На этой неделе эстонские СМИ представили дорожную карту энергетики Эстонии от инициативы "Зеленый тигр", в которой утверждается, что к 2040 году эстонская энергетика может стать почти углеродно-нейтральной.
Исследователи из университета пишут, что в сфере энергетики Эстония может достичь углеродной нейтральности в секторах электроэнергии и тепла к 2040 году, в то же время климатическая цель в транспортном секторе на сегодняшний день остается невыполненной из-за отсутствия экономически и экологически приемлемых решений.
"В результате нашей работы мы пришли к выводу, что с помощью возобновляемых источников энергии в энергетическом секторе Эстонии можно достичь наших целей климатической нейтральности. В то же время мы не достигнем нуля к 2040 году", – считает Эйнари Кисель, менеджер по стратегии Центра передового опыта Таллинского технологического университета "Умный город".
Сообщается, что "Дорожной карте энергетики" была создана в рамках инициативы "Зеленый тигр". Рабочая группа проанализировала энергетическую экономику по трем направлениям: электричество, тепло и транспорт, и в каждой из этих областей собрала мнения экспертов, основанные на самых последних данных от участников рынка, чтобы отыграть в модели различные сценарии будущего на 2031 и 2040 годы.
Из дорожной карты следует, что в ближайшие десять лет Эстония сможет сократить выбросы углекислого газа более чем в десять раз, но для этого потребуются очень большие вложения. В частности, речь идет о полной реконструкции зданий. Но это еще не все.
В 2021 году инициатива "Зеленый тигр" решила исследовать, как можно добиться углеродной нейтральности в Эстонии с помощью возобновляемых источников энергии – "возможно ли вообще добиться углеродной нейтральности в энергетическом секторе Эстонии".
По словам Киселя, на самом деле в перспективе 2040 года полная углеродная нейтральность пока невозможна, и главную озабоченность вызывает именно транспортная сфера – вполне вероятно, что зеленых технологий, пригодных для всех видов транспорта, к тому времени еще не будет, либо заменить их все пока не удастся. Наиболее остро этот вопрос стоит в классе большегрузных автомобилей, судоходстве и авиации, где "сегодня не предлагается хороших решений с технологической стороны".
По мнению Киселя, если в 2040 году часть грузовиков все же будет работать на ископаемом топливе, уже к 2030 году можно будет добиться хороших результатов в части потребности в тепле и электроэнергии. "Что касается тепла и электричества, мы можем достичь точки, когда почти каждый час мы покрываем все наше потребление энергии в Эстонии за счет возобновляемой энергии", – считает исследователь и подчеркивает, что наличие достаточной емкости для хранения и управление потреблением электроэнергии имеют решающее значение для достижения этого результата.
По словам Киселя, производство электроэнергии в Эстонии может быть необходимо только в зимние пики, в общей сложности на несколько десятков часов, а также электроэнергию необходимо закупать в других странах. Если управлять энергией разумно, можно вполне достичь результатов. И все-таки сложно заранее учесть большое число неопределенностей. Например, электромобили способствуют достижению целей углеродной нейтральности, но создают дополнительную потребность в самой электроэнергии.
Кисель отметил также, что для углеродной нейтральности необходимо внести довольно много изменений в законодательство, а также серьезно задуматься, как профинансировать инициативы в этой области. Предприятия могли бы снизить такой большой бизнес-риск, если бы у них был долгосрочный контракт с тысячами потребителей, но добиться таких договоренностей достаточно сложно.
Также Кисель отметил, что Эстония могла бы взять пример с Финляндии и Швеции, где существует больше правил регулирования энергетического рынка: в этих странах используются рынки внутридневных расчетов, которые оговаривают, как системный администратор должен заказывать электроэнергию, если, например, запланированная ветровая энергия не вырабатывается в безветренную погоду.
То же касается вопроса редко используемых силовых установок, которые нужны только в самые холодные зимние дни. "Если такая станция нужна раз в пять лет, как можно гарантировать, что кто-то вообще будет вкладываться в ее существование?", – сказал Кисель и подчеркнул, что в Финляндии и Швеции потребители оплачивают содержание таких станций в составе платы за сеть.
По словам Эйнара Киселя, готовая дорожная карта – это честный взгляд изнутри на возможное будущее энергетики Эстонии. Цель – достичь нуля в углеродной нейтральности, но университет попытался составить реалистичную картину, которой на самом деле не хватает. По словам Эйнари Киселя, такие прогнозы никогда полностью не сбываются, потому что сама жизнь всегда более разнообразна.
"Вариации могут происходить в самые разные стороны очень быстро, но в долгосрочном тренде этот эффект не слишком велик. Речь идет о колебаниях на рынке энергоносителей в плюс-минус пять процентов", – отметил Кисель. И заключил, что не все можно сделать к 2040 году, но большая часть шагов все же будет завершена.