложена коммуникация), то Киев стал бы монополистом поставок трубопроводного российского газа в страны Евросоюза.

И вот же совпадение, официальный представитель Минобороны РФ Игорь Конашенков сообщил 24 мая, что морские беспилотники пытались атаковать корабль ВМФ РФ "Иван Хурс". А ведь боевая задача этого корабля – обеспечение безопасности "Турецкого потока", который прокачивает российский газ в Европу (и "Голубого потока", доставляющий углеводороды непосредственно самой Турции). После терактов на "Северных потоках" удивляться попыткам взорвать еще одну магистраль уже не стоит.

Кстати, идею о том, чтобы оставить одну только украинскую ГТС, Киев и Вашингтон активно продвигают уже достаточно давно. В последний раз официально такие речи звучали в апреле этого года на заседании группы по санкциям под председательством руководителя офиса Владимира Зеленского Андрея Ермака и бывшего посла США в России Майкла Макфола. Суть их плана – сохранить транзит российского газа через Украину, но приостановить работу "всех остальных контролируемых Кремлем трубопроводных маршрутов, а также прекратить прямые поставки газа в страны Евросоюза". Кстати, любопытно: "приостановить" – это как? Взрывчаткой?

Настоящий повод сохранить транзит – это не деньги

Зачем это Киеву и Вашингтону? Неужели Украина настолько много зарабатывает, что нужно даже русофобию во внешней политике подвинуть в сторону? Глава "Нафтогаза" Алексей Чернышов убеждает общественность, что примерно так все и обстоит. По его мнению, Киев нуждается в доходе от транзита и хочет быть надежным экономическим партнером для европейских стран.

В "Нафтогазе" уверяют, а ряд украинских чиновников ему поддакивает, что в Европе есть несколько стран, которые сильно зависят от российского газа, но в то же время серьезно помогают Киеву, а значит, нельзя оставлять их без критически важного ресурса. Более того, украинские власти настаивают на том, что сохранение российского газа в трубе на территории "Незалежной" позволяет уберечь некоторые территории от ракетных ударов со стороны РФ.

Но это все для телекамер. На практике, как это часто бывает, мотивация другая, и дела обстоят иначе. Как рассказал Baltnews руководитель Центра анализа стратегии и технологии развития ТЭК РГУ нефти и газа им. Губкина Вячеслав Мищенко, логика Европы, США и в целом Запада, весьма простая – заработать на всем. Даже на антироссийских санкциях. Сделать экономике РФ больно, но самим при этом понести минимальный ущерб. Если для этого нужно сохранить украинский транзит, даже во время СВО, так тому и быть. Мнение Киева тут вторично.

"Обратите внимание, страны Евросоюза ввели и эмбарго против российской нефти, и потолок цен на нее. Какой смысл ограничивать стоимость покупки товара, если вы его в принципе запретили? Значит, вы заранее соглашаетесь с тем, что нефть в виде смешения с другими сортами или в виде уже нефтепродукта (например, сделанного в Индии) – топлива – будет поступать в Европу. Причем вы хотите покупать все это по наименьшей цене.

Все прекрасно понимают, что есть страны, использующие посредников при покупке черного золота у РФ, но Запад закрывает на это глаза. Раз замены нет, пусть российские углеводороды идут.

Но главное – это контроль потоков. Одно дело, когда в Европу российский трубопроводный газ идет по двум маршрутам, где один из них – Турция, которая проводит собственную политику. А другое дело, когда остается только украинская ГТС, которую Вашингтон может без проблем контролировать, ведь Киев сделает все, что прикажет Белый дом. Сохранение транзита через Украину – это не вопрос денег, это вопрос имиджа, способность диктовать России, сколько и как она будет доставлять газ в Европу", – считает эксперт.

Согласится ли Европа?

Важно отметить, что экспорт российского газа сократился сегодня с примерно 150 млрд кубометров в год (по итогам 2021 года) до нескольких десятков млрд кубометров. Повторимся, "Северные потоки" взорваны, а "Ямал-Европа" не работает, поскольку правительство Польши просто присвоило себе часть этой трубы, не заплатив "Газпрому" ни копейки (говоря проще – украло). Европа уже больше года лихорадочно ищет любые новые источники поставок. Включая СПГ, который она закупает, несмотря на его высокую стоимость, причем у всех: США, Катара, Австралии, Алжира и даже у России (СПГ не находится под санкциями).

Терять на этом фоне еще и поставки, идущие через Украину и Турцию, не хотелось бы. Тем более что их уже не так уж и много. За 2022 год, по данным ENTSOG, прокачка российского газа через Украину составила 19,05 млрд кубометров. Кстати, из них почти 50% пришлось именно на период с 1 января по 10 мая. А вот уже с 11 мая по 31 декабря было поставлено только 9,44 млрд кубометров. Причина, как мы уже говорили в начале – остановка Киевом прокачки через одну из ГИС магистрали – "Сохрановку", что в Луганской области.

Даже если украинское руководство все же согласится запустить транзит на полную мощность, это будет не больше (а скорее всего, даже меньше), чем максимальная мощность "Турецкого потока" (31,5 млрд в год, из которых для Европы предназначено 15 млрд). Нарастить объемы до таких объемов, чтобы заменить "Турецкий поток", не выйдет. Нет таких мощностей и инфраструктуры.

Нужно ли такое снижение импорта газа европейским странам? Нет. Разумеется, это если мыслить здраво и опираться на экономическую целесообразность. Устроит ли Евросоюз план Вашингтона и Киева – создать, по сути, украинскую монополию на поставки российского газа в ЕС? Вряд ли. Впрочем, как отметил в комментарии для Baltnews политолог, руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов Олег Иванов, единого мнения у Евросоюза не будет.

"Южная Европа, которая получает углеводороды из "Турецкого потока", будет до упора сопротивляться идее отказа от такой магистрали и сценарию, при котором газ из РФ будет попадать в Старый свет только через Украину. А вот те, кто получают углеводороды из России исключительно по украинской ГТС, в принципе, будут не против. Им "украинская газовая монополия" в импорте ЕС не страшна, они и так привыкли к закупкам через Киев. Это внесет очередной виток противоречий в европейскую семью.

Впрочем, "Турецкий поток" пока что никто не остановил, контракты на поставки не разорвал, да и саму магистраль не уничтожил. Анкаре, по крайней мере, при текущей там власти, выгодно чтобы газопровод работал, поэтому она будет стараться любыми способами его сохранить", – заключил политолог.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на