Брюссель потребовал от стран Евросоюза как можно скорее свернуть программы помощи населению и предприятиям, повсеместно используемые для смягчения последствий высоких цен на энергию. А в том случае, если цены к зиме вновь поднимутся до критических значений, помощь должна быть адресована только наиболее уязвимым домохозяйствам и компаниям.
Слишком большое количество денег, "брошенных" национальными правительствами и центральными властями Евросоюза на преодоление кризиса, поощряет инфляцию, и меры борьбы с ней не дают тех результатов, на которые рассчитывал Брюссель и Европейский центральный банк.
"Правительства должны снизить фискальные меры, принятые в ответ на шок от энергетического кризиса, при условии, что более низкий уровень цен сохранится, – заявил на недавней пресс-конференции комиссар по делам экономики альянса Паоло Джентилони. – Если цены на энергоносители снова вырастут и поддержку нельзя будет полностью прекратить, решающее значение будет иметь адресная политика помощи уязвимым домохозяйствам и компаниям, а не широкая и менее эффективная политика поддержки".
Большинство правительств стран Евросоюза приняли меры, чтобы смягчить последствия стремительного роста цен на энергоносители в прошлом году. Одни столицы были чрезвычайно щедры, другие, включая и эстонские власти, потратили на поддержку бизнеса и населения относительно скромные суммы в виде прямых компенсационных выплат или введения практики предельных тарифов.
Дополнительные финансовые вливания стали вынужденной мерой спасения от банкротств предприятий и домохозяйств, не способных оплачивать счета за электричество, подорожавшее в силу сразу нескольких причин, среди которых не последнее место занимают затеянный Брюсселем недостаточно хорошо продуманный массовый переход на возобновляемые источники энергии и отказ Евросоюза от российского природного газа.
В результате вливания дополнительных, ничем не обеспеченных "благотворительных" средств, как и было предсказано экономистами, уже нараставшая инфляция получила дополнительный стимул. Они усилили негативный эффект роста цен на энергоносители и закачки в оборот тех миллиардов, что европейские страны получают из фондов альянса и за счет коллективных кредитов для преодоления последствий пандемии и для инвестиций в "зеленую перестройку".
Брюссель подогревает инфляцию
Европейский центральный банк повышает базовые процентные ставки, пытаясь вновь "сделать евро великим", то есть увеличивая стоимость заемных денег, чтобы остановить рост цен. Результат есть, но совсем не такой впечатляющий и быстрый, как можно было бы надеяться. Еврокомиссия, преследуя вроде бы благие цели, многое сделала, чтобы придать инфляции ускорение, то есть делала прямо противоположное тому, чего добивался Европейский центральный банк. За их странными взаимоотношениями интересно наблюдать.
До начала кризиса высоких цен на энергию и ЕЦБ, и Брюссель говорили и делали примерно одно и то же – стимулировали рост и модернизацию экономик за счет вливания дополнительных средств. Затем банк совершил в своей политике поворот на 180 градусов, так как его расчет на скорое снижение темпов роста цен не оправдался, и инфляция в два и более раза начала превышать установленные финансистами Евросоюза предельные 2%.
Предпринятое банком повышение базовых ставок, очень накладное для набравших кредитов европейских правительств, должно было бы довольно быстро сказаться, но несмотря на некоторое снижение темпов инфляция продолжает расти. А Брюссель тем временем все также раздает деньги и поощряет к этому национальные правительства.
Многомиллиардные зеленые и антикризисные фонды, дополнительные вливания в оборонные производства, смягчение запретов на государственные субсидии частным предприятиям и программы массовой поддержки на пике цен на энергоносители – все эти меры означают появление на руках у людей и на счетах предприятий огромных в масштабах Евросоюза масс денег. Ну, а избыток денег в условиях рыночной экономики, как известно, неизбежно ведет к росту цен.
Довольно долго Европейский центральный банк и Еврокомиссия "тянули" экономики стран Евросоюза в разные стороны. Недавнее заявление комиссаров Паоло Джентилони и Валдиса Домбровскиса означает, очевидно, что обеспокоенность инфляцией, разрушающей амбициозные планы Евросоюза, достигла критического значения и вынудила Брюссель отказаться от политики поддержки мер антикризисной помощи. По оценкам брюссельских экспертов, меры поддержки энергетики в 2023 году варьируются от 0,2% валового внутреннего продукта в Греции и 0,6% в Испании до 1% во Франции и Италии и 2% в Германии.
"Мы находимся в лучшем экономическом положении, чем мы надеялись всего шесть месяцев назад, и наши общие решения способствовали этой лучшей, чем ожидалось, ситуации", – отметил комиссар Джентилони, не уточнив, что за "лучшую, чем ожидалось" ситуацию европейцам следует в первую очередь благодарить теплую зиму и суровые меры борьбы с пандемией в Китае, ограничившие глобальный спрос на энергоносители.
Но Евросоюз по-прежнему, по словам комиссара Джентилони, сталкивается с "ужесточением финансовых условий, высокой инфляцией, сказывающейся на покупательной способности домохозяйств", с продолжающимся украинским кризисом, геоэкономической фрагментацией, высокими государственными задолженностями. А потому альянс нуждается в "последовательном сочетании фискальной и денежно-кредитной политики для сдерживания инфляции, фискальная политика должна быть разумной и поддерживать рост".
"Мы рекомендуем нашим государствам-членам перейти к более осмотрительной налогово-бюджетной политике", – вторил коллеге комиссару вице-президент Еврокомиссии Валдис Домбровскис. Не совсем понятно, каким образом возможно сейчас сочетать борьбу с инфляцией и стимулирование роста экономик, но второе должно, очевидно, означать, что Брюссель, несмотря на собственные просчеты, полон оптимизма.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.