Дальше будет только хуже: эстонские аграрии переходят на постоянное "особое положение"

Эстонские фермеры.
BaltNews.ee

Пауль Томсон

Сельское хозяйство страны переходит в состояние выживания в новых климатических и экономических условиях, нуждаясь в крупных инвестициях в комплексные исследования его будущего.

Правительство Эстонии, вняв просьбам местных аграрных организаций, объявило "особое положение" в сельском хозяйстве страны. "Неблагоприятные погодные условия" разрешено считать форс-мажорным обстоятельством, облегчающим положение фермеров в конфликтах с недовольными клиентами и страховыми фирмами.

Для местного населения все это означает, что продукты питания вскоре вновь подорожают из-за неспособности аграриев справиться с нарастающими проблемами, вызванными изменением климата. Дальше будет только хуже, как считают ученые, но у Эстонии нет ответов на вопрос, что делать с сельским хозяйством.

Нет ответов и у других европейских правительств, испытывающих намного большие проблемы в отношениях со своими фермерскими организациями, чем те, с которыми в очередной раз столкнулась Эстония. В последние годы практически каждый весенне-летний сезон становится испытанием для местного сельского хозяйства.

Прибалтийский климат и без того не самым лучшим образом подходит для стабильного хозяйствования, а происходящие с погодой перемены делают его еще более непредсказуемым. Если страны весной и в начале лета не заливают многодневные проливные дожди, то, как, например, в этом году, почву обезвоживает засуха. Эстонские сельскохозяйственные организации, обосновывая свою просьбы о помощи, заявляли, что весенние заморозки и засуха создали "серьезную ситуацию", поставив под угрозу урожай. Непрерывные дожди, шедшие в июне на протяжении нескольких недель, не поправили ситуацию.

В дополнение к бедам, которые несет глобальное потепление, эстонским фермерам создает проблемы нехватка рабочей силы, а также перспектива "зеленых" реформ, обещанных Брюсселем. Который настаивает на принятии общеевропейского закона о биоразнообразии, подразумевающем, в частности, некоторое сокращение посевных площадей и большую природоохранную нагрузку на фермеров. Но до этих перемен еще, как говорится, надо дожить, и пока самую большую проблему для эстонских аграриев представляют постоянные и нарастающие погодные неурядицы.

По мнению климатологов, дальше будет еще хуже. Прошедший июнь, как широко сообщалось и комментировалось, стал самым жарким месяцем середины лета за всю наблюдаемую метеорологами историю. А начало июля оказалось самой жаркой неделей на планете в истории и, ожидается, что в Европе может стать еще жарче. И это очень дорого обойдется европейскому сельскому хозяйству.

Температура поверхностных вод южных океанов – главная причина штормов – уже находится на уровнях, которые европейские ученые назвали "запредельными". Эксперты утверждают, что климат меняется намного быстрее, чем ранее предполагалось, что "пороговое" повышение среднегодовой температуры на 1,5 градуса Цельсия, с которым так напряженно "сражается" своими зелеными программами Брюссель, будет периодически случаться уже в ближайшие годы, а не через далекие три десятилетия.

Ученые почти уверены, что задуманная Евросоюзом тотальная декарбонизация экономики запоздала и значимых результатов не даст – температурный порог в любом случае будет пройден, что, как предполагается, грозит масштабными природными катаклизмами, стихийными бедствиями, повышением уровня Мирового океана и, как следствие, неисчислимыми бедами для человечества, включая и голод.

Аграрный сектор Эстонии нуждается в крупных инвестициях

В течение нескольких месяцев ученые бьют тревогу по поводу необычных скачков температуры суши и океанов. Разворачивающиеся сейчас климатические катастрофы во многом соответствуют предсказаниям: повышение температуры, более сильные циклоны, более глубокие засухи, продолжительные лесные пожары. Но темпы их нарастания и неожиданные сюрпризы вроде резких перепадов температур ошеломляет даже наиболее пессимистично настроенных климатологов.

Их апокалиптические прогнозы, откровенно говоря, уже никого особенно не пугают, поскольку, во-первых, представить себе такие беды довольно трудно, а во-вторых... потому что люди есть люди, существа в массе своей склонные ожидать от природы лучшего и в трагедии не верящие до того момента, когда надо начинать геройски преодолевать их последствия.

Что, впрочем, по идее не должно относиться к правительствам, долг которых как раз и состоит в том, чтобы внимательно слушать ученых, экономистов и аграриев, делать выводы и принимать доступные меры. Тем не менее европейские политики, включая и местных, эстонских, по-прежнему озабочены в основном украинским кризисом и его экономическими последствиями.

В Турции и в американском штате Вермонт случились катастрофические наводнения, юг Европы чуть ли не парализован иссушающей жарой, европейские фермеры просят о помощи и дают очень невеселые прогнозы на будущие урожаи, а политики и средства массовой информации практически полностью поглощены литовским саммитом НАТО и обсуждением перспектив вступления Украины в военный блок. Лишь в самом конце саммита что-то было наскоро сказано о том, что изменение климата – это "серьезная проблема, оказывающая ...влияние на безопасность Североатлантического союза".

Это мрачное и почти лирическое отступление необходимо лишь для того, чтобы напомнить о забытой за политической суетой неизбежности перемен и трудностей, ожидающих фермеров, включая и эстонских (а вместе с ними и остальных жителей маленькой прибалтийской страны, которые будут платить за продукцию аграриев все большие суммы).

Глобальное потепление, как ожидается, принесет немалые выгоды Российскому сельскому хозяйству, у которого в результате глобального потепления и таяния вечной мерзлоты в северных широтах могут многократно увеличиться годные для использования земли, а остальной Европе потепление ничего, кроме бед, не принесет.

Эстонское сельское так же, как и сельское хозяйство других стран Евросоюза, к этим переменам не готово. Таллин уговорил Брюссель одобрить его схему поддержки производителей сельскохозяйственной и пищевой продукции на сумму десять миллионов евро "в контексте войны России против Украины".

Некоторые производители продуктов питания и сельхозпродукции, столкнувшиеся с нехваткой средств из-за повышения стоимости топлива, электроэнергии и удобрений, получат помощь в виде прямых грантов. Но эти деньги, "выбитые" на основании обвинений России в бедах эстонского сельского хозяйства, – всего лишь временная "заплатка" на изношенной ткани, не решающая нарастающих проблем эстонских аграриев, дорожающая продукция которых все очевиднее проигрывает конкурентную борьбу с импортом. Аграрный сектор страны нуждается в крупных государственных инвестициях в комплексное исследование его перспектив, в подготовку и начало пересмотра приоритетов.

У Эстонии пока хватает сельскохозяйственных экспертов, хорошо понимающих, что и как надо предпринять, чтобы подготовить местные хозяйства к происходящим климатическим переменам. На какие культуры имеет смысл надеяться, расширяя посевы, какие в новых условиях станут убыточны, что имеет смысл начинать осваивать, от чего лучше отказаться.

Речь, конечно, не идет о том, чтобы начинать думать о выращивании арбузов и апельсинов (во всяком случае, пока не идет), но без капиталовложений в комплексные изменения страна может в относительно скором будущем впасть в полную зависимость от импорта продуктов питания.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на 

Ссылки по теме