ЕС выделит Эстонии свыше 4 млрд евро. Страна получит денежные средства до 2027 года, которые пойдут в том числе на внедрение возобновляемых источников энергии. Такую информацию транслировали местные СМИ.
Главный редактор портала "Геоэнергетика.ru" Борис Марцинкевич рассказал Baltnews, есть ли у Эстонии возможности для того, чтобы альтернативная энергетика смогла полностью обеспечить энергобезопасность балтийской республики.
"Если говорить о традиционных солнечных и ветряных электростанциях, то в Эстонии перспектива может быть только у ветряных. Страна не самая солнечная. Что касается стабильного и надежного такого обеспечения энергией, то все будет завеситесь от того, что происходит в промышленном секторе: есть ли она вообще или нет? Ветряные электростанции климатозависимы, так скажем", – пояснил он.
Марцинкевич констатировал, что если работать в кооперации с Латвией, то наиболее маневренный вид генерации электроэнергии – это гидроэлектростанции. Здесь значение каскада ГЭС на реке Даугава может быть повышено.
Напомним, что в Латвии выработку около 34% электроэнергии осуществляет Плявиньская гидроэлектростанция. Весной, когда начинается сброс воды на латвийских ГЭС, у нее появляется избыток электроэнергии, который идет на компенсацию Эстонии, а у той появляется возможность спокойно проводить планово-предупредительные ремонты на Нарвских ГЭС, для возрастного оборудования которых это весьма востребовано.
"В случае если работы будут идти совместно, то технические возможности для этого есть. Энергосистемы Латвии и Эстонии синхронизированы еще с момента их создания в 1950-е годы. Без работы с Ригой Таллин получит прерывистую генерацию со всеми вытекающими, либо [придется] заниматься строительством иных накопителей. Наличие ионных батарей и так далее – это очень дорого и вряд ли разумно. У литий-ионных аккумуляторов ограниченное количество циклов "зарядки-разрядки", – подчеркнул собеседник Baltnews.
На вопрос о том, выгодно ли Эстонии строительство объектов возобновляемых источников энергии, если их техобслуживание может вылететь в копеечку, он ответил следующее:
"Расходы на строительство электросетевого хозяйства (сюда относят линии электропередач, трансформаторные и иные подстанции – прим. Baltnews) резко увеличиваются, когда прерывистая генерация, что солнечной, что ветряной, превышает 13%. Об этом говорят математические модели того, что происходит в ЕС. Если здесь ветра нет, а там он есть, то должна быть возможность перебросить электроэнергию".
"Есть ли планы расширения электросетевого хозяйства в Министерстве энергетики Эстонии, я пока не слышал. Для балтийской республики, как и для остальных стран ЕС, вопрос достаточно дорогой, поскольку это земельные участки, их отчуждение, выкуп", – продолжил эксперт.
"Существует альтернативный вариант – окончательно избавиться от промышленности. Тогда останется только население – оно уж как-нибудь переживет. Это очень дешево, главное, что можно сделать быстро, – закрыть заводы, да и все", – резюмировал Борис Марцинкевич.
Дополним, что из бюджета структурных фондов ЕС Эстония планирует получить 3,37 млрд евро, а также около миллиарда евро из Фонда восстановления. Деньги будут направлены на следующие сферы: энергосбережение, наука, освоение цифровых технологий.
Эстония к 2030 году планирует полностью перейти к использованию "зеленых" источников энергии. Вероятная эффективность данной политики является весьма спорной. Уже в текущем году из-за энергетического кризиса в стране прекращали работу предприятия деревообрабатывающей промышленности.
При этом на территории балтийской республики имеются значительные запасы горючих сланцев и мощности, предназначенные для получения электричества из них. Однако, несмотря на это, власти продолжают проводить курс, направленный на переход к углеродной нейтральности.